Алерт № 135

Уважаемые коллеги!

Принят очередной закон о масштабных поправках в Налоговый Кодекс. На этот раз значительно вырастут государственные пошлины, в том числе по обращениям в суды. Но поправки не ограничиваются только этим – много точечных изменений практически по всем налогам, некоторым из них даже придана обратная сила. Анализируем принятый законопроект и ожидания от него.

Суть события
Государственной Думой был принят в третьем, окончательном чтении очередной проект поправок, касающийся различных вопросов налогообложения (законопроект № 577665-8). В отличие от предыдущего закона № 176-ФЗ от 12.07.2024, который мы анализировали в TaxAlert 134, этот законопроект ожидался, поскольку был внесен во исполнение Основных направлений налоговой политики Минфина России, опубликованных минувшей осенью.

Законопроект предусматривает ряд точечных изменений в существующие правила налогообложения. Наиболее громкими стали поправки в части масштабного и значимого повышения государственных пошлин, однако изменения далеко не ограничиваются этим. В нашем алерте обращаем внимание на основные их положения, которые вступят в силу совсем скоро, а ряду поправок даже придана обратная сила.
Общие положения
Полномочия Правительства устанавливать специальные сроки сдачи отчетности и уплаты налогов продлены до 2028 года.

В 2025 года вводится возможность получения выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков, фактически заменяющей свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Документом, подтверждающим постановку на учет в налоговом органе, предложено считать выписку из ЕГР налогоплательщиков, выписку из ЕГРЮЛ, выписку из государственного реестра аккредитованных филиалов и представительств иностранных юридических лиц, выписку из ЕГРИП (п. 2 ст. 11, пп. 3 п. 1 ст. 25.11 НК РФ). При этом ранее выданные свидетельства сохраняют свою силу (статья 17 законопроекта).

Обязанность налогоплательщика передать налоговому органу в электронной форме квитанцию о приеме документов по ТКС через ЭДО предложено отменить (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Разъяснено, что датой получения документа по ТКС считается шестой день с даты направления такого документа, указанной в подтверждении даты отправки электронного документа. При этом подтверждение даты отправки направляется оператором ЭДО в налоговый орган не позднее дня, следующего за днем направления документа налогоплательщику (п. 4 ст. 31 НК РФ).

Одновременно отменено приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в случае, если налогоплательщик не передал налоговому органу квитанцию о приеме требования о представлении документов, пояснений или уведомлений о вызове в налоговый орган в течение 10 дней со дня истечения срока на передачу квитанции. Фактически, поправками предлагается рассматривать передачу такой квитанции как обязанность оператора ЭДО, а не как обязанность налогоплательщика (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Отменена возможность взыскания исключительно в судебном порядке задолженности, возникшей по результатам ТЦО-проверки ЦА ФНС России по сделкам между взаимозависимыми лицами (исключен пп. 3 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Решение о взыскании задолженности за счет имущества физического лица, не являющегося ИП, также может быть направлено через Госуслуги (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Максимальная сумма задолженности, при которой уведомление об уплате налога не направляется налогоплательщику, повышена со 100 до 300 рублей (абз. четвертый п. 4 ст. 52 НК РФ).

Разъяснено, что уплата страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности осуществляется не в качестве единого налогового платежа (п. 1 ст. 58, пп. 4 п. 7 ст. 11.3 НК РФ).

Временный порядок уведомления банков о решениях и поручениях налоговых органов о списании задолженности (ч. 17 и 18 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ) продлен до конца 2026 года.

Предлагается предоставить ФНС России полномочия по установлению дополнительных требований к поручителю и имуществу, которое может быть предметом залога, для целей предоставления отсрочки или рассрочки, инвестиционного налогового кредита (п. 71 ст. 61 НК РФ). В рамках рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки также будут учитываться сведения оператора платформы цифрового рубля (пп. 1 п. 4 ст. 64 НК РФ).

Срок направления требования об уплате задолженности в размере отрицательного сальдо ЕНС будет направляться не позднее года со дня формирования отрицательного сальдо в размере, превышающем 500 рублей, но не более 3000 рублей. Для сумм более 3000 рублей, как и ранее, требование направляется не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо (ст. 70 НК РФ).

Ставка пени для организаций на 2024 год продолжает приравниваться к 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ независимо от оснований возникновения отрицательного сальдо, повышенная ставка пени в 1/150 не применяется (п. 4 ст. 75 НК РФ). Изменениям придана обратная сила с начала года, что, вероятно, может повлечь пересчет уплаченных за этот период сумм пени.

Изменены сроки представления единой (упрощенной) налоговой декларации (п. 2 ст. 80 НК РФ), теперь упрощенная декларация подлежит предоставлению один раз в году:

  • по налогу на прибыль – не позднее 20-го апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором последний раз осуществлялись операции, в результате которых происходило движение денежных средств на счетах налогоплательщика или в котором последний раз были объекты налогообложения по налогу на прибыль;
  • по остальным налогам – не позднее 20-го числа первого месяца второго налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором последний раз осуществлялись операции по счетам лица, или в котором последний раз были объекты налогообложения по налогам, по которым представляется упрощенная декларация;
  • для вновь созданных организаций, вновь зарегистрированных ИП – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором была создана организация или зарегистрирован ИП.
Камеральная налоговая проверка единой (упрощенной) налоговой декларации будет проводиться в течение трех месяцев за налоговые периоды истекшего календарного года, начиная с 1 февраля следующего календарного года. Основанием для начала камеральной проверки единой декларации будет внесение в ЕГРЮЛ записи о том, что организация находится в процессе реорганизации или ликвидации. Ликвидация организации не может быть завершена ранее окончания камеральной проверки (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Снижены суммовые критерии, необходимые для подачи организацией заявления о проведении налогового мониторинга – совокупная сумма уплаченных за предыдущий год налогов теперь составляет 80 млн руб., а не 100 млн руб.; требования к суммарному объему полученных доходов по данным бухгалтерской отчетности, а также к совокупной стоимости активов снижены до 800 млн руб. с 1 млрд руб. (п. 3 ст. 105.26 НК РФ).

