Дайджест № 313

digest 313
Уважаемые коллеги, добрый день!

В дайджесте № 313
отмечаем интересные дела:
1)
Повышенный коэффициент к тарифу за коммунальные ресурсы подлежит обложению НДС на общих основаниях
2)
При продаже объекта недвижимости в регионе, отличающемся от места проживания физлица, доходы от такой продажи подлежат обложению с учетом особенностей, установленных законом именно региона проживания
3)
Предоставление питания вахтовым работникам может не облагаться НДФЛ
4)
Закрепление на практике позиции СКЭС ВС РФ о возможности ретроспективного применения в 2022 году пониженных тарифов страховых взносов производителями радиоэлектронной продукции
И многое другое...
Общие положения налогового законодательства
Суд признал, что вывод о пропуске налогоплательщиком 3-летнего срока на возврат налога на начальный момент этого срока преждевременен

Налогоплательщику принадлежал на праве собственности объект недвижимости (помещение). В 2019 году он представил налоговую декларацию, где исчислил налог на имущество организаций за 2018 год по данному объекту, исходя из его среднегодовой стоимости.

Получив в 2022 году от налогового органа уведомление о наличии ошибок в указанной декларации, налогоплательщик последовательно представил две уточненные декларации, в последней из которых исчислил налог по данному объекту, исходя из его кадастровой стоимости.

В этом же году спорный объект по решению суда был исключен из т.н. кадастрового перечня, в связи с чем налогоплательщик 14.10.2022 представил еще одну уточненную декларацию, в которой снова исчислил налог по данному объекту, исходя из его среднегодовой стоимости, что привело к уменьшению суммы налога.

В феврале 2023 года налогоплательщик заявил о возврате с ЕНС этой переплаты по налогу. Налоговый орган в этом же месяце вернул переплату, но в июле 2023 года снова восстановил в ЕНС эту сумму и списал ее в счет уплаты налога на имущество организаций.

Налогоплательщик оспорил списание с ЕНС суммы налога и потребовал ее возврата с процентами.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в возврате суммы налога, сославшись на пропуск налогоплательщиком 3-летнего срока, который должен исчисляться с момента его уплаты в 2019 г., а не с момента исключения спорного объекта из кадастрового перечня в 2022 году. При этом они сослались также на определения Верховного Суда РФ от 19.06.2023 № 305-ЭС23-2253 и от 19.06.2023 № 305-ЭС22-29265 с позицией ВС РФ о начальном моменте исчисления 3-летнего срока.

Суд кассационной инстанции отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение, обратив внимание на следующее.

Суды не дали оценки доводам налогоплательщика о том, что к камеральной проверке декларации за 2018 год налоговый орган приступил только в феврале 2022 года, направив налогоплательщику уведомление об ошибках в декларации, которые были исправлены путем уплаты налога, исходя из кадастровой стоимости объекта. При этом ранее уплаченные налоговые платежи по этому объекту за 2018 год налогоплательщик к возврату не заявлял. К тому же платежи по декларации за 2018 год касались не только спорного, но и еще одного объекта.

Налоговый орган (как указано выше) в 2023 году сначала вернул переплату, но затем снова восстановил сумму налога в ЕНС и списал ее в счет уплаты налога, т.е. в этот момент налогоплательщик (по его мнению) снова уплатил спорный налог.

Таким образом, нижестоящими судами не установлены момент уплаты спорной суммы налога, соблюдение налогоплательщиком установленного срока на ее возврат.

(постановление АС Московского округа от 10.12.2024 по делу № А40-19895/2024
АО "Московский завод тепловой автоматики")
НДС
Суд признал, что оплата за коммунальные ресурсы в части повышающего коэффициента к тарифу облагается НДС на общих основаниях

Налогоплательщик реализовывал коммунальные услуги населению. По итогам проверки налоговый орган пришел к выводу о занижении им налоговой базы по НДС на сумму исключенных из книги продаж счетов-фактур, выставленных физическим лицам на повышающий коэффициент к размеру платы за коммунальные услуги.

