Перечисление на ЕНС денежных средств не с целью уплаты налога не предоставляет права на их возврат в качестве способа распоряжения положительным сальдо ЕНСВ июле и августе 2024 года налогоплательщик имел положительное сальдо единого налогового счета (ЕНС), в связи с чем он трижды обращался в налоговый орган с заявлениями о возврате денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС.
Налоговый орган каждый раз отказывал в возврате этих средств, и суды признали такой отказ правомерным исходя из следующих обстоятельств.
Между налогоплательщиком и контрагентом (покупатель) был заключен договор поставки. Покупатель произвел погашение задолженности за товар путем перечисления денежных средств на ЕНС налогоплательщика (с последующим погашением этой задолженности зачетом).
Суды указали, что направленность денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС налогоплательщика, образованное в результате произведенных в пользу налогоплательщика зачетов от третьих лиц, предполагает использование таких денежных средств исключительно в счет исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, то есть погашения отрицательного сальдо ЕНС или предстоящих начислений налогоплательщика. Возврат указанных денежных средств на лицевой счет налогоплательщика действующим налоговым законодательством не предусмотрен.
Кроме того, судом установлено, что в отношении покупателя в ЕГРЮЛ внесена запись о предстоящем исключении в связи с наличием оснований, предусмотренных п. 4 ст. 7.8 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» по результатам сведений, поступивших от ЦБ России.
Выводы налогового органа о том, что спорную сумму нельзя расценивать как излишне уплаченный налог, поскольку у налогоплательщика не было намерения исполнять текущие или предстоящие налоговые обязательства, а также о том, что имел место вывод денежных средств из оборота, контролируемого банками и налоговыми органами, иной организацией, налогоплательщиком надлежащими доказательствами не опровергнуты.
Из правовой позиции Конституционного суда РФ, отраженной в определении от 25.07.2001 № 138-О, следует, что на недобросовестных налогоплательщиков не могут распространяться гарантии, установленные НК РФ для добросовестных налогоплательщиков.
(постановление 11 ААС от 20.03.2025 по делу № А65-26926/2024 ООО "Мегаторг")ОЦЕНКА TAXOLOGYДанный спор является продолжением развития судебной практики по вопросу о праве налогоплательщика на возврат денежных средств в качестве распоряжения положительным сальдо на ЕНС в ситуации, когда у налогового органа есть сомнения в том, что эти средства оказались на ЕНС именно с целью уплаты налога, а не с какой-то иной целью; что ЕНС не используется в качестве некоего транзитного счета и (или) способа «отмывания» денег. Об одном из таких дел, ставших в 2024 году одним из самых резонансных (
№ А60-13370/2024), мы уже рассказывали в
TaxDigest № 308 (совсем недавно там и кассация оказалась на стороне налогового органа, заметно укрепив отрицательную судебную практику по спорам со схожими ситуациями).
А дело, рассмотренное 11 ААС, отличалось тем, что денежные средства на ЕНС налогоплательщика поступили туда не от него, а от его контрагента (которому в свое время удалось даже выиграть налоговый спор на рассматриваемую тему – дело
№ А65-32228/2023). Однако этот факт на исход дела особо не повлиял. Суд вновь согласился с налоговым органом о том, что спорную сумму нельзя расценивать как излишне уплаченный налог.
Суд признал неправомерным отказ в приеме налоговой декларации по ТКС по мотиву наличия у руководителя налогоплательщика признаков «номинала»Руководителем налогоплательщика 14.09.2023 был получен сертификат ключа электронной подписи: дата начала действия сертификата – 14.09.2023, дата окончания действия сертификата – 14.12.2024, поставщик – Федеральная налоговая служба.
Установив, что этот руководитель является лишь «номиналом», налоговый орган 18.09.2023 внес в единый информационный ресурс налоговых органов сведения о компрометации сертификата ключа электронной подписи.
Между тем, налогоплательщик 28.09.2023 направил по ТКС в налоговый орган налоговую декларацию по НДС, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя. Налоговый орган отказал в приеме налоговой декларации, сославшись на некорректное указание электронной подписи: сертификат был заблокирован.
Налогоплательщик оспорил в суде внесение записи о компрометации сертификата и отказ в принятии налоговой декларации.
Суды первой и апелляционной инстанций рассмотрели спор в пользу налогового органа, исходя из того, что запись о компрометации сертификата ключа электронной подписи была внесена налоговым органом правомерно. По их мнению, налоговый орган может применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, к которым относятся и оспариваемые действия.
Суд кассационной инстанции отменил акты нижестоящих судов и рассмотрел спор в пользу налогоплательщика, указав следующее.
Последовательность административных процедур, осуществляемых налоговыми органами, а также порядок взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками при предоставлении государственной услуги по приему налоговых деклараций (расчетов) установлены действовавшим в рассматриваемый период Административным регламентом. Предусмотренный им перечень оснований для отказа в приеме налоговых деклараций является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. Основания аннулирования сертификата ключа ЭП перечислены в п. 6.1 ст. 14 Федерального Закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
Спорная электронная подпись действовала с 14.09.2023 и на момент направления декларации являлась действительной. Обстоятельства, которые, с точки зрения налогового органа, негативно характеризуют налогоплательщика, не имеют правового значения на стадии представления налоговой отчетности и не могут служить основанием для отказа в ее принятии, поскольку не указаны в качестве таковых ни в ст. 80 НК РФ, ни в положениях Административного регламента. Налоговый орган не доказал ни выбытие сертификата ключа из владения руководителя, ни совершение мошеннических действий с использованием электронной подписи при направлении налоговой отчетности, в связи с чем оснований для вывода о компрометации не имелось.
(постановление АС Волго-Вятского округа от 20.03.2025 по делу № А43-5762/2024 ООО "Байсел")