Расширен перечень налогоплательщиков, которые могут подавать заявления о переходе на налоговый мониторинг без соблюдения суммовых критериев (п. 31, ст. 105.26 НК РФ) возможность распространена на:

  • текущих участников мониторинга;
  • взаимозависимых участников одной группы (доля прямого или косвенного участия составляет 50 % и более), если в совокупности организации отвечают критериям суммовым критериям уплаченного суммарного размера налогов (1 млрд рублей), суммарного объема доходов (10 млрд рублей), совокупной стоимости активов (10 млрд рублей);
  • бывших участников КГН;
  • участников СЗПК;
  • участников промышленных кластеров;
  • резидентов ОЭЗ, ТОР, СПВ, АЗ;
  • операторов лотерей;
  • государственные и муниципальные учреждения.
Уточнено, что срок проведения проверки декларации в рамках налогового мониторинга не может составлять менее 3 месяцев. Установлено дополнительное основание для направления мотивированного мнения участникам СЗПК в случае получения ими мер государственной поддержки.

Уточнен порядок применения освобождения от налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ (неуплата налога) – теперь ответственность не наступает не только в случае сохранения положительного сальдо ЕНС со дня, на который приходится срок уплаты налога, до дня вынесения решения о привлечении к ответственности, но и в случае, если у налогоплательщика имелись суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога. Ответственность не будет наступать как полностью в отношении всей суммы недоимки, так и частично соответственно размеру переплаты (п. 4 ст. 122 НК РФ).

Введены новые основания для освобождения налогоплательщика от ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ (непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля). Так, ответственность по непредставлению документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК, документов о КИК, истребуемых в соответствии со ст. 25.14-1 НК РФ, не наступает в отношении документов за финансовые 2022-2024 годы, если на дату предоставления таких документов контролирующее лицо находилось под иностранными санкциями, а постоянным местонахождением КИК является «недружественное» иностранное государство, при этом указанные обстоятельства воспрепятствовали получению необходимых документов.

Вводится новая ст. 135.4 НК РФ, устанавливающая ответственность для российских банков за непредставление в срок информации о суммах выплаченных процентов по вкладам (остаткам на счетах) в отношении счетов физических лиц.
ТЦО
К проведению проверок по ТЦО могут быть привлечены должностные лица территориальных налоговых органов (п. 2 ст. 105.17 НК РФ).

Одновременно уточнено, что действие введенной в конце 2023 года нормы о вторичной корректировке доходов при нарушении норм о ТЦО (п. 6.1 ст. 105.3 НК РФ) распространяется на доходы, признанные с 01.01.2024 независимо от даты договора (статья 15 законопроекта). Сам пункт 6.1 дополнен указанием на то, что указанный в нем налог подлежит уплате не позднее даты уплаты налога на прибыль за соответствующий период получения дохода.
НДС
Работы и услуги в рамках доп. мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в регионах и в Сириусе теперь не будут освобождаться от налогообложения (пп. 11 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Напротив, безвозмездная передача движимого имущества и безвозмездная передача в пользование недвижимости (а также выполнение работ / оказание услуг по эксплуатации и ремонту такого имущества) благотворительным фондом или автономной некоммерческой организацией в пользу образовательной НКО включается в перечень освобожденных операций от налогообложения. Соответствующее освобождение применяется в случае, если облагаемые налогом на прибыль доходы образовательной организации не превышают 1% от их доходов (п.п. 25-26 п. 2 ст. 146 НК РФ). Право на вычет, связанный с таким имуществом (и услугами), сохраняется. Правилам придана обратная сила с начала 2024 года, однако право на вычет тоже касается только тех операций, по которым принятие к учету товаров, работ, услуг произошло не ранее 2024 года.

Также выведены из-под освобождения от налогообложения работы в рамках жилищного строительства для военнослужащих, а также услуги по проведению технического осмотра (п.п. 16 и 17.2 п. 2 ст. 149 НК РФ). Напротив, не надо будет исчислять НДС с услуг по предоставлению в аренду автомобилей СМП и перевозке бригад СМП, если такие услуги оказываются организациям государственной системы здравоохранения (пп. 33.1-33.2 п. 2 ст. 149 НК РФ). Последним изменениям придана обратная сила с 2020 года.

По усмотрению налогоплательщика могут освобождаться от налогообложения услуги по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков, если их оказывает не организация, выполняющая функции по страховой и гарантийной поддержке экспорта и импорта (пп. 7.1 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Ввоз на территорию РФ материалов для изготовления иммунобиологических лекарственных препаратов будет облагаться НДС (исключен пп. 3 ст. 150 НК РФ).

Закон предусматривает и некоторые другие изменения по НДС:

  • ставка 10% будет применяться не только к подсолнечнику и кукурузе, но и к любым протравленным семенам с/х культур (до конца 2029 года);
  • уточнены правила о порядке подтверждения права на ставку 0% в части предоставления документов, связанных с различными перевозками (п.п. 15, 16 ст. 165 НК РФ).
Исключена норма о праве на вычет по товарам, приобретенным для перепродажи (пп. 2 п. 2 ст. 171 НК РФ) – очевидно, право на вычет в такой ситуации будет охватываться более общими положениями этой нормы о праве на вычет по товарам, приобретенным для осуществления облагаемых операций.

