Суд признал недоказанным наличие у налогоплательщика статуса жилищно-строительного кооператива и, соответственно, права на налоговую льготуРегиональным налоговым законом было предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество для некоторых категорий налогоплательщиков, в т.ч. для потребительских кооперативов. При этом среди таких кооперативов в законе были указаны (напрямую поименованы) только жилищно-строительные и гаражные кооперативы.
Налогоплательщик был создан в форме потребительского кооператива путем объединения взносов членов семьи, являющихся близкими родственниками. Один из участников кооператива внес в качестве паевого взноса квартиру, два жилых дома и земельный участок; остальные участники внесли денежные средства.
Налогоплательщик исходил из того, что он является жилищно-строительным кооперативом и, соответственно, имеет право на освобождение от налога на имущество.
Налоговый орган отказал в предоставлении указанной налоговой льготы и суды признали такой отказ правомерным исходя из следующего.
Представитель налогоплательщика в судебном заседании не смог пояснить, какой вид деятельности фактически осуществлял кооператив в спорный период. Наименование кооператива ("Зеленая линия") указания на характер деятельности юридического лица не имеет. При этом, согласно выписке из ЕГРЮЛ, кооператив создан с основным видом разрешенной деятельности "Деятельность в области права". Сведения о дополнительных видах деятельности также не содержат указания на осуществление деятельности по обслуживанию жилого фонда.
Согласно расшифровке доходов и расходов, за спорный период кооперативом осуществлены оплаты по следующим строкам расходов: уплата имущественных налогов, организация культурно-массовых мероприятий для пайщиков, закупка медикаментов в интересах пайщиков и прочие услуги (услуги банка).
Доказательств, что исходя из фактически осуществляемой кооперативом деятельности он является жилищно-строительным кооперативом, материалы дела не содержат.
Суд отметил, что предоставление налоговой льготы всем без исключения потребительским кооперативам региональным налоговым законом не предусмотрено.
В итоге судом сделан вывод о недоказанности налогоплательщиком права на применение налоговой льготы.
(постановление 14 ААС от 28.05.2024 по делу № А66-15232/2023 ПК "Зеленая линия") Суд признал, что денежные средства, ошибочно перечисленные службой судебных приставов налоговому органу, не отвечают признакам неосновательного обогащенияСудебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство о взыскании с налогоплательщика в пользу налогового органа налоговой задолженности. В рамках этого производства и на основании поступившей информации о наличии у должника расчетного счета в банке судебный пристав-исполнитель обратил взыскание на денежные средства, находящиеся на этом счете, и перечислил их налоговому органу (взыскателю).
Как позже было установлено, денежные средства, поступившие на депозитный счет службы судебных приставов, были списаны не со счета должника, а со счета иного лица, чьи данные частично совпадали с данными должника.
В связи с этим Управление Федеральной службы судебных приставов (УФССП) обратилось к налоговому органу с требованием о возврате ошибочно перечисленных денежных средств как неосновательного обогащения. Оно исходило из того, что поскольку денежные средства, поступившие налоговому органу с депозитного счета Управления, не являлись налоговым платежом, были перечислены ошибочно и незаконно, то оснований для удержания этих средств у налогового органа не имелось.
Управление также ссылалось на положения ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ, в силу которых, являясь администратором доходов бюджета, оно вправе принимать решение о возврате из бюджета неверно перечисленных сумм.
Суды отказали в удовлетворении требования Управления, исходя из следующего. Отношения между структурными подразделениями ФНС России и ФССП России по поводу распределения поступивших от должников в рамках исполнительных производств денежных средств носят властно-распорядительный характер и не могут являться гражданско-правовыми, в связи с чем нормы гражданского законодательства о неосновательном обогащении к спорным отношениям неприменимы.
В рассматриваемом случае налоговый орган выступает в роли администратора дохода бюджета и не является собственником (конечным получателем) перечисленных ССП денежных средств, поскольку они не взыскивались им как юридическим лицом по гражданско-правовым основаниям.
Приняв денежные средства, поступившие с депозитного счета ССП, как причитающиеся ему в рамках исполнительного производства, налоговый орган не знал и не мог знать о неправомерном характере действий судебного пристава-исполнителя, допустившего ошибку при обращении взыскания на денежные средства должника. Доказательств того, что спорные денежные средства поступили на лицевой счет инспекции, и что последняя незаконно пользовалась ими, Управление в материалы дела не представило.
Суды также отметили, что такая позиция поддержана Верховным Судом РФ в Определении от 12.05.2021 №
304-ЭС21-5139 (постановление АС Уральского округа от 30.05.2024 по делу № А50-24012/2023 ГУ ФССП по Пермскому краю)