Алерт № 134

Уважаемые коллеги!

Принят ожидаемый закон о масштабных поправках в Налоговый Кодекс, ведущих к увеличению основных налогов.


Большинство из них вступят в силу с 2025 года и серьезно повлияют на жизнь и бизнеса, и простых граждан. Анализируем итоговую версию предлагаемых поправок и ожидания от них.

Суть события
Десятого июля 2024 года Государственной Думой был принят проект поправок (причем, не последний этим летом), серьезно увеличивающих налоговую нагрузку на граждан и организации. Законопроект № 639663-8 в ближайшее время будет официально опубликован, ключевые его положения вступят в силу с 2025 года.

Законопроект предусматривает существенное повышение основных налогов, а также описывает параметры ожидаемой «налоговой амнистии» для налогоплательщиков, допустивших «искусственное дробление» бизнеса.

В этом алерте обращаем внимание на основные положения законопроекта.
НДС
Организации и ИП, применяющие УСН, с 2025 года будут признаны плательщиками НДС. Однако для них законодателем установлен ряд особенностей применительно к порядку исчисления налога (п. 8 ст. 164 НК РФ).

При сумме доходов менее 60 млн рублей в год (при применении нескольких спецрежимов учитывается совокупный доход по ним) налогоплательщик может претендовать на освобождение от уплаты НДС (абз. 3 п. 1 ст. 145 НК РФ). При этом не учитываются доходы в виде курсовой разницы и субсидии при передаче имущества (имущественных прав) в государственную или муниципальную собственность. Кодекс не предусматривает обязанности для налогоплательщика подачи уведомления о применении освобождения на УСН.

Налогоплательщики с суммой доходов свыше 60 млн руб. в год вправе выбрать, применять ли общие правила исчисления НДС, либо специальные с использованием пониженных ставок 5 и 7 процентов (п. 8 ст. 164 НК РФ). При этом из итоговой версии законопроекта исключена норма о заявлении в налоговый орган о применимой ставке – вероятно, налогоплательщик фактически своими действиями по предъявлению суммы налога покупателям и декларированию демонстрирует намерение применять конкретную ставку.

Ставки подлежат применению непрерывно в течение 12 налоговых периодов за исключением случаев, если право на применение ставок/УСН утрачено в связи с превышением лимитов доходов по УСН. При этом законом не регламентирован порядок перехода налогоплательщика на уплату НДС по общей ставке без превышения пороговых значений по доходам – не исключено, что последуют уточнения в этой части.

Ставка 5% применяется в диапазоне годовых доходов 60-250 млн руб. Также действует при сумме доходов менее 60 млн рублей в год при условии добровольного отказа от освобождения от уплаты НДС либо при утрате права на применение освобождения от уплаты НДС вследствие превышения лимита доходов в 60 млн руб. Также ставку применяют вновь перешедшие на уплату НДС налогоплательщики на УСН, не имеющие права на освобождение. На аналогичных условиях в диапазоне годовых доходов 250-450 млн руб. применяется ставка 7%. Пониженные ставки не могут применяться при ввозе товаров на территорию России и при исполнении обязанностей налогового агента.

Лимиты для применения ставок 5% и 7% будут ежегодно индексироваться на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Налогоплательщики на УСН со ставками 5% и 7% будут лишены права на применение вычетов по НДС, в том числе в случае экспорта товаров и услуг, осуществления международных перевозок (п. 8 ст. 145 НК РФ, пп. 8 п. 2 ст. 170, пп. 3 п.п. 2 ст. 171 НК РФ). Также ими не применяются отдельные положения статьи 154 НК РФ при перепродаже имущества и имущественных прав. Ранее принятые к вычету суммы НДС (при наличии таковых) подлежат восстановлению.

Скорректирован порядок восстановления НДС при переходе на УСН с освобождением от исполнения обязанностей плательщика НДС: суммы налога, ранее принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам должны быть восстановлены в последнем налоговом периоде, предшествующем переходу на УСН (п. 8 ст. 145 НК РФ). Суммы налога нужно учесть в прочих расходах, связанных с производством и реализацией. При переходе на УСН без применения освобождения, но с пониженными ставками восстановление налога производится в первом периоде, начиная с которого операции по реализации подлежат налогообложению по таким ставкам (абз. 5 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ)

Особняком стоит изменение, касающееся восстановления НДС правопреемником в случае реорганизации юридического лица: утратили силу особые правила абз. 2–5 п. 3.1 ст. 170 НК РФ о порядке восстановления НДС в зависимости от применимой правопреемником системы налогообложения и вида реорганизации: такое восстановление теперь должно осуществляться по общим правилам пп. 2-4 п. 3 ст. 170 НК РФ.
Акцизы
Законом расширяется перечень объектов обложения акцизами, а также увеличиваются налоговые ставки по действующим акцизам.

