Суд признал, что отсутствие своевременного административного согласования перечня рабочих мест не должно препятствовать применению инвестиционной льготыНалогоплательщик являлся участником свободной экономической зоны (СЭЗ) и реализовывал инвестиционный проект. В связи с этим он имел право на применение пониженных тарифов страховых взносов, что предполагало согласование перечня рабочих мест с соответствующим органом власти.
В июне 2021 года налогоплательщик обратился в уполномоченный орган для согласования утвержденного налогоплательщиком уточненного Перечня рабочих мест, а также направил аналогичное заявление в 2023 году. Этот Перечень был согласован уполномоченным органом в январе 2023 года.
По результатам камеральной проверки представленного 28.01.2022 налогоплательщиком расчета по страховым взносам за 12 месяцев 2021 года налоговый орган принял решение от 15.08.2022 о доначислении налогоплательщику страховых взносов. Решение мотивировано неправомерным применением плательщиком пониженных тарифов страховых взносов, так как им не представлен согласованный надлежащим образом перечень рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта за спорный период.
Суды признали доначисление страховых взносов неправомерным исходя из того, что в 2021 году и в настоящее время все работники, находящиеся в штате налогоплательщика, заняты в реализации инвестиционного проекта; налогоплательщиком выполнены все условия инвестиционной декларации и договора, в том числе в части создания рабочих мест и капитальных вложений; налогоплательщик направлял в 2021 году для согласования в уполномоченный орган спорный Перечень рабочих мест, однако доказательств направления в адрес налогоплательщика результатов рассмотрения этим органом не представлено.
Суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствие у налогоплательщика согласованного Перечня рабочих мест в 2021 году не должно приводить к лишению его, как добросовестного участника СЭЗ, права на льготу, установленную НК РФ.
При этом отмечено, что выводы судов по настоящему делу соответствуют правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 24.04.2024 №
310-ЭС23-30348.
(постановление АС Центрального округа от 07.08.2024 по делу А84-2467/2023 ООО "Клиника Бонус")Срок рассмотрения заявления об освобождении от уплаты страховых взносов должен быть разумнымНалогоплательщик (ИП) 15.01.2021 направил в налоговый орган заявление об освобождении от уплаты страховых взносов на период с 01.01.2020 по 31.12.2020 с приложением подтверждающих документов.
Налоговый орган в свою очередь сначала (02.02.2021) направил налогоплательщику требование от 12.01.2021 об уплате в срок страховых взносов, но затем решением от 12.02.2021 он уведомил налогоплательщика об уменьшении начисленных за 2020 год страховых взносов на указанные в вышеназванном требовании суммы.
Однако спустя более чем два года (05.05.2023) налоговый орган своим решением отказал в предоставлении освобождения от уплаты страховых взносов с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Налогоплательщик оспорил это решение об отказе, но суды первой и апелляционной инстанций признали его законным исходя из того, что в рамках проведенного контроля за правильностью применении права на освобождения от уплаты страховых взносов в соответствии с п. 7 ст. 430 НК РФ, по результатам проверки документов, представленных ИП с заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов, установлено, что в подтверждающих документах отсутствует «Решение об установлении периода ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет».
Суд кассационной инстанции отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение, указав следующее.
В настоящем деле налоговый контроль осуществлялся с 15.01.2021 по 05.05.2023, то есть более двух лет и четырех месяцев. Нижестоящие суды указали, что Налоговый кодекс не устанавливает срока рассмотрения заявления об освобождении от уплаты страховых взносов. Суды высказались также о том, что отсутствуют основания для применения положений ст. 88 НК РФ к настоящему спору, имея в виду трехмесячный срок проведения налогового контроля.
Действительно, НК РФ не устанавливает срок рассмотрения заявления об освобождении от уплаты страховых взносов. Однако, как указал в своей жалобе налогоплательщик, отсутствие в кодексе срока рассмотрения заявления не означает, что налоговый орган не ограничен в сроках рассмотрения данного заявления. Этот срок должен быть разумным. Срок в два года и четыре месяца для рассмотрения данного заявления нельзя признать разумным, учитывая обстоятельства данного спора.
Кроме того, обращает на себя внимание непоследовательное и противоречивое поведение налогового органа, который в феврале 2021 г. удовлетворил по сути заявление налогоплательщика, а спустя два года и почти три месяца пересмотрел свой подход и отказал. При этом налоговым органом не было установлено противоправных действий налогоплательщика.
При новом рассмотрении суду необходимо определить, можно ли признать разумным срок рассмотрения налоговым органом заявления об освобождении от уплаты страховых взносов, оценить довод о противоречивом и непоследовательном поведении налогового органа, принимая во внимание то, мог ли налогоплательщик спустя два года и три месяца представить затребованное решение органа Пенсионного фонда об установлении периода ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет.
(постановление АС Московского округа от 29.07.2024 по делу № А40-219606/2023 ИП Шестаков) ОЦЕНКА TAXOLOGY Данное дело (несмотря на то, что производство по нему еще продолжается) представляет очевидный интерес для развития теории и правоприменительной практики благодаря тому, что суд кассационной инстанции не поддержал предложенный нижестоящими судами сугубо формальный подход к рассмотрению спорной ситуации, а обратился к наработанной высшими судами (КС РФ, ВАС РФ, ВС РФ) практике использования различных оценочных категорий при рассмотрении налоговых споров в т.ч. в условиях отсутствия прямого правового регулирования тех или иных ситуаций. Прежде всего речь идет о разумных сроках в целом и разумной продолжительности налогового контроля, дополнительно здесь можно вспомнить и о т.н. разумных ожиданиях налогоплательщика.