Дайджест № 266

Уважаемые коллеги, добрый день!

В дайджесте № 266
отмечаем интересные дела:
1)
КС РФ высказался о преодолении двухлетнего срока на проверку уведомлений о контролируемых сделках при подаче уточненного уведомления с правками технического характера;
2)
Региональное ограничение по применению льготы к объектам, используемым для производства подакцизных товаров, не применяется, если изготавливающий подакцизные товары налогоплательщик не использует спорный объект в таком производстве;
3)
Вычет по НДС при совместном инвестировании в объект строительства не должен зависеть от доли площадей, полученных налогоплательщиком в построенном объекте;
4)
Доначисление НДФЛ и взносов должно быть одновременно учтено в расходах самим налоговым органом;
И многое другое...
Общие положения налогового законодательства
При исчислении срока для проведения проверки на основании уточненного уведомления о контролируемых сделках следует учитывать существо и характер соответствующих уточнений

21.05.2018 налогоплательщик представил в ФНС России уведомление о контролируемых сделках за 2017 год, в котором содержались сведения в отношении 111 сделок, включая сделку по приобретению агентско-сервисных услуг, совершенную в 2017 году с иностранным контрагентом по договору от 17.05.2013. Данный договор номера не имел.

24.10.2018 налогоплательщик направил в ФНС России уточненное уведомление. Основанием для его направления послужило неверное отражение налогоплательщиком в первоначальном уведомлении номеров договоров по 68 сделкам, включая вышеупомянутый спорный договор от 17.05.2013 (в первоначальном уведомлении факт отсутствия у этого договора номера был отражен как «№ 0», а в уточненном уведомлении – «№ б/н»), а также дополнение сведений о контролируемых сделках данными о еще одной сделке.

29.12.2020 ФНС России вынесла решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделки от 17 мая 2013 года между взаимозависимыми лицами: налогоплательщиком с вышеназванным иностранным контрагентом. При этом налоговый орган исходил из того, что им не пропущен 2-летний срок для проведения проверки, исчисляемый с момента представления уточненного (а не первоначального) уведомления о контролируемых сделках (с учетом особенностей проведения в 2020 году налоговых проверок и исчисления сроков в связи с антикоронавирусными мерами).

Налогоплательщик же исходил из того, что указанный 2-летний срок налоговым органом пропущен, так как он должен был исчисляться с момента подачи первоначального уведомления, поскольку данные в отношении сделок со спорным иностранным контрагентом не претерпели изменений и полностью соответствовали сведениям, указанным в первоначальном уведомлении.

Арбитражные суды рассмотрели спор в пользу налогового органа исходя из того, что налоговое законодательство РФ не содержит положений, которые позволяли бы сделать вывод, что при незначительных изменениях в уточненном уведомлении по сравнению с первоначальным уведомлением факт представления уточенного уведомления может быть проигнорирован в целях исчисления срока, предусмотренного п. 2 ст. 105.17 НК РФ.

Налогоплательщик обратился в Конституционный Суд РФ так как, по его мнению, абзац первый п. 2 ст. 105.17 НК РФ противоречит Конституции РФ, поскольку в системе действующего правового регулирования допускает принятие ФНС России решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в отношении конкретной сделки в течение двух лет со дня получения уточненного уведомления по контролируемым сделкам за соответствующий год вне зависимости от наличия в нем новых сведений о такой сделке.

КС РФ в целом согласился с позицией налогоплательщика, признав оспариваемую норму не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она влечет исчисление предусмотренного ею срока на принятие ФНС России решения о проведении проверки контролируемой сделки со дня получения уточненного уведомления в том случае, когда в первоначальном уведомлении были приведены сведения об этой сделке и налоговый орган в решении не обосновал, что новые содержащиеся в уточненном уведомлении сведения об этой или иных сделках являются значимыми для целей принятия соответствующего решения.

(постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2023 № 41-П ПАО "Вымпел-Коммуникации")




ОЦЕНКА TAXOLOGY

КС РФ наконец-то поставил точку в затянувшемся споре (и соответствующей проблеме) об исчислении сроков при назначении налоговым органом проверки в случае подачи налогоплательщиком уточненного уведомления о контролируемых сделках, которое по своему содержанию имело лишь «технический» характер, т.е. не содержало никаких существенных сведений, которые повлияли бы на результаты налогового контроля. Об этом споре мы рассказывали еще в 2021 году (TaxDigest № 190, Digest "Споры о цене" № 1 , дело № А40-36350/2021).