Налогоплательщик исходил из того, что повышающий коэффициент к тарифу является по своей сути штрафом за нарушение приборного метода учета ресурсов (отсутствие таких приборов либо использование ненадлежащих приборов). Штраф не является частью стоимости услуги и не подлежит обложению НДС.

Суд первой инстанции согласился с позицией налогоплательщика и рассмотрел спор в его пользу, отметив, что суть повышающих коэффициентов заключается в том, что этот вид платежа начисляется и взыскивается только с нарушителей приборного метода учета коммунальных ресурсов и не относится к стоимости коммунальной услуги. В утвержденной формуле расчета платы используется понятие «размер платы за коммунальную услугу», а не «стоимость коммунальной услуги».

Суд апелляционной инстанции не согласился с позицией суда первой инстанции и рассмотрел спор в пользу налогового органа, указав следующее.

Повышающий коэффициент входит в формулу расчета размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении.

Тариф с учетом НДС установлен единый для всех потребителей, вне зависимости от применяемого метода учета (приборный или по нормативу).

В квитанциях, предъявленных на оплату населению включена сумма НДС, так как налог «заложен» как в тариф на холодную воду (с учётом п.6 ст. 168 НК РФ), так и в сумму повышающего коэффициента (так как он входит в расчётную формулу согласно Правил № 354).

(постановление 7 ААС от 04.12.2024 по делу № А67-2221/2024
ООО "Томскводоканал")
НДФЛ
Возможность региональных различий в регулировании минимального срока владения объектом недвижимости для его безналоговой продажи сама по себе не нарушает конституционные права налогоплательщиков

У налогоплательщика, зарегистрированного по месту жительства в одном регионе РФ (далее – регион 1), имелся объект недвижимости, находящийся в другом регионе РФ (далее - регион 2).

В регионе 2 на основании подп. 1 п. 6 ст. 217.1 НК РФ был установлен трехлетний минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества в целях освобождения от налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи объекта недвижимого имущества на территории данного региона.

В регионе 1 такой срок установлен не был, что предполагало применение общего пятилетнего срока владения, необходимого для безналоговой продажи недвижимости.

Налогоплательщик реализовал вышеупомянутый объект недвижимости, находящийся в регионе 2, и не уплатил НДФЛ с этой реализации, исходя из соблюдения им 3-летнего срока владения объектом. Налоговый орган и суды признали неуплату НДФЛ неправомерной, поскольку налогоплательщик проживал в регионе 1, где сокращенный минимальный срок владения объектом не предусмотрен.

Налогоплательщик обратился в Конституционный Суд РФ с заявлением о признании не соответствующим Конституции подп. 1 п. 6 ст. 217.1 НК РФ, поскольку эта норма не позволяет налогоплательщику, для целей освобождения от налогообложения при продаже объекта недвижимого имущества, применить установленный законом субъекта РФ сокращенный срок владения таким имуществом, находящимся в этом же субъекте РФ, в случае если налогоплательщик зарегистрирован по месту жительства в другом субъекте РФ, в котором подобное сокращение срока не предусмотрено в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся на территории иных субъектов РФ.

КС РФ отказал в принятии жалобы налогоплательщика к рассмотрению, отметив, в частности, следующее.

В связи с региональными различиями в правовом регулировании актуальной является проблема выбора регионального закона, подлежащего применению в случае, когда налогоплательщик проживает и поставлен на налоговый учет по месту жительства в одном субъекте Российской Федерации, а объект недвижимости находится в другом.

Вне зависимости от места нахождения проданного налогоплательщиком имущества НДФЛ будет зачислен в бюджет того региона, в котором налогоплательщик поставлен на налоговый учет по соответствующему основанию.

Распространение сокращенного субъектом РФ минимального предельного срока владения в отношении недвижимого имущества, расположенного на его территории, но принадлежащего налогоплательщику, уплачивающему налоги в другом регионе, влекло бы недопустимое распоряжение налоговыми доходами, которые причитаются бюджетам иных субъектов РФ.

