Дайджест № 309

Уважаемые коллеги, добрый день!

В дайджесте № 309
отмечаем интересные дела:
1)
Если открытие филиала плательщиком УСН носило формальный характер без намерения осуществлять реальную деятельность, в переходе на ОСНО и применении вычетов по НДС ему может быть отказано.
2)
Привлечение сотрудников органов внутренних дел для проведения выездной налоговой проверки само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщиков.
3)
Получение в дар от близкого родственника коммерческой недвижимости не освобождается от НДФЛ несмотря на отсутствие прямого ограничения в законе.
4)
Признание незаконным включения объекта недвижимости в кадастровый перечень на конкретный год не может автоматически распространяться на предыдущие годы без отдельного оспаривания соответствующих актов об определении перечня.
И многое другое...
Общие положения налогового законодательства
Суд признал обоснованным взыскание с налогового органа денежных средств, ошибочно перечисленных службой судебных приставов ему вместо взыскателя

Отделением судебных приставов было возбуждено исполнительное производство о взыскании 7 000 рублей с должника (кооператива) в пользу взыскателя (физлица). В итоге эта сумма поступила на депозитный счет отделения, но затем в связи с большой загруженностью судебного пристава-исполнителя денежные средства в сумме 7000 руб. ошибочно распределены и перечислены на счет налогового органа вместо взыскателя.

В связи с этим отделение обратилось к налоговому органу с заявлением о возврате ошибочно перечисленной суммы на депозитный счет отделения. Налоговый орган отказал в возврате со ссылкой на то, что спорная сумма зачтена им в счет госпошлины за рассмотрение дела в суде (которую должен был уплатить кооператив), возврат ошибочно перечисленных денежных средств возможен только при наличии положительного сальдо ЕНС по заявлению кооператива.

Также налоговый орган при рассмотрении спора ссылался на то, что спорная сумма относится к налоговым доходам бюджетов, соответственно порядок ее возврата регулируется нормами налогового, а не бюджетного законодательства. Согласно ст. 45 НК РФ иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченного за налогоплательщика налога. Следовательно, возврат денежных средств может быть осуществлен только участнику правоотношений в соответствии с законодательством о налогах и сборах - кооперативу. Кроме того, правоотношения между Федеральной службой судебных приставов и ФНС в случаях ошибочного перечисления денежных средств ФССП в бюджетную систему РФ законодательством о налогах и сборах не установлены.

Суды признали неправомерным отказ налогового органа возвратить спорную сумму на депозитный счет отделения, указав при этом следующее.

В данном случае отделение приставов ошибочно перечислило в адрес налогового органа не денежные средства налогоплательщика-должника, а денежные средства, которые были взысканы с иных должников в рамках иных исполнительных производств и находились в его распоряжении (на депозитном счете).

К отношениям между службой судебных приставов и налоговым органом по возврату ошибочно перечисленных в налоговый орган денежных средств с депозитного счета службы судебных приставов не подлежат применению нормы налогового законодательства, в частности ст. 45 (Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов) и 78 (Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета) НК РФ.

(постановление АС Уральского округа от 21.10.2024 по делу № А34-14940/2023
Курганское ОСП)


ОЦЕНКА TAXOLOGY

Возможно, будет интересным сравнить данное дело с другим отчасти похожим делом (№ А50-24012/2023), о котором мы рассказывали в TaxDigest № 295. Объединяет их то, что в процессе взыскания денежных средств на стадии исполнительного производства происходит ошибка при их списании либо перечислении, которую затем служба судебных приставов пытается исправить, и требуя эти средства от налогового органа. Однако конкретный характер этой ошибки влияет в конечном итоге на исход соответствующего спора. В частности, в том деле налоговый орган являлся надлежащим взыскателем, ошибка была допущена применительно к должнику, и налоговый орган о ней не знал. На этот раз ситуация иная – ошибка допущена применительно к взыскателю, а спорная сумма не являлась налоговым платежом. В итоге исход двух дел оказывается различным: в первом случае – в пользу налогового органа, во втором – в пользу ССП.