Предложенный Конституционным Судом дифференцированный подход к определению начального момента исчисления срока для проведения проверки выглядит вполне разумным и справедливым, демонстрируя отказ от сугубо формального подхода при таком исчислении, ставя во главу угла именно возможность идентификации той или иной сделки и одновременно препятствуя неоправданному продлению сроков осуществления налогового контроля.



Нормы ст. 54.1 НК РФ не противоречат Конституции РФ

Налогоплательщик обратился в Конституционный Суд с жалобой на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 2 ст. 54.1, подп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ во взаимосвязи с положениями статей 30, 45 и 82 НК РФ, а также статей 181 и 431.1 ГК РФ.

Поводом для обращения в КС РФ стал отказ арбитражных судов в удовлетворении заявления налогоплательщика о признании недействительным решения налогового органа о начислении недоимки по налогам, пени и штрафов. Как указали суды, представленные налогоплательщиком первичные документы содержат недостоверные сведения и не подтверждают реальность совершения хозяйственных операций его контрагентами.

По мнению налогоплательщика, оспариваемые нормы противоречат Конституции РФ, в частности ее статьям 18, 19, 34, 35, 55 и 57, поскольку позволяют произвольно начислять недоимку по налогам в условиях отсутствия выявленных нарушений со стороны контрагентов налогоплательщика и без признания соответствующих договоров недействительными, а также позволяют взыскивать налоговую задолженность во внесудебном порядке и инициировать процедуру банкротства налогоплательщика.

КС РФ отказал в принятии жалобы налогоплательщика к рассмотрению, отметив следующее.

Законоположения ст. 54.1 НК РФ направлены на установление допустимых границ вмешательства налоговых органов в хозяйственную деятельность налогоплательщика – с учетом необходимости выявления необоснованного уменьшения им налоговой базы – и указывают на обстоятельства и условия, которые могут быть приняты во внимание налоговым органом при квалификации действий налогоплательщика как незаконных.

Такое регулирование, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 29 сентября 2020 года № 2311-О, от 21 июля 2022 года № 1810-О, от 28 февраля 2023 года № 232-О и др.), само по себе не может расцениваться в качестве нарушающего конституционные права налогоплательщиков, имея в виду что суды при оценке обоснованности получения налоговой выгоды исходят из совокупности норм законодательства о налогах и сборах, а также из фактических обстоятельств конкретного дела.

(отказное определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2023 № 1457-О ООО "Технострой")



Суд признал, что затопление помещения, в котором находились истребуемые налоговым органом документы, само по себе не освобождает налогоплательщика от ответственности за их непредставление

Налоговый орган в рамках выездной проверки направил налогоплательщику требование о представлении документов по взаимоотношениям со спорными контрагентами.

В ответ налогоплательщик сообщил о невозможности представления истребуемых документов ввиду их отсутствия по причине аварийной ситуации (протечка горячей воды из системы отопления), произошедшей в нежилом помещении, в результате которой залиты папки с документами на бумажном носителе, что подтверждается актом обследования нежилого помещения.

Несмотря на это налогоплательщик был привлечен к ответственности за непредставление документов по п. 1 ст. 126 НК РФ и суды признали это правомерным исходя из следующего.

Как следует из вышеназванного акта обследования нежилого помещения, в результате аварии в нежилом помещении, горячей водой залита офисная мебель, линолеум на утеплителе, МФУ «Canon MF 226», папки с документами на бумажном носителе. При этом, в указанном акте не указаны какие-либо идентифицирующие признаки документов (наименования, даты, номера и другие), подвергшихся порче.

Таким образом, налогоплательщиком не представлены доказательства утраты именно истребованных налоговым органом в рамках выездной налоговой проверки документов по взаимоотношениям со спорными контрагентами в результате аварийной ситуации.

Кроме того, в ходе проведения повторной выездной налоговой проверки в порядке ст. 90 НК РФ проведены допросы собственников (арендаторов) помещений, расположенных по спорному адресу. Они ходе допросов сообщили, что ни о какой аварийной ситуации, произошедшей в то время по спорному адресу, они не знают.