Продлено до 2027 года включительно применение нулевой ставки при авиаперевозках пассажиров и багажа в Калининград и города Дальневосточного федерального округа (пп. 4.2 п. 1 статьи 164). По остальным внутренним перевозкам продлено до 2027 года применение ставки 10%.
НДФЛ
В критерии налогового резидентства внесены изменения, соответствующие положениям Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ в части перечня лиц-участников СВО, за которыми признается налоговое резидентство вне зависимости от срока их нахождения в РФ (п. 3 ст. 207 НК РФ).

Материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами признается полученной при соблюдении одного из следующих условий (пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ изложен в новой редакции): (1) средства получены от взаимозависимой организации/ИП или от работодателя (в том числе от взаимозависимой организации/ИП по отношению к работодателю), (2) экономия является материальной помощью или оплатой за работы/услуги (пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ). Экономия, полученная в связи с беспроцентным/льготным периодом банка или в рамках государственной поддержки, не признается доходом. Изменениям придана обратная сила с начала 2024 года.

В то же время признается доходом материальная выгода от экономии на процентах за пользование средствами, предоставленными на условиях государственных программ, если сумма процентов, исчисленная исходя из 2/3 минимального значения ключевой ставки ЦБ РФ из действовавших на дату заключения налогоплательщиком договора (на дату изменения процентов по договору) и на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, превышает сумму процентов, исчисленную исходя из условий договора. Размер материальной выгоды определяется исходя из разницы между суммой процентов по соответствующей госпрограмме и ставкой в договоре. Изменения распространяются на доходы, полученные начиная с 01.01.2024.

С 2025 года налооблагаемым доходом в виде материальной выгоды также будет признаваться выгода от приобретения долей в уставном капитале по цене ниже рыночной стоимости (пп. 3 п. 1 ст. 212 НК РФ)

При исчислении материальной выгоды от приобретения доли в уставном капитале общества рыночная стоимость доли императивно определяется в соответствующей доле стоимости чистых активов общества на последнюю отчетную дату (п. 4 ст. 212 НК РФ).

Сумма процентов, рассчитанная как произведение 1 миллиона рублей и максимального значения ключевой ставки ЦБ РФ из действовавших по состоянию на 1-е число каждого месяца в налоговом периоде, превышающая сумму доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах), учитываемых при определении налоговой базы за такой налоговый период, уменьшает вплоть до нуля налоговую базу в следующих налоговых периодах, в которых налогоплательщиком получены доходы в виде процентов, начисленных за этот налоговый период по вкладам, срок действия которых при их открытии согласно условиям договора превышает 15 месяцев и по которым выплата процентов производится в конце срока действия вклада (п. 1 ст. 214.2 НК РФ). Указанные изменения распространяются на доходы, полученные с 01.01.2023.

Налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества при отсутствии расходных документов для применения имущественного вычета может определяться с учетом уменьшения на сумму расходов, рассчитанных исходя из цены сделки, информация о которой получена налоговыми органами в порядке межведомственного взаимодействия в ходе регистрации права при приобретении этого имущества (абз. 3 п. 3 ст. 214.10 НК РФ). Норме придана обратная сила для доходов и расходов, имевших место начиная с 2023 года.

Уточнены формулировки в части выплат уволенным лицам, которые не подлежат обложению НДФЛ. Так, не облагаются выплаты, не превышающие трехкратный размер среднего месячного дохода, исчисляемого в порядке, аналогичном применяемому при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком (для физических лиц, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - в части, превышающей шестикратный размер такого дохода) (п. 1 ст. 217 НК РФ).

Минимальный срок владения жилым помещением (доли в нем), образованного в результате раздела, перепланировки, реконструкции, выдела доли, включает срок нахождения исходного помещения (доли в нем) для целей освобождения от уплаты НДФЛ при продаже. При этом в случае образования жилого помещения в результате объединения жилых помещений срок исчисляется с даты приобретения налогоплательщиком в собственность последнего из объединенных помещений. В случае продажи доли в жилом помещении, приобретенного на средства материнского капитала, минимальный срок владения исчисляется с даты приобретения в собственность всего помещения (п. 2 ст. 217.1 НК РФ). Изменения распространяются на доходы, полученные начиная с 01.01.2024.

Налоговый агент вправе удерживать из дохода физического лица исчисленную сумму налога вплоть до 31 января года, следующим за истекшим налоговым периодом, а не только в течение налогового периода (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Налоговый агент по заявлению налогоплательщика обязан учитывать произведенные последним расходы, право на которые есть согласно главе НДФЛ. Копии подтверждающих документов должны храниться налоговым агентом в течение 5 лет (п. 11 ст. 226 НК РФ).

Изменился срок уплаты авансовых платежей ИП, нотариусами, адвокатами. Платежи будут уплачиваться не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 8 ст. 227 НК РФ). Ранее датой уплаты было 25-ое число.

При наличии оснований, влекущих перерасчет исчисленных налогов, налогоплательщик вправе представить соответствующее заявление с подтверждающими документами в любой налоговый орган или МФЦ (п. 6 ст. 228 НК РФ). Заявление подлежит рассмотрению в течение 30 дней (срок может быть увеличен еще на 30 дней). В случае отсутствия подтверждающих документов налоговый орган запрашивает их у лиц, имеющих такие сведения, которые должны предоставить ответ на запрос в течение 7 дней. По результатам рассмотрения заявления налоговый орган направляет уведомление о перерасчете или сообщение об отказе в перерасчете. Формы соответствующих документов должны быть утверждены ФНС России. Налог, исчисленный по результатам перерасчета, подлежит уплате налогоплательщиком в срок не позднее 28-го числа третьего месяца, следующего за месяцем, в котором сформировано уведомление в связи с перерасчетом. Указанные изменения распространяются на правоотношения, связанные с перерасчетом НДФЛ, транспортного и земельного налогов, налога на имущество физических лиц за налоговые периоды, начиная с 2022 года.
Налоговые вычеты по НДФЛ
Стандартный налоговый вычет за каждый месяц налогового периода уточнен в части распространения его на родителя и иных лиц, у которых на обеспечении находится ребенок со статусом «инвалид с детства» (абз. 5, 10 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Изменения применяются к доходам, полученным начиная с 01.01.2024.

