Суд признал, что при изменении в уточненном уведомлении о контролируемых сделках только лишь номера одного из договоров, срок проведения налоговым органом ценовой проверки по такой сделке исчисляется с подачи уточненного (а не первоначального) уведомления
Налогоплательщик в мае 2018 года представил в налоговый орган (ФНС России) уведомление о контролируемых сделках за 2017 год в отношении 111 сделок с иностранной организацией, среди которых была указана сделка с договором № «0», хотя на самом деле в этом договоре номер значился как № б/н.
В связи с этим, а также в связи с необходимостью дополнения информации по еще одной сделке налогоплательщик в октябре 2018 года представил уточненное уведомление о контролируемых сделках, где номер спорной сделки был исправлен и значился как № б/н.
29.12.2020 года ФНС России на основании ст. 105.17 НК вынесла решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (далее – ценовая проверка).
Налогоплательщик решил, что налоговым органом в такой ситуации пропущен 2 летний срок для назначения ценовой проверки, который должен исчисляться в данном случае с момента первоначального (а не уточненного) уведомления, поскольку в уточненном уведомлении изменился только лишь номер договора, а всю остальную информацию о спорной сделке налоговый орган имел возможность узнать из первоначального уведомления.
По его мнению, налоговое законодательство не содержит положений, которые бы позволяли сделать вывод, что при незначительных изменениях в уточненном уведомлении по сравнению с первоначальным уведомлением факт представления уточенного уведомления может быть проигнорирован в целях исчисления срока, предусмотренного п. 2 ст. 105.17 НК РФ.
Тем не менее, суд рассмотрел спор в пользу налогового органа, согласившись с его доводом о том, что первичное уведомление в случае подачи уточнённого уведомления становится неактуальным, то есть аннулируется.
Следовательно, такое первичное уведомление не может являться основанием для вынесения решения о проведении проверки. Учитывая вышеизложенное, при вынесении решения о назначении проверки ФНС России исчисляла установленный НК РФ двухлетний срок с даты подачи налогоплательщиком уточненного уведомления, то есть с 24.10.2018.
При этом, хотя ценовая проверка и была назначена 29.12.2020, 2-летний срок на ее назначение не был пропущен так как он продлевался в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 (которое среди прочего касалось приостановки проведения налогового контроля в условиях антикоронавирусных ограничений). Доводы налогоплательщика против такого продления судом также отклонены.
(решение АС г. Москвы от 31.05.2021 по делу № А40-36350/2021 ПАО "ВЫМПЕЛ-КОММУНИКАЦИИ") ОЦЕНКА TAXOLOGY Очередной пример того, как налоговый спор мог быть рассмотрен как с точки зрения формального подхода, так и с позиции различных неформальных критериев и показателей: общая цель и смысл принятия той или иной правовой нормы и т.п. Суд предпочел решить спор с точки зрения сугубо формального подхода, когда, казалось бы, даже незначительная (по мнению налогоплательщика) деталь влияет на его исход. И сейчас представляет интерес, будет ли поддержан такой подход в данном деле судами вышестоящих инстанций.
Другой примечательной особенностью спора стало то, что, пожалуй, впервые отдельным полноценным спорным эпизодом с массой доводов и контрдоводов сторон и суда стал вопрос о применении Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409, где суд, скорее наоборот, исходил из общих целей и смысла его принятия, не придавая значения возможным отдельным формальным нестыковкам между этим и другими взаимосвязанными нормативными актами и разъясняющими письмами ФНС России. Судьба данного эпизода в случае продолжения рассмотрения этого спора в вышестоящих инстанциях также представляет определенный интерес для развития судебной практики.