Также налогоплательщику предложено восстановить первичные бухгалтерские документы за двухлетний период. Налогоплательщиком на указанное письмо какие-либо документы (информация) не представлены, а также не представлена информация о причинах и основаниях, в связи с которыми им не предприняты действия по сбору и восстановлению данных документов.


(постановление АС Поволжского округа от 07.07.2023 по делу № А55-19387/2022 АО "Метролог")


НДС
НК РФ не ограничивает налогоплательщика в применении вычета по НДС исключительно по доле площади объекта строительства, которая будет принадлежать ему после его завершения

Налогоплательщик являлся заказчиком-застройщиком при строительстве торгово-досугового комплекса (ТДК) и совместно с несколькими инвесторами финансировал его строительство с целью приобретения в собственность нежилых помещений в нем. Среди прочего он за свой счет осуществил финансирование работ по устройству систем инженерно-технического обеспечения ТДК, обслуживающих более одного помещения.

Доля нежилых помещений в возведенном объекте строительства, переданных инвесторам, составила 49,88%, доля нежилых помещений в собственности налогоплательщика составила 50,12%.

НДС по вышеназванным работам по устройству систем инженерно-технического обеспечения принят налогоплательщиком к вычету, но налоговый орган пришел к выводу о неправомерности вычета, произведя расчет доли вычетов налогоплательщика по НДС исходя из площади полученных им помещений. По мнению же налогоплательщика, соответствующую долю необходимо было определять по доле инвестиций, то есть учесть, что он среди прочего за свой счет финансировал спорные работы.

Суды рассмотрели спор в пользу налогоплательщика, отметив следующее.
Тот факт, что спорные объекты инфраструктуры (на которых выполняются спорные работы) предназначены для использования всеми собственниками помещений ТДК (находятся в силу закона в их совместной собственности) не влияет на распределение долей инвестирования, установленных договором инвестирования.

Законодательство о налогах и сборах не содержит императивного правила о том, что налогоплательщиком применяются налоговый вычеты по НДС исключительно по доле площади объекта капитального строительства, которая будет принадлежать ему после завершения строительства. Буквальное содержание п. 6 ст. 171 НК РФ указывает на возможность принятия к вычету всех сумм НДС, предъявленных подрядчиком застройщику.

Судами отклонены ссылки налогового органа о том, что часть объектов инфраструктуры здания по своему назначению является общим имуществом, а определение доли вычетов по НДС определяется размером доли налогоплательщика в праве собственности на спорный объект недвижимого имущества, поскольку такой подход фактически лишает налогоплательщика права на возмещение понесенных расходов по уплате НДС в составе цены, предъявленной ему подрядчиками на создание имущества налогоплательщика, что противоречит природе НДС и принципу экономической обоснованности налога.

(постановление АС Уральского округа от 18.07.2023 по делу № А76-216/2022 ООО "Урал-Сревис")
Налог на прибыль
Суд признал, что производство и реализация подакцизных товаров одним из подразделений налогоплательщика не препятствует применению налоговой льготы по месту нахождения другого подразделения

Налогоплательщик, занимавшийся производством и реализацией подакцизных товаров (автомобилей), осуществил капитальные вложения в строительство складского комплекса на территории региона.

Налоговым законодательством этого региона была предусмотрена инвестиционная налоговая льгота, которая не распространялась на налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность по производству и (или) реализации подакцизных товаров, а также в отношении имущества, используемого на указанные цели.

В связи с наличием данной ограничительной нормы налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком льготы по налогу на прибыль, так как сам налогоплательщик в целом осуществляет деятельность по производству и реализации подакцизной продукции, а спорный объект предназначен для обслуживания такой деятельности (хранение запчастей, используемых в дальнейшем при производстве автомобилей).

Суд отклонил эти доводы налогового органа и рассмотрел спор в пользу налогоплательщика, отметив следующее.

Ограничения, установленные региональным налоговым законом, распространяются на организации, в отношении которых применимо одновременное выполнение обоих критериев: и сам налогоплательщик осуществляет деятельность по производству/реализации подакцизной продукции, и объект инвестирования используется в такой деятельности.