С целью выполнения регулирующей функции акцизов с 01.01.2025 предусматривается давно обсуждаемое введение акциза на никотиновое сырье и бестабачную никотинсодержащую смесь для нагревания (новые пп.24-25 п.1 ст.181 НК РФ). О приравнивании правил оборота всевозможных систем нагревания табака, вейпов и проч. к табачной продукции давно идёт речь, и введение акциза на сырьё для такой продукции – вполне ожидаемый шаг.

В этой связи закон сразу предусматривает поэтапное увеличение ставки акциза с 2025 по 2027 годы на никотиновое сырье (с 2,2 до 2,4 руб. за 1 мг) и на бестабачные никотиновые смеси (с 925 до 1000 руб. за кг).

Для пресечения схем уклонения от уплаты акциза при производстве алкоголя с 01.01.2025 подакцизными товарами признаются фармацевтическая субстанция спирта этилового, а также спиртосодержащие лекарственные препараты, не включенные в соответствующие Перечни, утверждаемые Правительством РФ, и фармацевтическая субстанция спирта этилового (изменения в пп.1, абз.2 подп.2 ст.181 НК РФ). Лекарственные средства и препараты в составе которых не содержится этиловый спирт или его объемная доля не более 20 процентов, а также медицинские изделия считаются предусмотренными соответствующими Перечнями без необходимости их дополнительного указания в таких Перечнях. Ставка в 2025 году составит 669 руб. за литр.

Это изменение коснется производителей фармсубстанции этанола и спиртосодержащих лекарств и, как следствие, отразится на стоимости конечного товара.

Однако для производителей, получивших в налоговом органе соответствующее свидетельство на производство фармацевтической продукции из установленных Перечней, а также в отношении реализации аптечным, медицинским организациям, аккредитованным испытательным лабораториям (центрам), ставка будет составлять 0 руб./литр. Кроме того, предусмотрено освобождение от налогообложения для аптечных организаций, изготавливающих по рецептам лекарственные препараты, признаваемые подакцизным товаром. Указанные льготы должны исключить рост налоговой нагрузки на производителей фармацевтической продукции.

Также с 2025 года признание природного газа подакцизным товаром передано на уровень международных договоров. В национальном законодательстве отдельно таким товаром будет признаваться только природный газ, полученный и предназначенный для производства аммиака (изменения в пп.14 п.1 ст.181 и новый пп. 43 п.1 ст.182 НК РФ). В случаях признания газа подакцизным товаром на основании международных договоров последний будет облагаться по ставке 30%. В отношении газа для производства аммиака установлена твёрдая ставка 2 400 за 1000 куб.м. Согласно пояснительной записке, такой подход будет способствовать более справедливому распределению природной ренты между бизнесом и государством.

На этапе рассмотрения в ГД закон был дополнен положениями, устанавливающими поэтапное повышение налоговых ставок почти по всем действующим акцизам на периоды с 2025 по 2027 годы (изменения в ст.193 НК РФ).
НДФЛ
В рамках расширения прогрессии налогообложения доходов физических лиц изменены пороговые значения суммы налоговых баз и применимые налоговые ставки следующим образом:

  • 13%, если сумма налоговых баз менее или равна 2 400 000 рублей;
  • 15%, если сумма налоговых баз больше 2 400 000 рублей, но не превышает 5 000 000 рублей;
  • 18%, если сумма налоговых баз больше 5 000 000 рублей, но не превышает 20 000 000 рублей;
  • 20%, если сумма налоговых баз больше 20 000 000 рублей, но не превышает 50 000 000 рублей;
  • 22%, если сумма налоговых баз больше 50 000 000 рублей.
Повышенные ставки применяются не ко всему доходу, а только к соответствующему диапазону доходов (как и ставка 15% сейчас). Параллельным проектом поправок в Бюджетный кодекс предусмотрено изъятие дополнительных доходов от такого повышения НДФЛ в пользу федерального бюджета.

