Суд признал обоснованной переквалификацию налоговым органом договоров соинвестирования в договоры купли-продажи будущей вещиПо итогам проверки налоговый орган установил занижение налогоплательщиком налоговой базы по НДС на сумму полученных авансов по операциям реализации недвижимого имущества по договорам соинвестирования строительства нежилого здания. Налоговый орган исходил из того, что спорные договоры соинвестирования в действительности являются договорами купли-продажи будущей недвижимой вещи с условием предварительной оплаты, а инвестиционные взносы - предоплатой по данным договорам.
Данная переквалификация договоров, с обоснованностью которой согласились и суды, была основана, в частности, на следующих обстоятельствах.
При заключении каждого из указанных договоров осуществлена индивидуализация его предмета путем указания сведений, позволяющих установить недвижимое имущество, подлежащее в будущем передаче покупателю (местонахождение и площадь нежилого помещения, иные его характеристики, свойства определенные, в частности, в соответствии с проектной документацией); определена цена передаваемого имущества исходя из 1 кв.м; на момент заключения спорных договоров объект был фактически построен; налогоплательщик изначально зарегистрировал право собственности на нежилые помещения за собой.
Кроме того, соинвесторы, перечислившие суммы оплаты за нежилые помещения в объекте, не наделялись правом собственности (в том числе долевой собственности) на возводимое недвижимое имущество; договорами не предусматривалось, что все соинвесторы участвуют в финансировании объекта строительства каждый в своей доле (вклада), то есть не определялась доля инвестиций (в суммовом выражении); договоры не предусматривали положения о внесении всеми соинвесторами общих денежных средств.
Первоочередным мотивом заключения сделок между инвестором и соинвесторами являлось приобретение последними обозначенных в договорах нежилых помещений для извлечения собственной выгоды, а выбор типа договора исходил именно от налогоплательщика (продавца).
В итоге суды указали, что в рассматриваемом случае фактически имела место реализация товаров (работ, услуг) в соответствии с положениями п. 1 ст. 39 НК РФ, то есть передача права собственности на нежилые помещения в составе возведенного и введенного в эксплуатацию объекта по договору купли-продажи вещи без цели инвестирования на условиях предварительной оплаты, и согласились с выводами налогового органа о занижении налогоплательщиком налоговой базы по НДС в проверяемом периоде на суммы предоплаты, полученные по спорным договорам.
(постановление АС Восточно-Сибирского округа от 10.09.2024 по делу № А10-7361/2021 ООО "Строительное управление - 5")Обязанность по восстановлению НДС у налогоплательщика, созданного при реорганизации и перешедшего на УСН, возникает независимо от момента реорганизацииНалогоплательщик был создан в 2014 году в результате реорганизации в форме выделения из другой организации. При реорганизации он получил недвижимое имущество, по которому ранее правопредшественником был заявлен вычет по НДС.
В декабре 2021 года налогоплательщик представил уведомление о переходе на УСН с 01.01.2022. В связи с этим налоговый орган пришел к выводу о возникновении у налогоплательщика на основании п. 3.1 ст. 170 НК РФ обязанности восстановить ранее принятые к вычету суммы НДС по объектам основных средств, полученным в результате реорганизации, в налоговом периоде, предшествующем переходу на УСН.
Налогоплательщик считал, что он не обязан восстанавливать НДС, поскольку такая обязанность была установлена НК РФ уже после того, как он был создан в результате реорганизации. Он не согласился с тем, что п. 3.1 ст. 170 НК РФ создает обязанность по восстановлению НДС безотносительно к моменту реорганизации общества – до или после 01.01.2020, т.е. момента внесения в НК РФ соответствующих изменений. Обратной силы закон не имеет. Кроме того, здесь подлежит применению п. 7 ст. 3 НК РФ, поскольку по спорному вопросу имеются различные разъяснения Минфина, т.е. существует неясность законодательства.
Суды рассмотрели спор в пользу налогового органа, указав следующее.
В настоящем случае основанием корректировки налоговых обязательств является прекращение использования налогоплательщиком полученных в результате реорганизации основных средств в деятельности, облагаемой НДС, в связи с его переходом на УСН (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Данное событие имело место после вступления в силу нормы п. 3.1 ст. 170 НК РФ, в связи с чем тот факт, что реорганизация произведена до 01.01.2020 не имеет значения и не влечет освобождение налогоплательщика от обязанности произвести корректировку налога.
Минфином России действительно были высказаны противоречивые позиции, относительно применения п. 3.1 ст. 170 НК РФ. Вместе с тем указанная норма не является новеллой законодательства, поскольку отражает сложившийся ранее правоприменительный подход.
С учетом этого независимо от позиции Минфина России, изложенной в письме от 27.02.2020 № 03-07-11/14211 о возможности применения п. 3.1 ст. 170 НК РФ лишь к отношениям с участием правопреемников юридических лиц, зарегистрированных после 01.01.2020 (впоследствии скорректированной в письме от 26.12.2022 № 03-07-11/127354), налогоплательщик должен был исходить из того, что обязанность по восстановлению НДС по объектам основных средств в рассматриваемом случае следует из совокупного толкования положений подп. 2 п. 3 ст. 170 и п. 2 ст. 346.11 НК РФ с учетом сложившейся правоприменительной практики.
(постановление АС Московского округа от 04.10.2024 по делу № А40-227929/2023 ЗАО "Петровка")Сумма, уплаченная в качестве таможенного НДС, не является таковой, если налогоплательщиком не приняты на учет импортированные товарыНалогоплательщик 26.12.2018 перечислил в бюджет НДС в размере 41 278 903, 50 руб. с назначением платежа «НДС за товары, ввозимые на территорию РФ (январь, февраль, март 2019 года)». Однако затем из-за того, что соответствующие сделки не состоялись, он обратился в адрес налогового органа с заявлением о возврате излишне уплаченного НДС в размере 41 250 000 руб.
Налоговый орган отказал в возврате НДС, что было признано судом первой инстанции неправомерным.
Суды апелляционной и кассационной инстанции, напротив, рассмотрели спор в пользу налогового органа исходя из следующего.
Для признания денежной суммы налогом должны быть соблюдены положения налогового законодательства, в т.ч. об объекте налогообложения, о налоговой декларации, о порядке и сроках уплаты налога. Без соблюдения данных требований денежная сумма не может быть признана налогом.
В п.19 Раздела III «Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров» Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» Приложения № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее – Порядок) сказано, что косвенные налоги, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из данного положения следует, что НДС за товары, ввозимые на территорию РФ, подлежит уплате только после принятия на учет импортированных товаров. НДС за товары, ввозимые на территорию РФ, не может быть уплачен до принятия на учет импортированных товаров.
Применительно к изложенным нормам права и обстоятельствам дела, уплаченная налогоплательщиком денежная сумма по платежному поручению от 26.12.2018 в размере 41 278 903, 50 руб. не является НДС за товары, ввозимые на территорию РФ (не является косвенным налогом), поскольку у налогоплательщика отсутствует факт принятия на учет импортированных товаров.
Следовательно, к данной сумме не подлежат применению п.1 ст.8 НК о налоге, пп. 5 п.1 ст.21 НК о праве на возврат суммы излишне уплаченного НДС, другие положения, которыми осуществляется правовое регулирование налоговых правоотношений.
(постановление АС Московского округа от 03.10.2024 по делу № А40-167343/2023 ООО "ПАРТНЕР")