В данном случае спорный объект представляет собой распределительный центр, на котором осуществляется хранение запасных частей, которые не используются при производстве товаров, а распределяются по различным дилерским центрам (в качестве запасных частей).

Налоговый орган установил, что функции производства автомобилей, торгового представительства и логистики выполняют различные подразделения налогоплательщика, но сделал при этом вывод о том, что все вышеуказанные подразделения налогоплательщика связаны общей целью - производство и (или) реализация подакцизных товаров (что исключает применение рассматриваемой льготы).

Суд отклонил этот вывод, отметив, что в контексте производства и (или) реализации подакцизных товаров функции каждого из данных подразделений следует разграничивать и различать. Логистически-складской комплекс осуществляет исключительно функции склада, осуществление иных функций налоговым органом не установлено.

В данном случае отгружаемые со склада запасные части и аксессуары являются самостоятельным товаром, который в дальнейшем может непосредственно реализовываться, так и использоваться для осуществления технического обслуживания или ремонта автомобилей. При этом положения ст. 181 НК РФ не относят запасные части, детали и аксессуары к подакцизным товарам.

Следовательно, их дальнейшее использование и (или) реализация сама по себе не имеет какого-либо правового значения.


(постановление 9 ААС от 11.07.2023 по делу № А40-295766/2022 ООО "Фольксваген груп рус")



При исчислении налога на прибыль налоговым органом при определении налоговой базы должны быть учтены (в расходах) доначисленные страховые взносы, а также фактическая заработная плата

По итогам выездной проверки налоговый орган установил, что налогоплательщик привлекал к работе физических лиц (консьержей) без оформления трудовых договоров (официального трудоустройства) или договоров гражданско-правового характера. Установлены 159 официально нетрудоустроенных физических лиц, которые за период с июля 2016 года по июль 2018 года фактически оказывали услуги по дежурству в подъездах МКД и уборке в них мест общего пользования, с выплат которым налогоплательщиком не производились исчисление и уплата страховых взносов и НДФЛ.

В связи с этим налоговый орган доначислил НДФЛ и страховые взносы, исходя из наименьшего размера заработной платы, отраженной в протоколах допроса свидетелей (консьержей). Суды первой и апелляционной инстанций признали доначисления правомерными.

Суд кассационной инстанции также признал доначисления правомерными, но при этом признал неправомерным доначисление налоговым органом налога на прибыль организаций, соответствующих пени и штрафов без учета в налогооблагаемой базе по налогу на прибыль суммы доначисленных страховых взносов и не учете заработной платы (фактически выплаченной физическим лицам, отработавшим на объектах организации без оформления трудовых отношений и гражданско-правовых договоров).

При этом суд отметил следующее. В обязанность налогового органа входит установление размера всех налоговых обязательств налогоплательщика за проверяемые периоды исходя из выводов, положенных в основу акта налоговой проверки, и являющихся основанием для вынесения решения о доначислении соответствующих сумм налогов, начислении пеней за несвоевременную уплаты налогов, а также привлечения к налоговой ответственности в соответствии с положениями НК РФ.

При исчислении налога на прибыль налоговым органом при определении налоговой базы должны быть учтены (в расходах) доначисленные страховые взносы (п. 1 ч. 1 ст. 264 НК РФ), а также заработная плата (ст. 255 НК РФ) - по соответствующим физическим лицам, отработавшим на объектах организации без оформления трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, в указанной части действительное налоговое обязательство общества подлежит перерасчету (включая соответствующие пени и штрафы).

Иной правовой подход, влечет необоснованное возложение на налогоплательщика обязанности по самостоятельной корректировке налоговых обязательств путем представления уточненной налоговой декларации за период, который является предметом налоговой проверки. Такие действия налогоплательщика после завершения проверки, не устраняют недостоверность произведенного налоговым органом расчета сумм недоимки по налогу на прибыль, а также не позволяют скорректировать пени и штраф, исчисленные налоговым органом без учета произведенных корректировок по всем охваченным проверкой налогам.

(постановление АС Московского округа от 07.07.2023 по делу № А40-220968/2021 ООО "ЭКОТЕХПРОМ")

TaxDigest для Вас представили:
Надеемся, что предоставленная информация окажется для Вас полезной. Мы готовы ее обсудить в удобном для Вас формате.