В отношении следующих видов дохода максимальная налоговая ставка для налоговых резидентов установлена в размере 15% (без дальнейшей прогрессии):

(1) доходы от продажи имущества (за исключением ценных бумаг), долей в нем, по доходам в виде его стоимости, полученного в порядке дарения;

(2) доходы в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению;

(3) доходы от долевого участия, в том числе в виде дивидендов;

(4) доходы по некоторым операциям с цифровыми финансовыми активами и (или) цифровыми правами, включающие одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные финансовые активы (добавлено в принятом тексте законопроекта);

(5) доходы по операциям с цифровыми финансовыми активами в виде выплат, не связанных с выкупом (при соблюдении дополнительного условия);

(6) доходы по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;

(7) доходы от реализации долей участия в уставном капитале российских организаций (добавлено в принятом тексте законопроекта);

(8) доходы от реализации долей в российских организациях, акций, облигаций, инвестиционных паев, указанных в п.п. 17.2, 17.2-1 ст. 217 НК РФ (то есть величина которых превышает 50 000 000 рублей);

(9) доходы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;

(10) доходы по операциям займа ценными бумагами;

(11) доходы по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, учитываемым на ИИС, открытом согласно ФЗ «О рынке ценных бумаг» (добавлено в принятом тексте законопроекта);

(12) доходы в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в российских банках.

Положения п. 17.2 ст. 217 НК РФ о необложении налогом доходов от реализации (погашения) долей в российских организациях, акций применяются только к налоговым резидентам РФ. Указанный пункт вовсе не применяется в отношении доходов в размере части налоговой базы, превышающей 50 000 000 рублей. Аналогичные изменения введены в отношении доходов от реализации (погашения) обращающихся на организованном рынке ценных бумаг акций, облигаций российских организаций, паев, которые принадлежали налогоплательщику более 1 года. Иными словами, указанные льготы не будут действовать при получении значительных доходов.

Доходы налоговых резидентов, получаемые в связи с участием в специальной военной операции, облагаются по ставкам, не превышающим 15%, при этом порог для применения ставки 15% повышен и составляет 5 000 000 рублей (фактически сохранено действующее регулирование). Перечень налогоплательщиков, кому полагается такое послабление, существенно расширен в принятом тексте законопроекта. Аналогичная «льгота» при налогообложении появилась в принятом тексте законопроекта и для налоговых резидентов, работающих в районах Крайнего Севера и местностях с неблагоприятными условиями, в части районных коэффициентов и надбавкам к оплате труда.

Не учитываются при определении налоговой базы доходы, полученные в виде страховых выплат по договорам добровольного страхования жизни, в части выплат, не превышающих сумм внесенных страховых взносов (абз. 1 пп. 2 п. 1 ст. 213 НК РФ).

В отношении доходов налоговых нерезидентов от трудовой деятельности (с учетом предусмотренных абз. 3-7 п. 3 ст. 224 НК РФ особенностей), в том числе дистанционной, применяются все виды налоговых ставок, установленные для резидентов.

Доходы налоговых нерезидентов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в российских банках облагаются по ставке 15%.

Понижающий коэффициент 0,7, применяемый при определении доходов от продажи недвижимого имущества, может быть увеличен законом субъекта федерации до 1 (п. 9 ст. 214.10 НК РФ).
Налоговые вычеты по НДФЛ
В принятом законопроекте вычет для сдавших нормативы комплекса «Готов к труду и обороне» и получивших знак отличия увеличен до 18 000 рублей за налоговый период и выделен в отдельную разновидность стандартного налогового вычета. Вычет предоставляется с 1 января года, в котором произошло награждение или получено подтверждение получения знака отличия, в течение 12 месяцев при условии прохождения диспансеризации в том же году.

В два раза будут увеличены суммы стандартных налоговых вычетов родителя (усыновителя, опекуна, приемного родителя), на обеспечении которых находится два и более детей (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Вычет теперь предоставляется до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом, превысил 450 000 рублей.

Если по итогам налогового периода стандартный налоговый вычет представлен в большем размере, чем это предусмотрено НК РФ, доплата налога в бюджет производится в срок до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (абз. 4 п. 6 ст. 228 НК РФ).
КИК
В принятом законопроекте снижены для отдельных ситуаций суммы налога с фиксированной прибыли КИК по сравнению с первоначальной версией законопроекта. Начиная с налогового периода 2025 года исчисление сумм налога с фиксированной прибыли КИК зависит от количества таких КИК. Фиксированная прибыль устанавливается в размере 27 990 000 рублей за одну КИК, 52 718 000 рублей – за две КИК (при наличии трех или четырех КИК – необходимо добавить к предыдущей сумме еще 22 727 300 рублей за каждую), 120 899 900 – если налогоплательщик контролирует пять и более КИК.