Социальный налоговый вычет в сумме расходов на оплату медицинских услуг и препаратов, понесенные в отношении признанных судом недееспособных подопечных, детей (в том числе усыновленных), предоставляется налогоплательщику вне зависимости от возраста таких лиц (абз. 4 пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ). Изменения применяются к доходам, полученным начиная с 01.01.2024.

При получении имущественного налогового вычета при продаже жилого помещения (доли в нем), образованного в результате раздела, объединения, перепланировки, реконструкции, выдела доли, в состав фактически понесенных расходов включаются расходы на приобретение исходных жилых помещений (долей в нем). При продаже помещений (долей в них), образованных в результате раздела, расходы на приобретение учитываются пропорционально площади каждого жилого помещения, образованного в результате раздела исходного жилого помещения (пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ). Изменения применяются к доходам, полученным начиная с 01.01.2024.

Право на профессиональный налоговый вычет в части учета расходов, понесенных на предпринимательскую деятельность, имеют также лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 221 НК РФ). Указанные изменения применяются при определении налоговой базы за налоговый период начиная с 2024 года.
Налог на прибыль
В соответствии с обновленной редакцией некоторых подпунктов п. 1 ст. 251 НК РФ при формировании налоговой базы не учитываются следующие доходы:

  1. Доходы в виде имущества, полученного дочерней организацией управляющей компании ТОР, если часть функций была передана дочерней компании (пп. 3.5);
  2. Доходы в виде сумм прекращенных в 2024 и 2025 гг. обязательств (пп. 21.7):
  • по договору купли-продажи акций (долей) российских организаций в случае прощения долга иностранными лицами, получившими право требования по этому договору до 31 декабря 2025 г.;
  • связанных с выплатой иностранному участнику ООО действительной стоимости доли при его выходе из состава участников или в результате его исключения в судебном порядке в 2022 - 2025 гг.
Также утратил силу пп. 4 п. 2 ст. 259.3 НК РФ, согласно которому налогоплательщики могли применять повышенный коэффициент амортизации в отношении основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения, по перечню, установленному Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1731.

В состав прочих доходов, связанных с производством и реализацией, включены расходы эксплуатирующих организаций атомных станций РФ, перечисляющих денежные средства энергосбытовым организациям в целях поставки электрической энергии в новые регионы (подп. 48.12 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом сами такие субсидии не освобождаются от налогообложения (пп. 3.7, 11 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Кроме того, в п. 1 ст. 266 НК РФ уточнено определение сомнительного долга для налогоплательщиков – банков: исключена задолженность, образовавшаяся по долговым ценным бумагам. Также в указанном положении прямо предусмотрено, что не признается сомнительным долгом задолженность, возникшая по операциям, по которым датой признания дохода является дата поступления денежных средств или погашения задолженности иным способом (то есть задолженность без установленного срока погашения).

В силу «новых» подп. 14.5 и 14.6 п. 4 ст. 271 НК РФ дата поступления денежных средств признается датой получения доходов в виде:

  • штрафов, пеней и иных подобных выплат, подлежащих уплате на основании решения суда, вступившего в силу не ранее 05.03.2022, иностранной организацией, местом регистрации которой является недружественное государство;
  • процентов, начисленных по долговым ценным бумагам, выпущенным в соответствии с законодательством иностранного государства, права на которые учитываются в реестре владельцев ценных бумаг.
Аналогичное по смыслу изменение внесено в пп. 8.1. п. 7 ст. 272 применительно к расходам в виде таких выплат в адрес иностранного лица из «недружественной» юрисдикции. Изменениям придана обратная сила с 05.03.2022.

В случае, если суд по решению, вступившему в силу не ранее 05.03.2022, обязал выплачивать штрафы, пени и т.п. российскую организацию, являющуюся солидарным ответчиком иностранной организации, то датой осуществления внереализационных расходов признается дата перечисления денежных средств, передачи имущества, имущественных прав (подп. 8.1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

С 2024 года банки не вправе применять положения о специальном (не ежемесячном) учете курсовых разниц, действующие с 2022 года (ранее это ограничение действовало только на 2024 год). При этом само действие таких спецправил продлено до 2027 года.

Важное изменение произошло относительно возможности переноса убытков: согласно обновленному п. 1 ст. 283 НК РФ убытки, сформировавшиеся от деятельности, облагаемой по ставке 0 процентов, не могут быть перенесены на следующие налоговые периоды. Конечно, в первую очередь это изменение касается налогоплательщиков – инвесторов, применяющих нулевые ставки.

Также внесены изменения в п. 2.1 ст. 283 НК РФ: ограничение на перенос убытка в размере 50% не будет распространяться на налоговую базу, в отношении которой применяются пониженные налоговые ставки (менее 25%).

Изменения в правилах учета убытков будут касаться только тех убытков, которые получены за налоговые периоды начиная с 2025 года. Более ранние убытки могут учитываться в будущем по прежним правилам.

