Суд признал, что налогоплательщик вправе заявить вычет по НДС в уточненных декларациях спустя более 3 лет с момента возникновения права на него, поскольку предыдущие «уточненки» без вычета были представлены неизвестным лицомНалогоплательщик в 2018 году представил декларации по НДС за 1-ый и 2-ой кварталы 2018 года с суммой НДС к уплате. При этом в обеих декларациях были заявлены налоговые вычеты по двум контрагентам.
Однако в 2022 году налоговый орган направил налогоплательщику требование об уплате задолженности по НДС в связи с якобы подачей налогоплательщиком в апреле 2022 года уточненных деклараций, в которых указанных вычетов по НДС заявлено не было. В действительности же эти декларации налогоплательщик, по его словам, не подавал.
В связи с этим в декабре 2022 года налогоплательщик представил уточненные декларации за указанные периоды, в которых вновь были заявлены эти же самые вычеты по НДС.
Несмотря на это, налоговый орган не стал приводить сальдо ЕНС налогоплательщика в соответствии с представленными уточненными декларациями, поскольку они поданы по истечении трех лет с даты окончания соответствующего налогового периода.
Суд первой инстанции согласился с позицией налогового органа исходя из того, что доказательств того, что налогоплательщиком уточненные декларации за 1-ый и 2-ой кв. 2018 года в действительности не подавались, не представлены, налогоплательщик несет риск наступления неблагоприятных последствий в связи с представлением от его имени деклараций, подписанных электронной цифровой подписью руководителя налогоплательщика.
Суды апелляционной и кассационной инстанций, напротив, рассмотрели спор в пользу налогоплательщика, исходя из следующего.
Материалами дела подтверждается подача неустановленными лицами уточненных налоговых деклараций по НДС, налогоплательщик не может нести риск неправомерных действий третьих лиц.
Налогоплательщик не подавал уточнённые налоговые декларации в апреле 2022 года, а поданные им в декабре 2022 года уточненные декларации полностью соответствовали первоначально поданным. Таким образом, действительный размер налоговых обязательств и состояние расчетов с бюджетом фактически не изменялись с 2018 года.
Необходимость подать уточненные налоговые декларации появилась у налогоплательщика лишь с момента подачи неустановленными лицами корректирующих деклараций от его имени, в соответствии с которыми суммы начисленных налогов были увеличены, то есть не ранее, чем 23.04.2022. Налогоплательщик обратился в налоговый орган 15.12.2022, то есть в пределах трехлетнего срока.
(постановление АС Московского округа от 11.04.2025 по делу № А40-105914/2024, ООО "Компания Трамикс") ОЦЕНКА TAXOLOGYСуды вышестоящих инстанций продолжают претворять в жизнь весьма позитивный принцип недопустимости наступления для налогоплательщика негативных налоговых последствий в результате несанкционированной подачи за него налоговой декларации иным лицом.
Нижестоящие же суды пока еще не всегда рассматривают подобные споры в пользу налогоплательщиков, но впоследствии, как видим, их решения подвергаются пересмотру. В связи с этим, кроме приведенного выше дела, стоит упомянуть, конечно же, дело
№ А40-290966/2023, о котором мы рассказывали в
TaxDigest №305 и которое на тот момент было рассмотрено в пользу налогового органа, но затем кассация отправила его на новое рассмотрение, руководствуясь, по сути, упомянутым выше принципом.
Применение подп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ (нулевая ставка НДС) не ограничивается исключительно объектами туриндустрииНалогоплательщик являлся собственником блочно-модульных жилых комплексов, вахтовых жилых комплексов, прицеп-фургона «Жилой», посредством которых реализовывал услуги по организации платного проживания работников подрядных организаций.
При реализации этих услуг он на основании подп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ применял ставку НДС 0%, поскольку вахтовые жилищные комплексы, по его мнению, можно отнести к «иным средствам размещения», и данная норма не содержит ограничения на применение ставки НДС 0% на объектах какой-либо определенной отраслевой принадлежности.
Налоговый орган пришел к выводу о неправомерности применения ставки 0%, поскольку, по его мнению, данная норма предусматривает ее применение лишь к объектам туриндустрии, тогда как вахтовые общежития налогоплательщика к объектам туриндустрии не относятся.
Суды не согласились с позицией налогового органа и рассмотрели спор в пользу налогоплательщика, отметив следующее.
Федеральным законом от 26.03.2022 № 67-ФЗ пункт 1 ст. 164 НК РФ, предусматривающий применение ставки НДС 0%, с 01.07.2022 одновременно был дополнен подпунктами 18 и 19. Из сравнительно-правового анализа приведенных норм следует, что в отличие от положений подп. 18 п. 1 ст. 164 НК РФ, прямо устанавливающих применение ставки НДС 0% исключительно в отношении услуг, оказываемых на объектах туристской индустрии, норма подп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ сформулирована законодателем иным образом.
Так, первый абзац подп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ содержит общее правило о том, что услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения подлежат налогообложению НДС по ставке 0% — безотносительно связи упомянутых в нём объектов с туристской индустрией.
Является очевидным тот факт, что законодатель имел полную возможность в абз. 1 подп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ применить аналогичную подп.18 п.1 ст.164 НК РФ правовую конструкцию, однако, применил общий термин «иные средства размещения» без отношения к туриндустрии.
Третий же абзац подпункта 19 (о сроках применения ставки НДС 0% к объектам туриндустрии) рассматривается законодателем в контексте данной нормы лишь как частный случай применения общего правила, установленного первым абзацем подп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Вопреки доводам налогового органа, заключения комитетов Госдумы и Совета Федерации по законопроекту № 84984-8 «О внесении изменений в пункт 4 статьи 75 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» не опровергают законность и обоснованность вывода о том, что применение подп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ не ограничивается исключительно объектами туриндустрии.
(постановление 9 ААС от 27.03.2025 по делу № А40-216525/2024, ООО "Транснефть - Дальний Восток")