Внесена возможность уведомления о прекращении участия в КИК для подсанкционных лиц.
Налог на прибыль
Общеустановленная ставка налога на прибыль с 2025 года будет увеличена до 25%. При этом изменения коснулись только ставки налога, подлежащей зачислению в федеральный бюджет – она повышена с 3% до 8% на период 2025-2030 гг. Часть налога на прибыль для региональных бюджетов осталась неизменной.

До 25% также повышена ставка налога для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, а также для контролирующих лиц по доходам в виде прибыли КИК.

Также с 20 до 25% увеличена ставка налога у источника со всех доходов иностранных организаций, за исключением доходов, указанных в подпунктах 2 - 4 пункта 2 и пунктах 3, 4 и 4.3 ст. 284 НК РФ.

По сравнению с текстом законопроекта в редакции, внесенной в Государственную Думу, в принятом законе предусмотрено право регионов устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ, для российских организаций, включенных в реестр малых технологических компаний. Регионам предоставлено право самостоятельно устанавливать размеры пониженных налоговых ставок, дополнительные условия их применения, а также требования к налогоплательщикам.

Также принятым законом предусмотрена пониженная ставка в 2025-2030 гг. в размере 20% для отдельных категорий недропользователей, в том числе для тех, кто использует участки недр, расположенные в Заполярье (пункт 1.17-1 ст. 284 НК РФ).

Вместе с тем исключена возможность уменьшения до нуля федеральной части «классического» инвестиционного налогового вычета (ИНВ). Для расчета его предельной величины будет использоваться ставка в размере 5 процентов.

Одновременно с ростом налоговой ставки расширены возможности, позволяющие снизить налоговую нагрузку по налогу на прибыль за счет увеличения инвестиционной и инновационной активности.

Налогоплательщикам предоставлено право на применение федерального инвестиционного налогового вычета (далее - ФИНВ), предусматривающего уменьшение суммы налога на прибыль в федеральный бюджет. В результате применения ФИНВ сумма налога в федеральный бюджет не может быть ниже суммы налога, исчисленной по ставке 2% (3% в 2025-2030 гг.).

При этом ФИНВ текущего периода не может превышать 50% от суммы расходов, формирующих стоимость ОС и НМА в совокупности. Размер расходов, учитываемых в конкретном налоговом периоде, будет определяться в Постановлении Правительства РФ.

В отличие от «классического» ИНВ ФИНВ может быть также применен налогоплательщиками, входящими в одну группу с лицом, осуществившим расходы, формирующие стоимость ОС и НМА (фактически можно «передать» инвестиционные затраты другому лицу в целях налогообложения прибыли).

Положениями новой ст. 286.2 НК РФ не определены категории и признаки налогоплательщиков, которые могут применять ФИНВ, категории и признаки объектов ОС и НМА, к которым возможно применить ФИНВ, характеристики группы, в которую входят лица, осуществившие расходы, порядок определения величины ФИНВ. Все указанные характеристики устанавливаются Постановлением Правительства РФ.

При этом в карточке законопроекта приведен проект Постановления Правительства РФ о порядке применения ФИНВ, в котором закреплено следующее:

  • ФИНВ может быть применен налогоплательщиками, осуществляющими деятельность в сфере производства и туризма (классы/группы ОКВЭД устанавливаются в Приложении № 1 к Постановлению), с учетом ограничений, предусмотренных в п. 10 ст. 286.2 НК РФ;

  • Налогоплательщиком, которому могут быть переданы затраты на ОС и НМА, является ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков или взаимозависимое лицо при условии, что доля прямого или косвенного участия в капитале компании, осуществившей расходы, составляет более 50%;

  • Максимальный срок переноса ФИНВ на следующие налоговые периоды составляет 5 лет;

  • ФИНВ может быть применен к машинам и оборудованию, относящимся к 4-10 амортизационным группам;

Изменение решения о применении ФИНВ возможно только по истечении трех налоговых периодов.