Исключена возможность применения ставки 0% к налоговой базе, формируемой организациями, осуществляющими туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа (п. 1.11 ст. 284 НК РФ), а статья 284.6 НК РФ признана утратившей силу.

Смягчены условия применения ставки 0% в соответствии с п. 4.1 ст. 284 НК РФ: нулевая ставка применяется независимо от состава активов, если акции организации на дату их реализации относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, и в налоговом периоде количество реализованных налогоплательщиком акций не превышает 1 процента общего количества акций этой организации.

На основании нового абзаца пункта 4 ст. 284.10 НК РФ трехлетний срок на осуществление инвестиций международной холдинговой компанией, применяющей пониженные налоговые ставки, может быть продлен на один год по соответствующему заявлению, направленному в субъект РФ.

В ст. 309.1 НК РФ внесены уточнения в части определения прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании, если в отношении нее действовали санкции или ее постоянным местонахождением является государство из перечня недружественных стран – прибыль может определяться также по данным отчетности по международным стандартам.
Налог на сверхприбыль
Уточнена норма ч. 11 ст. 3 Федерального закона № 414-ФЗ от 04.08.2023 «О налоге на сверхприбыль», в соответствии с которой налоговая база по налогу на сверхприбыль подлежала увеличению на размер выявленной налоговой проверкой недоимки, увеличенный в 5 раз. В таком изложении база по налогу на сверхприбыль могла быть увеличена по причинам, связанным с искажением показателей иных элементов налога, помимо налоговой базы. Уточнениями (статья 13 законопроекта) предложено учитывать не сумму недоимки с коэффициентом, а только само «изменение налоговой базы по результатам проверки», что в большей степени соответствует экономическому смыслу налога на сверхприбыль.
IT-льготы
В целях применения ставки, предусмотренной п. 1.15 ст. 284 НК РФ, определено, что под собственными программами для ЭВМ, базами данных ИТ-организации понимаются программы, разработанные, адаптированные и (или) модифицированные самой ИТ-организацией либо лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией. При этом поправками в абзац 22 этого пункта уточняется, что указанным лицом не может быть иностранная организация (за исключением организации, контролирующим лицом которой является российская организация или гражданин РФ) либо иностранный гражданин или лицо без гражданства. Изменения вступают в силу с 2025 года.

Аналогичные изменения внесены в статью 427 НК РФ применительно к страховым взносам для ИТ-организаций.
НДД
В абз. 11 п. 2 ст. 333.46 НК РФ введено уточнение, по смыслу которого показатель Цпнг, используемый при определении расчетной выручки для целей НДД, должен рассчитываться налогоплательщиками с использованием средневзвешенного значения фактических цен реализации не только ПНГ, но и СОГ. Норме придана обратная сила с 2021 года.

Ст. 333.47 НК РФ дополнена подпунктом 6, запрещающим учитывать в составе фактических расходов для целей НДД расходы в виде суммы НДПИ в части величины НДПИдоп_этан, определяемой в соответствии с п. 9 ст. 343 НК РФ.
НДПИ
Утратили силу положения НК РФ, уточняющие порядок определения количества газа горючего природного (за исключением ПНГ), закачанного в пласт для поддержания пластового давления при добыче УВС, для целей применения ставки 0 рублей (пп. 13 п. 1 ст. 342 НК РФ).

П. 1 ст. 342 НК РФ дополнен подпунктом 13.1, согласно которому ставка НДПИ 0 рублей теперь может быть применена не только в отношении газа горючего природного (за исключением ПНГ), закачанного в пласт для поддержания пластового давления при добыче УВС, но и в отношении газового конденсата, используемого аналогичным образом согласно техническому проекту разработки месторождения.

Обновленными положениями пп. 2 п. 3 ст. 342.8 НК РФ предусмотрено применение КРЕНТА, равного 1, при исчислении НДПИ в отношении концентратов и других полупродуктов, содержащих любые драгоценные металлы. Тем самым на законодательном уровне был разрешен существующий в правоприменительной практике спорный вопрос о том, допустимо ли применять Крента 1 в отношении концентратов, содержащих в себе одновременно платину и золото, либо же необходимо использовать в их отношении Крента 3,5 (см. например, Определение Верховного Суда РФ № 309-ЭС23-17431 от 21.12.2023 по делу № А60-42662/2022 (АО «Косьвинский камень»). Правда, изменениям не придана обратная сила – они начнут действовать с очередного налогового периода по истечении месяца после опубликования закона.

Уточнен порядок определения показателя НВ, применяемого налогоплательщиками, ведущими добычу нефти на участках недр, расположенных полностью в границах Нижневартовского района ХМАО - Югры, по лицензии, выданной до 01.01.2016 с начальными извлекаемыми запасами нефти 450 миллионов тонн или более по состоянию на 01.01.2016, для целей расчета суммы налогового вычета, предусмотренного для таких налогоплательщиков нормами НК РФ.

Положения п. 3 ст. 343.6 НК РФ дополнены указанием, что налогоплательщики-резиденты Арктической зоны РФ, являющиеся при этом участниками СЗПК, не смогут применять одновременно с этим также и предусмотренный специально для них ст. 343.6 НК РФ налоговый вычет. Тем самым законодатель поступательно сокращает возможности для отдельных категорий налогоплательщиков, уже использующих какие-либо значимые налоговые преференции, одновременного применения сразу нескольких крупных льгот.
Госпошлина
Государство уверенно продолжает держать ранее взятый курс на увеличение госпошлин. Помимо индексаций, установленных ранее Федеральным законом от 12.07.2024 № 176-ФЗ, в законопроекте № 577665-8 проведена еще более масштабная ревизия, которая затронула, преимущественно, пошлины, установленные при обращении граждан и организаций за судебной защитой. Изменения вступят в силу по истечении месяца после опубликования закона и будут применяться к процессуальным действиям, совершаемым после этой даты.