Привлечение сотрудников органов внутренних дел для проведения выездной налоговой проверки само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщиков

В отношении налогоплательщика была назначена выездная налоговая проверка. Через некоторое время налоговый орган внес изменения в решение о проведении проверки. Этими изменениями в состав проверяющих были включены сотрудники ОВД.

Налогоплательщик направил в налоговый орган обращение, в котором просил указать основания привлечения сотрудников органов внутренних дел для участия в выездной проверке. В ответ налоговый орган сослался на п. 8 Инструкции «О порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок», утвержденной совместным Приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347 (далее – Инструкция).

Налогоплательщик посчитал, что налоговый орган не дал ответа на его обращение по существу, поскольку вышеназванная ссылка на п.8 Инструкции была приведена без детализации. Вышестоящий налоговый орган оставил его жалобу без удовлетворения. В связи с этим налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения налогового органа, которым в состав проверяющих были включены сотрудники ОВД.

Суды рассмотрели спор в пользу налогового органа, указав следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 36 НК РФ по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в выездных налоговых проверках. При этом Налоговый кодекс не содержит перечня условий, при которых к проведению проверки привлекаются сотрудники полиции. Одновременно с этим порядок участия органов внутренних дел при проведении выездной налоговой проверки регламентирован Инструкцией, которая непосредственно основывается на нормах федерального законодательства.

Действующим законодательством не предусмотрено обязанности налогового органа предупреждать организацию о проведении совместной проверки и представлять налогоплательщику копию запроса о привлечении сотрудников внутренних дел.

Привлечение сотрудников внутренних дел для проведения выездной налоговой проверки само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщиков, поскольку не предрешает выводы следственных органов относительно вопроса о возбуждении уголовного дела и не возлагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей, не предусмотренных налоговым законодательством.

Контрольная функция, присущая налоговым органам как специализированным государственным органам, осуществляющим контроль за уплатой налогов и сборов, предполагает их самостоятельность при реализации этой функции и специфические нормативно установленные формы ее осуществления. Целесообразность проведения конкретных мероприятий налогового контроля определяется инспекцией самостоятельно и не подлежит оценке со стороны подконтрольных субъектов.

(постановление АС Северо-Кавказского округа от 28.10.2024 по делу № А53-41845/2023 ООО "Ростфармснаб - Дешевая аптека")
Необоснованная налоговая выгода
Суд признал, что открытие налогоплательщиком филиала носило формальный характер и имело целью лишь переход на общий режим налогообложения

Налогоплательщик с момента постановки на учет в 2014 году применял УСН. В 2021 году он принял решение о создании филиала, а затем представил в налоговый орган сообщение об утрате права на УСН с 22.07.2021 в связи с его созданием.

В ходе камеральной проверки декларации по НДС за третий квартал 2021 года налоговый орган провел осмотр по месту нахождения этого филиала. В соответствии с актом обследования помещений налогоплательщик по заявленному адресу не располагается и деятельность не осуществляет, какие-либо вывески, баннеры, почтовый ящик и т. д., свидетельствующие о наличии данной организации, отсутствуют.

В ходе анализа налоговых деклараций по налогу на прибыль за 9 и 12 месяцев 2021 года, представленных филиалом, установлено, что они представлены с «нулевыми» показателями.

Кроме того, установлено, что филиал не имеет собственного расчетного счета, имущества. Из пояснений руководителя следовало, что денежные средства за аренду помещения по адресу филиала им не перечислялись, директор филиала официально не трудоустроена, первичную документацию не подписывала.

В итоге налоговый орган пришел к выводу о формальном создании налогоплательщиком филиала с целью изменения режима налогообложения с УСН на общую систему налогообложения.

При этом налогоплательщик в декларации по НДС за первый квартал 2022 года заявил вычеты, но налоговый орган признал их применение неправомерным.

Суды согласились с позицией налогового органа и рассмотрели спор о правомерности вычетов в его пользу, отметив следующее.