Аналогично «классическому» ИНВ в законе предлагается учесть следующие особенности ФИНВ:

  • решение об использовании права на применение ФИНВ должно быть отражено налогоплательщиком в учетной политике;
  • в отношении ОС, к расходам на которые был применен ФИНВ, запрещено начисление амортизационной премии;
  • объекты амортизируемого имущества не подлежат амортизации в части стоимости, сформированной за счет расходов, в отношении которых было использовано право на применение ФИНВ;
  • при выбытии ОС, НМА (за исключением ликвидации) ранее, чем по истечении пяти лет с момента ввода в эксплуатацию, неуплаченная в связи с применением ФИНВ сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней;
  • в случае реализации объекта амортизируемого имущества, в отношении которого использовано право на ФИНВ, доходы от таких операций не уменьшаются на остаточную стоимость имущества, но могут быть уменьшены на первоначальную стоимость такого имущества при условии восстановления суммы налога, не уплаченной в связи с применением ФИНВ.
При этом в ст. 286.1 НК РФ предусмотрен запрет на одновременное применение ФИНВ и других видов ИНВ к одним и тем же объектам ОС и НМА.

Не вправе применять ФИНВ участники СЗПК, кредитные организации, производители отдельных подакцизных товаров (алкогольной, спиртовой, табачной, сахаросодержащей продукции), иностранные организации, признанные налоговыми резидентами РФ. Ограничения на совмещение ФИНВ с иными преференциальными налоговыми режимами (кроме СЗПК) в законе не установлены, но, не исключено, что в последующих периодах запрет будет закреплен в Постановлении.

Кроме того, для стимулирования инвестиционной активности предложено продлить на бессрочной основе действие «классического» ИНВ и реестровых РИП с объемом капитальных вложений в размере не менее 500 млн руб. В настоящее время «классический» ИНВ и реестровый РИП действуют до 31.12.2027 и 01.01.2029 соответственно.

Одновременно отменяется условие о применении после 01.01.2029 режима РИП только для участников, включенных в реестр, реализующих проекты, объем капитальных вложений в которые составляет не менее 300 млрд руб.
Также предлагается увеличить с 1,5 до 2 повышающие коэффициенты к расходам на ОС, включенные в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, высокотехнологичное оборудование и НМА в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, расходам на НИОКР по перечню, установленному Правительством РФ.
НДПИ
Проведена существенная ревизия налоговых ставок по НДПИ.

Алмазы и другие драгоценные и полудрагоценные камни: ставка налога повышена с 8% до 8,4% (введен пп. 8.1 п. 2 ст. 342 НК РФ).

Золото: изменен порядок расчета коэффициента Кдрм, благодаря чему установлена надбавка в размере 10% от превышения мировой цены над уровнем 1 900 долларов за тройскую унцию (п. 21 ст. 343 НК РФ).

Уголь (за исключением антрацита, коксующегося и бурого угля): ставка в размере 24 рубля на тонну будет увеличена на новый коэффициент КЭНРГ, привязанный к цене за 1 тонну угля в дальневосточных портах. Пороговым значением, обнуляющим коэффициент, принята цена в 120 долларов за 1 тонну угля (пп. 15 п. 2 ст. 342, введена ст. 342.13 НК РФ).

Антрацит: устанавливается ставка в размере 47 рублей за тонну, подлежащая увеличению на коэффициенты-дефляторы, в т.ч. новый коэффициент Кан (ст. 342.14 НК РФ).

Уголь коксующийся: внесены корректировки в порядок расчета коэффициента Куг, в результате чего предлагается дополнительная надбавка к ставке в размере 10% от превышения цены в морских портах Дальневосточного федерального округа над установленным пороговым значением (абз 2 п. 1 ст. 342.11 НК РФ).

Апатит-штаффелитовые, апатит-магнетитовые и маложелезистые апатитовые руды: предложено увеличение ставки на новый коэффициент Кфр, установленный новой статьей 342.15 НК РФ для фосфоритовых руд. Для апатит-магнетитовых руд применяется коэффициент территории добычи.

Железная руда: внесены корректировки в порядок расчета коэффициента Кжр, что повышает ставку налога с 4,8% до 6,7% (абз. 2 п. 1 ст. 342.9 НК РФ).