Производство в судах общей юрисдикции

В частности, существенно выросли размеры пошлин при подаче исковых заявлений имущественного характера, административных исковых заявлений имущественного характера, подлежащих оценке, причем как в суды общей юрисдикции (п. 1 ст. 333.19 НК РФ), так и в арбитражные суды (п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Были существенно пересмотрены как пороговые значения сумм иска, в зависимости от которых изменяется размер пошлины, так и непосредственно размеры пошлин, которые увеличились в некоторых случаях в десятки раз.

Так, если ранее градация размеров пошлин для судов общей юрисдикции (далее – СОЮ) осуществлялась в пределах сумм исков от >20 000 руб. до 1 000 000 руб. с шагом в 20 000 руб., 80 000 руб., 100 000 руб., 800 000 руб. соответственно, в то время как размер пошлины был установлен в пределах ценового коридора 400 руб. - 60 000 руб., то в рамках законопроекта анализируемые пороги установлены уже в следующих пределах (пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ):

  • цена иска до 100 000 руб. - 4000 руб.;
  • цена иска 100 001 руб. - 300 000 руб. - 4000 руб. + 3 % от суммы свыше 100 000 руб.;
  • цена иска 300 001 руб. - 500 000 руб. - 10 000 руб. + 2,5 % от суммы свыше 300 000 руб.;
  • цена иска 500 001 руб. - 1 000 000 руб. - 15 000 руб. + 2 % от суммы свыше 500 000 руб.;
  • цена иска 1 000 001 руб. - 3 000 000 руб. - 25 000 руб. + 1 % от суммы свыше 1 000 000 руб.;
  • цена иска 3 000 001 руб. - 8 000 000 руб. - 45 000 руб. + 0,7 % от суммы свыше 3 000 000 руб.;
  • цена иска 8 000 001 руб. - 24 000 000 руб. - 80 000 руб. + 0,35 % суммы свыше 8 000 000 руб.;
  • цена иска 24 000 001 руб. - 50 000 000 руб. - 136 000 руб. + 0,3 % от суммы свыше 24 000 000 руб.;
  • цена иска 50 000 001 руб. до 100 000 000 руб. - 214 000 руб. + 0,2 % от суммы, превышающей 50 000 000 руб.;
  • цена иска свыше 100 000 000 руб. - 314 000 руб. + 0,15 % от суммы, превышающей 100 000 000 руб., но не более 900 000 руб.
Пошлина, которую необходимо будет уплатить при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным для граждан составит 3 000 руб., а для организаций – 15 000 руб. (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

В свою очередь, подача апелляционной жалобы, частной жалобы, кассационной жалобы на судебный приказ обойдется гражданину в 3000 руб., а организациям в 15 000 руб. (пп. 19 п. 1 ст. 333.19 НК РФ). «Цена» подачи кассационной жалобы для граждан установлена на уровне 5 000 руб., для организаций на уровне 20 000 руб. (пп. 20 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Конкретизированы размеры пошлин при подаче кассационной или надзорной жалобы в Верховный Суд РФ, а также жалобы на определение судьи Верховного Суда РФ об отказе в передаче кассационной или надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании: для граждан она составит 7000 руб.; для организаций - 25 000 руб. (пп. 21 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Подача заявления о пересмотре судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам обойдется интересантам в 10 000 руб. (пп. 14 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

  • заявления по делам особого производства оценены в 3000 руб. против ранее установленных 300 руб. (пп. 8 п. 1 ст. 333.19 НК РФ),
  • заявления о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение, обойдутся в 1 500 руб. (пп. 12 п. 1 ст. 333.19 НК РФ);
  • заявления о правопреемстве, кроме случаев универсального правопреемства, для граждан оценены в размере 2 000 руб., для организаций - 15 000 руб. (пп. 9 п. 1 ст. 333.19 НК РФ);
  • заявления о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению, об отсрочке или рассрочке исполнения судебного постановления, изменении способа и порядка его исполнения, о повороте исполнения судебного постановления, о разъяснении судебного постановления будут стоить 3 000 руб.
Дубликат исполнительного листа можно будет получить за 1 500 руб. (пп. 12 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Для некоторых пошлин установлены особенности их уплаты (пп. 15, 16 п. 1 ст. 333.20 НК РФ):

  1. при подаче иска с требованиями о применении последствий недействительности сделок пошлина подлежит уплате в размере, установленном для исковых заявлений имущественного характера, в зависимости от стоимости имущества, подлежащего возврату;
  2. при подаче иска с требованиями об обращении взыскания на заложенное имущество пошлина подлежит уплате в размере, установленном для исковых заявлений имущественного характера, в зависимости от стоимости имущества, на которое обращается взыскание.
Аналогичными нормами дополнены и положения ст. 333.22 НК РФ (пп. 8, 9 п. 1 ст. 333.22 НК РФ).