(отказное Определение КС РФ от 12.11.2024 № 2964-О по жалобе гр. Кипкеевой)



Суд признал недоказанным получение работниками налогоплательщика облагаемого дохода от оказания для них услуг общественного питания

Между налогоплательщиком (заказчик) и контрагентом был заключен договор на оказание услуг, услуги по организации общественного питания и сервисного обслуживания.

Организация питания предполагала выдачу работникам, на основании их заявок, талонов на питание и последующее получение питания на основании этих талонов. Сведения о количестве талонов сопоставлялось с количеством предоставленных контрагентом порций питания в рамках ежемесячных сверок.

Налоговый орган в ходе проверки пришел к выводу о том, что в данной ситуации работниками налогоплательщика получен облагаемый НДФЛ доход. При этом, определяя доходы работников, получающих питание, налоговый орган основывался на персонифицированных ведомостях учета оказания услуг питания (содержащих фамилию, имя отчество, факты получения питания за каждый рабочий день).

Суд первой инстанции согласился с тем, что обеспечение налогоплательщиком сотрудников, выполняющих работу вахтовым методом, питанием, являлось частью оплаты труда работников, в связи с чем, налогоплательщик, как налоговый агент, обязан был исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ с дохода, выплаченного в натуральной форме в виде стоимости бесплатного питания.

Однако при этом суд признал, что налоговый орган не доказал факт получения конкретно каждым из работников налогоплательщика дохода, исходя из следующего.

Сводные ведомости, содержащие список физических лиц с указанием по каждому физическому лицу стоимости полученного за месяц питания, не являются достаточным доказательством того, что каждое перечисленное в них физическое лицо приняло (получило) доход в натуральной форме в указанной в ведомостях величине. Первичные документы, подтверждающие факт получения (принятия) питания работниками в указанной в ведомостях сумме, с соответствующей распиской о получении физическим лицом дохода в натуральной форме, материалы дела не содержат. Талоны на питание не являлись именными (Ф.И.О. на талонах не указывалось), в связи с чем невозможно идентифицировать кто именно использовал выданный талон.
Размер экономической выгоды здесь не может быть определен применительно к каждому лицу, получившему соответствующее благо.

Суд апелляционной инстанции, также рассмотрев спорный эпизод в пользу налогоплательщика, дополнительно поставил под сомнение, что в данном случае у работников вообще возник облагаемый доход. Он сослался на п. 3 Обзора рассмотрения судами дел, связанных с применением гл. 23 НК РФ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015) и отметил, что налоговый орган не доказал, что предоставление сотрудникам питания, преследовало цель удовлетворения индивидуальных потребностей именно конкретных сотрудников, обусловленных преимущественно их интересами. Не доказано и то, что организация питания носила систематический характер и зависела от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы или трудового вклада.

(постановление 13 ААС от 08.12.2024 по делу № А56-116960/2023
ООО "Петон Контракшн")
УСН
Субсидия, полученная перевозчиком для компенсации ущерба от изъятия (хищения) транспорта на территории недружественных государств, включается в облагаемый доход

Налогоплательщик являлся автоперевозчиком и применял спецрежим УСН-«доходы». Между ним и Министерством транспорта РФ было заключено соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии в целях компенсации ущерба, причиненного российским международным автомобильным перевозчикам вследствие незаконного изъятия транспортных средств и грузов на территориях недружественных иностранных государств при осуществлении международных автомобильных перевозок.

Налогоплательщик получил субсидию, но не включил ее в облагаемый доход, что стало причиной спора с налоговым органом.

Суды согласились с налоговым органом в том, что спорная субсидия подлежит включению в облагаемый доход, исходя из следующего.

Размер субсидии определяется исходя из рыночной стоимости незаконно изъятых транспортных средств. Поскольку размер субсидии напрямую зависит от стоимости незаконно изъятых транспортных средств, используемых налогоплательщиком в своей предпринимательской/экономической деятельности, указанная субсидия по своему экономическому содержанию предоставлена налогоплательщику в целях возмещения недополученных доходов от экономической деятельности, что в контексте положений ст.ст. 38 и 41 НК РФ приносит экономическую выгоду, и является доходом.