Скорректированы условия для определения показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти (ст. 342.5 НК РФ). Внесены точечные изменения для некоторых иных коэффициентов, добавлены особенности исчисления НДПИ для калийных солей (ст. 342.12 НК РФ).
Налоговые льготы для IT-сектора
Законопроектом решается «проблема-2025» для IT-сектора, связанная с истечением срока действия установленной на 2022-2024 нулевой ставки по налогу на прибыль. На следующую «трехлетку» 2025-2030 гг. предлагается установить ставку по этому налогу в размере 5%, налог подлежит зачислению в федеральный бюджет. При этом сами условия для применения пониженной ставки не меняются. Смягчены условия для применения пониженной ставки при реорганизации (статья 7 закона).
Госпошлина
Государство взяло уверенный курс на увеличение госпошлин. В 2 раза вырастет размер большинства пошлин за регистрацию прав и сделок с недвижимостью. Отдельно предусмотрены госпошлины для дорогостоящей недвижимости.

Граждане за регистрацию прав и сделок с недвижимостью, кадастровая стоимость которой превышает 20 млн руб., будут уплачивать пошлину в размере 0,02% кадастровой стоимости, но не менее 0,02% цены продажи. Минимальный размер пошлины составит 4 000 руб., максимальный – 500 000 руб.

Для организаций дорогостоящей признаётся недвижимость, кадастровая стоимость которой превышает 22 млн руб. Организации будут уплачивать пошлину в размере 0,2% кадастровой стоимости, но не менее 0,2% цены продажи. Минимальный размер пошлины составит 44 000 руб., максимальный – 1 000 000 руб.

Вводятся пошлины за кадастровый учёт новой недвижимости: 2 000 руб. для граждан и 22 000 руб. для организаций. Если кадастровый учёт происходит одновременно с регистрацией прав, то пошлины суммируются. Особенности уплаты государственной пошлины за кадастровый учёт недвижимости будут предусмотрены в новой статье 333.34-1 НК РФ.

Вырастут госпошлины, уплачиваемые в ЗАГСах. Например, за регистрацию расторжения брака придётся заплатить не 650, а 5 000 руб. Перемена ФИО в документах также обойдётся теперь в 5 000 руб.

Ряд других пошлин также вырастет, некоторые – значительно. Например, пошлина 35 000 руб. за рассмотрение ходатайства, предусмотренного антимонопольным законодательством, с 1 января увеличится до 400 000 руб.
УСН
Значительно скорректированы ключевые показатели деятельности для УСН:

  • величина предельного размера доходов в целях перехода на УСН повышается до 337, 5 млн рублей против ранее действовавших 112,5 млн (без учета положительной курсовой разницы по п.11 ст. 250 НК РФ, субсидий по п. 4.1 ст. 271 НК РФ, доходов при безвозмездной пере-даче в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), абз. 1 п. 2 ст. 346.12 НК РФ).
  • для сохранения права на применение УСН доходы налогоплательщика должны составлять не более 450 млн рублей за год против ранее установленных 200 млн руб. (абз. 1 п. 4, 4.1 ст. 346.13 НК РФ).
Помимо этого существенно скорректированы в сторону увеличения лимиты по численности штата и остаточной стоимости основных средств: не вправе применять УСН организации и ИП, средняя численность работников которых за налоговый период превышает 130 человек (ранее 100 человек), а остаточная стоимость основных средств - 200 млн рублей (ранее 150 млн рублей, пп. 15,16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Указанные лимиты по доходам и остаточной стоимости основных средств будут ежегодно индексироваться на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2, пп. 16 п. 3 ст. 346.12, абз. 4 п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Ответом на подобные, казалось бы, позитивные шаги по корректировке условий применения УСН стало признание организаций и ИП, применяющих УСН, плательщиками НДС, о чем свидетельствуют, помимо изменений в главу 21 НК РФ, «поредевшие» нормы абз. 1 п. 2, абз. 1 п. 3 ст. 346.11 НК РФ.

Были отменены промежуточные повышенные ставки налога, уплачиваемого при УСН, в 8% и 20% соответственно, применяемые при превышении лимитов по доходам в диапазоне от 150 до 200 млн рублей, по численности штата в диапазоне от 100 до 130 человек (п. 1.1, п. 2.1 ст. 346.20 НК РФ). Как следствие, с 2025 года, как ожидается, все организации и ИП на УСН будут пользоваться едиными, базовыми налоговыми ставками, которые остались прежними: 6% для «доходов» (абз.1 п. 1 ст. 346.20 НК РФ) и 15 % для «доходов, уменьшенных на расходы» (абз.1 п. 2 ст. 346.20). ).
Имущественные налоги
По налогу на имущество организаций и физических лиц для дорогих объектов недвижимости кадастровой стоимостью свыше 300 млн руб. устанавливается повышенная ставка налогообложения в размере до 2,5% (на усмотрение региональных или муниципальных властей).