Освобождение от обязанностей по уплате госпошлины получили новые категории заявителей:

  1. истцы по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пп 22 п. 1 ст. 333.36 НК РФ);
  2. истцы по искам имущественного характера, связанным с защитой прав на жилое помещение, которое для истца и (или) членов его семьи является единственным пригодным для постоянного проживания, - в части 70 % размера госпошлины (пп. 23 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).
Арбитражное судопроизводство

Аналогичные тенденции характерны и для арбитражного судопроизводства. Если ранее градация размеров пошлин для арбитражных судов осуществлялась в пределах сумм исков от >100 000 руб. до 2 000 000 руб. с шагом в 100 000 руб., 100 000 руб., 800 000 руб., 1 000 000 руб. соответственно, в то время как размер пошлины был установлен в пределах ценового коридора 2 000 руб. - 200 000 руб., то в рамках законопроекта № 577665-8 анализируемые пороги установлены уже в следующих пределах(пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ):

  • цена иска до 100 000 рублей - 10 000 руб.;
  • цена иска 100 001 руб. - 1 000 000 руб. - 10 000 руб. + 5 % от суммы свыше 100 000 руб.;
  • цена иска 1 000 001 руб. до 10 000 000 руб. - 55 000 руб. + 3 % суммы свыше 1 000 000 руб.;
  • цена иска 10 000 001 руб. до 50 000 000 руб. - 325 000 руб. + 1 % от суммы свыше 10 000 000 руб.;
  • цена иска свыше 50 000 000 руб. - 725 000 руб. + 0,5 % от суммы свыше 50 000 000 руб., но не более 10 000 000 руб.
Были изменены и пошлины для исковых заявлений неимущественного характера, исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке: тариф для граждан установлен на уровне 15 000 руб., для организаций на уровне 50 000 руб. против ранее действовавших 6 000 руб. (пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Особый интерес для нас представляет, безусловно, пошлина, которую необходимо уплатить при оспаривании решений налоговых и иных государственных органов: против ранее действовавших пошлин для граждан 300 руб. и организаций 3 000 руб. введены новые тарифы в размере 10 000 руб. и 50 000 руб. соответственно (пп. 7 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Как итог, желание поспорить с налоговым органом в судебном порядке обойдется налогоплательщикам более чем в 16 раз дороже прежнего.

В свою очередь, подача апелляционной жалобы, кассационной жалобы на судебный приказ обойдется граждан в 10 000 руб., а организациям в 30 000 руб. (пп. 19 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Цена подачи кассационной жалобы для граждан установлена на уровне 20 000 руб., для организаций на уровне 50 000 руб. (пп. 20 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Конкретизированы пошлины при подаче кассационной или надзорной жалобы в Верховный Суд РФ, а также жалобы на определение судьи Верховного Суда РФ об отказе в передаче кассационной или надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании: для граждан она составит 30 000 руб.; для организаций - 80 000 руб. (пп. 21 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Подача заявления о пересмотре судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам обойдется интересантам в 30 000 руб. (пп. 16 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом будет стоить гражданам 10 000 руб.; организациям - 100 000 руб. (ранее 300 руб. и 6 000 руб. соответственно). Обращение должника с заявлением о признании самого себя банкротом - бесплатно (пп. 8 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Для заявлений, требований и иных обособленных споров, подлежащих рассмотрению в деле о банкротстве, установлена пошлина в размере 50% от пошлины, определяемой в соответствии с п. 1 ст. 333.21 НК РФ, исходя из существа заявленных требований (пп. 9 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Подача
  • искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, не содержащего требования о возврате исполненного по сделке или о присуждении имущества, а также искового заявления по спорам о признании сделок недействительными, не содержащего требования о применении последствий недействительности сделок, обойдется для граждан в 15 000 руб.; для организаций в 50 000 руб. против ранее установленных 6 000 руб. (пп. 2 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).
  • заявления о вынесении судебного приказа будет стоить как раньше - 50% от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера, но с новым минимальным порогом - не менее 8000 рублей (пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).
  • заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, будет стоить 30 000 руб. против ранее установленных 3 000 руб. (пп. 10 п. 1 ст. 333.21 НК РФ);
  • заявления о правопреемстве, кроме случаев универсального правопреемства, обойдется гражданам в 5 000 руб.; организациям в 25 000 руб. (пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ);
  • заявления о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению, об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта, изменении способа и порядка его исполнения, о повороте исполнения судебного акта, о разъяснении судебного акта будут «стоить» 10 000 руб. (пп. 15 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).
  • заявления об обеспечении иска, в том числе иска, рассматриваемого в третейском суде, о замене обеспечительной меры, об отмене обеспечения обойдется в 30 000 руб. против ранее установленных 3 000 руб. (пп. 17 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Дубликат исполнительного листа можно будет получить за 10 000 руб. (пп. 15 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Утрачивают силу положения пп. 132 п. 1 ст. 333.33 о взимании пошлины за повторную выдачу свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (300 руб.), положения пп 6, 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ о лицах, освобождаемых от уплаты пошлины.

Освобождение от обязанностей по уплате пошлин получили новые категории заявителей:

  • граждане, в отношении которых введена процедура, применяемая в деле о банкротстве - по обособленным спорам, связанным с освобождением от обязательств перед кредиторами, формированием конкурсной массы и реестра требований кредиторов, в деле об их банкротстве (пп. 4 п. 1 ст. 333.37 НК РФ);
  • кредиторы - по требованиям о включении в реестр требований кредиторов в деле о банкротстве, при условии, что их требования подтверждены вступившими в законную силу судебными актами (пп. 5 п. 1 ст. 333.37 НК РФ).
Освобождение от обложения пошлиной на территориях ЛДНР, Херсонской и Запорожской областей отдельных юридически значимых действий при регистрации ИП и юрлиц продлено до 2025 года.

К заявлениям о возврате/зачете госпошлины теперь можно прикладывать не оригиналы, а копии платежных поручений об ее уплате.
УСН
При определении лимита остаточной стоимости основных средств не учитывается стоимость российского высокотехнологичного оборудования согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы в виде сумм возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд (пп. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

ИП на УСН (доходы минус расходы) учитывают в составе расходов сумму страховых взносов по статье 430 НК РФ. Взносы считаются подлежащими уплате в текущем налоговом периоде в том числе в случае, если срок их уплаты приходится на первый рабочий день следующего года (пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Суммы страховых взносов, уплаченные после 31.12.2024, за расчетные периоды, предшествующие 2025 году, учитываются в расходах при определении налоговой базы за налоговые (отчетные) периоды 2025 - 2027 годов.

