Общеустановленная ставка налога на прибыль с 2025 года будет увеличена до 25%. При этом изменения коснулись только ставки налога, подлежащей зачислению в федеральный бюджет – она повышена с 3% до 8% на период 2025-2030 гг. Часть налога на прибыль для региональных бюджетов осталась неизменной.
До 25% также повышена ставка налога для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, а также для контролирующих лиц по доходам в виде прибыли КИК.
Также с 20 до 25% увеличена ставка налога у источника со всех доходов иностранных организаций, за исключением доходов, указанных в подпунктах 2 - 4 пункта 2 и пунктах 3, 4 и 4.3 ст. 284 НК РФ.
По сравнению с текстом законопроекта в редакции, внесенной в Государственную Думу, в принятом законе предусмотрено право регионов устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ, для российских организаций, включенных в реестр малых технологических компаний. Регионам предоставлено право самостоятельно устанавливать размеры пониженных налоговых ставок, дополнительные условия их применения, а также требования к налогоплательщикам.
Также принятым законом предусмотрена пониженная ставка в 2025-2030 гг. в размере 20% для отдельных категорий недропользователей, в том числе для тех, кто использует участки недр, расположенные в Заполярье (пункт 1.17-1 ст. 284 НК РФ).
Вместе с тем исключена возможность уменьшения до нуля федеральной части «классического» инвестиционного налогового вычета (ИНВ). Для расчета его предельной величины будет использоваться ставка в размере 5 процентов.
Одновременно с ростом налоговой ставки расширены возможности, позволяющие снизить налоговую нагрузку по налогу на прибыль за счет увеличения инвестиционной и инновационной активности.
Налогоплательщикам предоставлено право на применение федерального инвестиционного налогового вычета (далее - ФИНВ), предусматривающего уменьшение суммы налога на прибыль в федеральный бюджет. В результате применения ФИНВ сумма налога в федеральный бюджет не может быть ниже суммы налога, исчисленной по ставке 2% (3% в 2025-2030 гг.).
При этом ФИНВ текущего периода не может превышать 50% от суммы расходов, формирующих стоимость ОС и НМА в совокупности. Размер расходов, учитываемых в конкретном налоговом периоде, будет определяться в Постановлении Правительства РФ.
В отличие от «классического» ИНВ ФИНВ может быть также применен налогоплательщиками, входящими в одну группу с лицом, осуществившим расходы, формирующие стоимость ОС и НМА (фактически можно «передать» инвестиционные затраты другому лицу в целях налогообложения прибыли).
Положениями новой ст. 286.2 НК РФ не определены категории и признаки налогоплательщиков, которые могут применять ФИНВ, категории и признаки объектов ОС и НМА, к которым возможно применить ФИНВ, характеристики группы, в которую входят лица, осуществившие расходы, порядок определения величины ФИНВ. Все указанные характеристики устанавливаются Постановлением Правительства РФ.
При этом в карточке законопроекта приведен
проект Постановления Правительства РФ о порядке применения ФИНВ, в котором закреплено следующее:
- ФИНВ может быть применен налогоплательщиками, осуществляющими деятельность в сфере производства и туризма (классы/группы ОКВЭД устанавливаются в Приложении № 1 к Постановлению), с учетом ограничений, предусмотренных в п. 10 ст. 286.2 НК РФ;
- Налогоплательщиком, которому могут быть переданы затраты на ОС и НМА, является ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков или взаимозависимое лицо при условии, что доля прямого или косвенного участия в капитале компании, осуществившей расходы, составляет более 50%;
- Максимальный срок переноса ФИНВ на следующие налоговые периоды составляет 5 лет;
- ФИНВ может быть применен к машинам и оборудованию, относящимся к 4-10 амортизационным группам;
Изменение решения о применении ФИНВ возможно только по истечении трех налоговых периодов.
Аналогично «классическому» ИНВ в законе предлагается учесть следующие особенности ФИНВ:
- решение об использовании права на применение ФИНВ должно быть отражено налогоплательщиком в учетной политике;
- в отношении ОС, к расходам на которые был применен ФИНВ, запрещено начисление амортизационной премии;
- объекты амортизируемого имущества не подлежат амортизации в части стоимости, сформированной за счет расходов, в отношении которых было использовано право на применение ФИНВ;
- при выбытии ОС, НМА (за исключением ликвидации) ранее, чем по истечении пяти лет с момента ввода в эксплуатацию, неуплаченная в связи с применением ФИНВ сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней;
- в случае реализации объекта амортизируемого имущества, в отношении которого использовано право на ФИНВ, доходы от таких операций не уменьшаются на остаточную стоимость имущества, но могут быть уменьшены на первоначальную стоимость такого имущества при условии восстановления суммы налога, не уплаченной в связи с применением ФИНВ.
При этом в ст. 286.1 НК РФ предусмотрен запрет на одновременное применение ФИНВ и других видов ИНВ к одним и тем же объектам ОС и НМА.
Не вправе применять ФИНВ участники СЗПК, кредитные организации, производители отдельных подакцизных товаров (алкогольной, спиртовой, табачной, сахаросодержащей продукции), иностранные организации, признанные налоговыми резидентами РФ. Ограничения на совмещение ФИНВ с иными преференциальными налоговыми режимами (кроме СЗПК) в законе не установлены, но, не исключено, что в последующих периодах запрет будет закреплен в Постановлении.
Кроме того, для стимулирования инвестиционной активности предложено продлить на бессрочной основе действие «классического» ИНВ и реестровых РИП с объемом капитальных вложений в размере не менее 500 млн руб. В настоящее время «классический» ИНВ и реестровый РИП действуют до 31.12.2027 и 01.01.2029 соответственно.
Одновременно отменяется условие о применении после 01.01.2029 режима РИП только для участников, включенных в реестр, реализующих проекты, объем капитальных вложений в которые составляет не менее 300 млрд руб.
Также предлагается увеличить с 1,5 до 2 повышающие коэффициенты к расходам на ОС, включенные в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, высокотехнологичное оборудование и НМА в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, расходам на НИОКР по перечню, установленному Правительством РФ.