Совокупность доказательств свидетельствует о том, что налогоплательщик осуществил формальное открытие обособленного подразделения в форме филиала исключительно с целью перехода на общий режим налогообложения. Необходимые признаки филиала, указанные в ст. 55 Гражданского кодекса РФ, отсутствовали, создание филиала ограничилось лишь внесением сведений о нем в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц и не сопровождалось реальным намерением осуществлять деятельность через обособленное подразделение. При этом формальное создание филиала позволило налогоплательщику претендовать на заявление налоговых вычетов по НДС.

Указанные факты свидетельствуют о наличии умысла, направленного на получение налоговой выгоды в виде минимизации налоговых отчислений путем неправомерного применения налоговых вычетов.

(постановление АС Северо-Кавказского округа от 29.10.2024 по делу № А53-30287/2023 ООО "Вилрус")
НДФЛ
Суд признал, что получение в дар от близкого родственника недвижимого имущества не освобождается от НДФЛ, если оно используется в коммерческих целях

Налогоплательщик (ИП) получил в дар от своей матери 11 объектов коммерческой недвижимости. НДФЛ при этом исчислен не был исходя из того, что в силу п. 18.1 ст. 217 НК РФ доходы в виде подаренного близким родственником недвижимого имущества освобождаются от НДФЛ.

Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДФЛ на стоимость данных объектов, считая, что воля законодателя при освобождении от уплаты НДФЛ на основании п. 18.1 ст. 217 НК РФ направлена на предоставление данной льготы непосредственно физическим лицам, осуществляющим дарение недвижимого имущества, используемого исключительно в личных целях, для удовлетворения личных нужд (потребностей). Налоговая льгота, освобождающая от налогообложения подарки в виде недвижимости между близкими родственниками, не может применяться в ситуации дарения коммерческой недвижимости.

По мнению же налогоплательщика, налоговое законодательство в данном случае не содержит исключений при освобождении от налогообложения ни относительно статуса дарителя и одаряемого, ни относительно характера использования подаренного имущества.

Суды первой и апелляционной инстанций согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в его пользу, отметив следующее.

Характер использования недвижимого имущества (возможный или фактический), его функциональные характеристики, наличие у дарителя и/или одаряемого статуса ИП значения для применения абзаца 2 п. 18.1 ст. 217 НК РФ не имеет (в отличие, например, от п. 17.1 ст. 217, последний абзац которого предусматривает, что освобождение доходов от продажи имущества не распространяется на имущество, непосредственно используемое в предпринимательской деятельности).

Суд кассационной инстанции не согласился с позицией нижестоящих судов, отменил их судебные акты и направил дело на новое рассмотрение, указав следующее.

Положение п. 18.1 ст. 217 НК РФ подлежит применению в системном единстве с иными положениями налогового законодательства, регулирующими налогообложение физических лиц, в том числе обладающих статусом ИП.

В случае если даритель, являющийся ИП, совершает дарение коммерческой недвижимости, используемой в предпринимательской деятельности, в пользу одаряемого – близкого родственника, который также использует подаренную недвижимость в предпринимательских целях, то полученная в порядке дарения недвижимость фактически квалифицируется в качестве предпринимательского внереализационного дохода, подлежащего налогообложению у одаряемого налогом, применяемым в рамках осуществляемой деятельности.

(постановление АС Уральского округа от 24.10.2024 по делу № А50-28917/2023
ИП Хабиева)



Суд признал обоснованной переквалификацию налоговым органом договора займа с физическим лицом в безвозмездную выплату денежных средств последнему

Налогоплательщик в 2019 году предоставил взаимозависимому физическому лицу (заемщику), имевшему значительную долю косвенного участия в уставном капитале налогоплательщика, процентный заем сроком на 1 год. До окончания этого срока он уступил право требования возврата займа третьему лицу (цессионарию), которое обязалось уплатить за эту уступку сумму, равную сумме займа с начисленными к моменту уступки процентами.