Налогоплательщики, местом нахождения (жительства) которых на дату регистрации ККТ является территория ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской области, могут уменьшить сумму налога (авансовых платежей) за 2024 или 2025 год (по выбору) на расходы в размере не более 28 000 руб., понесенные на один экземпляр ККТ, фискального накопителя, ПО, соответствующих работ и услуг, при регистрации ККТ на указанных территориях до 31.12.2025 включительно (п. 3.2 ст. 346.21 НК РФ).

Право регионов на «обнуление» налоговых ставок при УСН продлено до 2026 года включительно.

Добавлена возможность самозанятых граждан перейти на УСН (иной спецрежим) в т.ч. путем подачи заявления через приложение «Мой налог» со следующего календарного месяца. Изменить режим нельзя в течение следующих 12 месяцев после перехода.
АУСН
Законопроектом также вносятся изменения в ряд специальных налоговых законов. Организации и ИП, применяющие УСН, НПД, вправе перейти на АУСН со следующего календарного месяца, уведомив налоговый орган о переходе и об отказе от применения УСН, НПД не позднее последнего числа месяца, предшествующего месяцу, начиная с которого они переходят на АУСН, через личный кабинет налогоплательщика или уполномоченную кредитную организацию. Налогоплательщики, перешедшие на АУСН после начала календарного года, не вправе перейти на иной режим налогообложения в течение 12 календарных месяцев с даты начала применения режима.

Не вправе перейти на АУСН организации и ИП, у которых совокупный размер доходов за календарный год, предшествующий году перехода на специальный режим, либо с начала текущего календарного года превысил 60 млн руб.

Датой получения доходов налогоплательщиком на основе агентских договоров, договоров поручения либо договоров комиссии у принципала, доверителя либо комитента признается дата поступления денежных средств на его счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (в том числе путем зачета встречных однородных требований или перечисления (выплаты) денежных средств по поручению принципала, доверителя либо комитента третьим лицам).

Налоговый период для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных ИП, которые уведомили о переходе на АУСН в календарном месяце, следующем за месяцем постановки их на учет в налоговом органе, первым налоговым периодом для таких организаций и ИП признается период с даты постановки на учет в налоговом органе до конца календарного месяца, в котором представлено соответствующее уведомление.

Налогоплательщики вправе уполномочить операторов электронных площадок на передачу в налоговый орган сведений о произведенных с налогоплательщиком зачетах встречных требований, а также о полученных от налогоплательщика суммах агентских вознаграждений).
ЕСХН
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы в виде сумм возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд (п. 1 ст. 346.5 НК РФ).
ПСН
Уточнен срок уплаты налога налогоплательщиками на патенте. Если срок окончания действия патента приходится на 31 декабря, то уплата налога производится не позднее 28 декабря (п. 2 ст. 346.51 НК РФ).

Налогоплательщики, местом жительства которых на дату регистрации ККТ является территория ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской области, могут уменьшить сумму налога за 2024 или 2025 год (по выбору) на расходы в размере не более 28 000 руб., понесенные на один экземпляр ККТ, фискального накопителя, ПО, соответствующих работ и услуг, при регистрации ККТ на указанных территориях до 31.12.2025 включительно (п. 1.3 ст. 346.51 НК РФ). Для учета расходов необходимо направить соответствующее уведомление, которое будет утверждено ФНС России. Если данные окажутся недостоверными, налоговый орган уведомит об отказе в уменьшении налога в течение 20 дней. Указанные расходы при исчислении налога не учитываются, если были учтены для целей иных налоговых режимов.
Имущественные налоги
Новым законом в НК РФ закрепляется порядок перерасчета суммы ранее исчисленного транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц при наличии соответствующих оснований (п. 8 ст. 362, п. 17.1 ст. 396 и п. 10 ст. 408 НК РФ). Ранее такое заявление, как и заявление о несогласии со сведениями, изложенными в налоговом уведомлении, подавалось в налоговый орган в свободной форме.

Проект формы соответствующего заявления уже подготовлен ФНС России. Упрощенная процедура действует в отношении переплат, образовавшихся начиная с 2022 года.

Льготы по налогу на имущество физических лиц дополняются льготой для лиц, принимавших (принимающих) участие в специальной военной операции, лиц, выполняющих возложенные на них задачи в период проведения специальной военной операции, а также членам их семей.

Ограничение действия во времени пониженной ставки по налогу на имущество организаций (не более 1,6% до 2026 года включительно) для железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, отменено. С 2020 года такая пониженная ставка действует бессрочно.

Установлено, что при отсутствии в ЕГРН сведений о существующих правах на земельные участки плательщики земельного налога определяются на основании иных правоустанавливающих документов на землю, сведения о которых предоставлены в налоговые органы (статья 3 законопроекта).
Специалисты Taxology готовы оказать юридическую поддержку при оценке рисков и возможностей, связанных с изменениями налогового законодательства и его разъяснений
TaxAlert для Вас представили:
Надеемся, что наш алерт будет полезен в Вашей работе!
Рассылка
Рассылку Taxology читают финансисты, бухгалтеры, юристы, налоговые менеджеры, собственники бизнеса и даже конкуренты.

Одна из лучших аналитических рассылок о налогах в России. Подпишитесь и Вы!
Подписываясь на рассылку, Вы автоматически соглашаетесь с условиями обработки персональных данных