По земельному налогу ранее предлагалось исключить возможность применения пониженной налоговой ставки в размере 0,3% к земельным участкам, приобретенным (предоставленным) для жилищного строительства, а также для ведения подсобного хозяйства, если их кадастровая стоимость превышает 300 млн руб. (абз. 3 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Обновленная редакция абз. 3 п. 1 ст. 394 НК РФ предусматривает как указанное выше исключение, так и дополнительно исключает возможность применения пониженной ставки 0,3% к земельным участкам, на которых расположены объекты жилищного фонда и (или) инфраструктуры ЖКХ, если их кадастровая стоимость превышает 300 млн руб.

Кроме того, новой редакцией также исключается право применения пониженной ставки к земельным участкам или их частям, на которых расположены объекты жилищного фонда и (или) инфраструктуры ЖКХ, если такие земельные участки приобретены для индивидуального жилищного строительства, но используются в предпринимательской деятельности.
Страховые взносы
Как и ожидалось с первой версии законопроекта, с 1 января 2025 года будет действовать льготный тариф страховых взносов 7,6% для малого и среднего производственного бизнеса. Его смогут применять организации и ИП, соответствующие условиям:

  • относится к субъектам МСП;
  • в ЕГРЮЛ / ЕГРИП указан основной вид деятельности из раздела «Обрабатывающие производства» ОКВЭД;
  • такой основной вид деятельности указан в перечне Правительства РФ;
  • основным видом деятельности НЕ является производство напитков, табачных изделий, кокса и нефтепродуктов, металлургическое производство;
  • доходы от основного вида деятельности составляют не менее 70% от всей суммы доходов по итогам предыдущего года и последнего отчётного периода.
Такой бизнес не сможет применять льготный тариф страховых взносов 15%.

Льгота в виде тарифов 7,6% и 0%, действующая для ряда НКО и благотворительных организаций на УСН, продлена до 2026 года. Аналогичная льгота с 2025 года вводится для централизованных религиозных организаций.
Туристический налог
Поправками вводится новый местный налог взамен курортного сбора – туристический налог. Его сможет ввести на своей территории любое муниципальное образование, город федерального значения, федеральная территория «Сириус», в т.ч. установить налоговые льготы.

Платить налог на ежеквартальной основе будут организации и физические лица, оказывающие услуги по предоставлению мест для временного проживания в средствах размещения, включенных в реестр классифицированных средств размещения, который ведёт Росаккредитация. Налог будет взиматься со стоимости оказываемой услуги.

Ставку налога будет определять муниципалитет, но в НК РФ уже предусмотрена минимальная сумма налога – 100 рублей за сутки проживания. Муниципалитеты смогут предусмотреть ставку до 1% в 2025 году и ежегодно повышать её на 1% до 2029 года. Налоговые ставки могут быть дифференцированы с учётом сезонности и категории средств размещения – при этом не указано, что дифференциация может затрагивать сумму минимального налога. Сумму налога нужно будет определять в момент полного расчёта с покупателем услуги и указывать в расчетных документах отдельной строкой. При этом сумма налога не учитывается в доходах организации (пп. 2 п. 1 ст. 248 НК РФ).

Не будет облагаться оказание услуг определённым категориям населения (инвалидам, ветеранам и т.п.). При этом не регламентирован порядок подтверждения права на такое освобождение. Другие льготы будут вводиться по решению муниципального образования. Вопрос с уплатой налога сотрудниками в командировках в законе не решён.

Налог нужно будет уплачивать ежеквартально не на ЕНС, а напрямую в местный бюджет. Также ежеквартально нужно будет подавать декларации в налоговые органы по месту нахождения средств размещения.
«Амнистия при дроблении бизнеса»
Как и было анонсировано в минувшем марте, законом (статья 6) устанавливается порядок проведения «амнистии» в связи с вменением искусственного дробления бизнеса.

Законодатель не использовал предоставленную ему возможность существенно доработать механизм амнистии при дроблении бизнеса в сравнении с первоначальной редакцией законопроекта. По-прежнему «амнистия» касается только налоговых периодов 2022-2024 гг.