Доходы, не учитываемые при определении объекта обложения по УСН, определены в ст. 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Спорные субсидии в этой норме не поименованы.

Согласно письму ФНС России от 01.10.15 № ГД-4-3/17135@ субсидии, полученные коммерческими организациями, не признаются целевыми поступлениями в понятии, приведенном в ст. 251 НК РФ, и подлежат учету в составе доходов при определении объекта обложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Кроме того, налогоплательщик, выбрав УСН с объектом «доходы» и налоговой ставкой 6%, должен был осознавать, что не имеет права уменьшать налоговую базу на суммы понесенных расходов. Данный выбор является осознанным риском организации.

(постановление АС Центрального округа от 03.12.2024 по делу № А09-12215/2023
ООО "Стар Транс")
Страховые взносы
Факт включения налогоплательщика в Реестр радиоэлектронных предприятий в конце налогового периода не имеет определяющего значения для получения права на льготу с самого начала этого периода

Налогоплательщик 15.12.2022 был включен в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности (далее – Реестр), что являлось одним из условий для применения пониженного тарифа страховых взносов.

По итогам камеральных проверок представленных налогоплательщиком уточненных расчетов по страховым взносам за I квартал 2022 года, за 6, 9, 12 месяцев 2022 года налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком пониженного тарифа страховых взносов за период с января по ноябрь 2022 года, поскольку в этот период времени налогоплательщик еще отсутствовал в Реестре.

Налогоплательщик в свою очередь исходил из того, что в силу п. 6 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» действие положений ст. 427 НК РФ (которой предусмотрены льготные тарифы взносов) в редакции Федерального закона № 323-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.

Суд первой инстанции рассмотрел спор в пользу налогового органа исходя из того, что спорные нормы не расширяют права на применение льготы во времени на весь 2022 г. в том понимании, что не содержат в себе условие о применении пониженных тарифов страховых взносов вне зависимости от времени включения в реестр.

Суды апелляционной и кассационной инстанций, напротив, рассмотрели спор в пользу налогоплательщика, отметив следующее.

Внесенные в НК РФ изменения в условия предоставления льготы по страховым взносам и придание названным нормам Кодекса обратной силы свидетельствуют о намерении законодателя ввести переходные положения, позволяющие налогоплательщикам, отвечающим условиям применения пониженного тарифа, быть включенными в Реестр в течение 2022 года и иметь право на применение пониженного тарифа страховых взносов с 01.01.2022.

Следовательно, факт включения налогоплательщика в Реестр 15.12.2022 не имеет определяющего значения для получения права на льготу с начала налогового периода – 2022 года, поскольку такое право закреплено в соответствующих положениях Закона.

Примененный налоговым органом подход не только не отвечает целям введения рассматриваемой льготы, но и делает невозможным ее применение с начала 2022 года, приводит к установлению произвольных различий в условиях налогообложения плательщиков, принадлежащих к одной категории, т.е. осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности.

(постановление АС Северо-Западного округа от 06.12.2024 по делу № А56-120167/2023 ООО "Интилед")



ОЦЕНКА TAXOLOGY

Итоговые выводы судов по данному делу воспроизводят позицию СКЭС ВС РФ, изложенную в Определении от 18.11.2024 по делу № А40-121153/2023 (с участием другого налогоплательщика), в котором все нижестоящие инстанции оказались на стороне налогового органа (в связи со спорностью такой позиции судов мы тогда включили это дело в TaxDigest № 296). Поэтому, возможно, следует отдать должное суду апелляционной инстанции в настоящем деле, который еще в июне 2024 года (то есть до появления указанного Определения ВС РФ), не согласился с казалось бы легкой для внешнего восприятия позицией суда первой инстанции, привел ряд значимых аргументов в пользу налогоплательщика, отказался от формального подхода к определению условий для применения льготы, сослался среди прочего на заключения комитетов-соисполнителей к соответствующему законопроекту. В итоге практику по данному вопросу можно считать сформированной.
TaxDigest для Вас представили:
Надеемся, что предоставленная информация окажется для Вас полезной. Мы готовы ее обсудить в удобном для Вас формате.