Тем не менее, цессионарий так и не произвел оплату за уступленное право требования, а в 2022 году был ликвидирован. При этом и заемщик не возвратил сумму займа ни налогоплательщику, ни цессионарию.

В связи с этим налоговый орган пришел к выводу о том, что сделка по предоставлению налогоплательщиком займа подлежит переквалификации в безвозмездную выплату им физическому лицу денежных средств с доначислением на эту сумму НДФЛ.

Суды согласились с позицией налогового органа исходя также из следующих обстоятельств: у цессионария отсутствовали основные средства, численность сотрудников - 1 человек. Текущие доходы заемщика за несколько лет не предполагали возможность погашения займа.

Суды согласились с выводами налогового органа о том, что именно согласованными действиями заемщика и подконтрольного ему общества создана схема уклонения от уплаты НДФЛ с фактически полученных доходов путем фиктивного оформления договора денежного займа; сделка по выплате физическому лицу денежных средств в качестве денежного займа имела притворный характер, поэтому налогоплательщик является налоговым агентом при выплате в 2019 году дохода своему бенефициару.

Кроме того, суды отклонили и новый довод налогоплательщика (не заявлявшийся ранее ни налоговым органам, ни суду на протяжении более 9 месяцев рассмотрения дела) о том, что, согласно документам, задолженность цессионария перед налогоплательщиком по договору цессии погасил поручитель. Суды исходили, в частности, из того, что до момента ликвидации цессионария и, соответственно, прекращения поручительства, налогоплательщик не предъявлял каких-либо требований к поручителю.

(постановление АС Центрального округа от 31.10.2024 по делу № А84-6904/2023
АО "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького")
Налог на имущество физических лиц
Признание незаконным включение объекта недвижимости в кадастровый перечень на конкретный год не может автоматически распространяться на предыдущие годы

Налогоплательщику (ИП) принадлежала доля в праве на объект недвижимости, который в период с 2019 по 2023 год на основании нормативных актов ежегодно включался в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (кадастровый перечень).

В период с 2019 по 2022 год налогоплательщиком по данному объекту уплачивался налог на имущество физических лиц. Однако в 2023 году суд признал незаконным включение объекта в кадастровый перечень на 2023 год. В связи с этим, полагая, что уплата налога на имущество за 2019 – 2022 года произведена в отсутствие законных оснований, налогоплательщик 29.12.2023 обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с налогового органа излишне взысканного налога на имущество.

Суд первой инстанции рассмотрел спор в пользу налогоплательщика исходя из того, что нормативные акты о включении спорного объекта в кадастровый перечень на 2019-2022 гг. принимались аналогично нормативному акту о включении его в перечень на 2023 год. И поскольку такой акт о включении в перечень на 2023 год признан незаконным, то и предыдущие нормативные акты о включении в перечень (на 2019-2022 годы) не могут считаться законными. В связи с чем уплата налога на имущество за указанные периоды квалифицируется как незаконное взыскание и подлежит возврату налогоплательщику в порядке ст. 79 НК РФ в виде взыскания с налогового органа денежных средств.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, рассмотрев спор в пользу налогового органа исходя из следующего.

Решение суда о незаконности включения спорного объекта в кадастровый перечень на 2023 год имеет преюдициальную силу исключительно для определения обязанности налогоплательщика по уплате налога на имущество за 2023 год, но не подлежит распространению на предшествующие годы, в которых спорный объект был включен в соответствующие Перечни иными нормативными актами, не признанными в судебном порядке недействующими.

Поскольку нормативные акты о включении спорного объекта в кадастровые перечни на 2019-2022 гг. в установленном порядке не признаны недействующими, имеют одинаковую юридическую силу с признанным недействующим актом, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для вывода о признании их незаконными и необоснованными.

К полномочиям арбитражного суда не отнесено как определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, так и рассмотрение заявлений о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.

(постановление 13 ААС от 24.10.2024 по делу № А56-129540/2023 ИП Голованов)
TaxDigest для Вас представили:
Надеемся, что предоставленная информация окажется для Вас полезной. Мы готовы ее обсудить в удобном для Вас формате.