Понятие «дробление бизнеса» раскрыто через «разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально лицами, в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения специальных налоговых режимов». Определение дополнено ссылкой на положения ст. 54.1 НК РФ, что позволяет говорить об использовании единого стандарта доказывания и применении выработанных судебных подходов по спорам соответствующей тематики. При этом оценочность данных критериев не устранена, что, вероятно, спровоцирует споры по данной проблематике.

Применительно к ограничениям и условиям амнистии можно отметить, что они не претерпели каких-либо существенных изменений по сравнению с первоначальной редакцией и движения в сторону налогоплательщиков не произошло.

Как и ранее амнистия нацелена на тех предпринимателей, в отношении которых на момент вступления в силу рассматриваемого закона, не вступит в силу решение по результатам ВНП за 2022-2024 гг.

Под механизмом амнистии все также понимается приостановление обязанности по уплате налогов (пени, штрафов), отраженной в решении, вынесенном по результатам ВНП 2022-2024 гг. с полным прекращением налоговых обязательств за указанные периоды либо по результатам ВНП 2025-2026 гг. (закрытых без установления фактов дробления), либо 1 января 2030, если налоговый орган не назначил проверку. Если проверок за 2025-2026 гг. было несколько, то приостановленное налоговое обязательство прекращается в наиболее позднюю из дат вступления в силу решений, вынесенных по результатам таких выездных налоговых проверок. Приостановление вступления решений в силу не препятствует их обжалованию.

В свою очередь, выявление схемы дробления в рамках выездной налоговой проверки 2025-2026 гг. влечет отмену приостановления. При проведении нескольких проверок за налоговый период 2025-2026 гг. одновременно, такое событие связано с наступлением наиболее ранней даты, в которую вступают в силу решения по результатам налоговых проверок.

Налогоплательщику предоставлено право на частичную амнистию при готовности уплатить налоги за 2024-2026 гг. в период с даты вынесения решения о начале проверки до даты вступления в силу решения за 2025-2026 гг., если бизнес не был переструктурирован до 01.01.2025 и налоговый орган в рамках последующей ВНП установил факты дробления за 2025-2026 гг.

Неизменной осталась возможность у налогоплательщика отсрочить привлечение к уголовной ответственности в отношении доначислений за 2022-2024 гг. за счет приостановления передачи материалов, связанных с дроблением, в следственные органы до момента вступления в силу решений ВНП за 2025-2026 гг. Если фактов дробления установлено не будет, обязанность по уплате за 2022-2024 гг. прекращена, то и передача материалов в следственные органы не состоится.

Нарушения, связанные с дроблением, будут описываться в актах и решениях отдельно от иных нарушений.

В отношении механизма перенесения обязанности по уплате доначисленных налогов за 2022-2024 гг. с ликвидированного налогоплательщика на иную группу лиц, законодатель внес качественное изменение. Данный механизм теперь распространяется только на налогоплательщиков-организаций, в отличие от ранее заявленной возможности использования такого подхода и индивидуальными предпринимателями.

Так, у налогоплательщиков-организаций обязанность по уплате налогов прекращается с даты внесения в ЕГРЮЛ:

  • записи о том, что организация находится в процессе ликвидации;
  • записи о том, что в отношении организации принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ;
  • записи о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Если налоговый орган установит, что в 2025-2026 гг. лица, ранее контролировавшие ликвидированного налогоплательщика, продолжают использовать схему дробления, то «прекращенные» обязательства возлагаются на новую группу лиц, продолжающую деятельность ранее ликвидированного лица.

Вероятно, предложенные законодателем условия амнистии смогут быть применены далеко не всеми налогоплательщиками, при этом возможность «амнистирования» останется во многом в области усмотрения правоприменительных органов, что дополнительно снизит ее привлекательность.
Специалисты Taxology готовы оказать юридическую поддержку при оценке рисков и возможностей, связанных с изменениями налогового законодательства и его разъяснений
Предлагаем более детально обсудить вместе с Taxology ключевые изменения налогового законодательства на семинаре
TaxAlert для Вас представили:
Надеемся, что наш алерт будет полезен в Вашей работе!
Рассылка
Рассылку Taxology читают финансисты, бухгалтеры, юристы, налоговые менеджеры, собственники бизнеса и даже конкуренты.

Одна из лучших аналитических рассылок о налогах в России. Подпишитесь и Вы!
Подписываясь на рассылку, Вы автоматически соглашаетесь с условиями обработки персональных данных