Алерт №146

Конституционный Суд разрешил вопрос о порядке влияния НДС на цену длящегося договора, если на дату согласования его условий операция не подлежала налогообложению, но в процессе исполнения сделки изменились требования закона и возникла обязанность исчислить налог 

Суть события
25 ноября 2025 года Конституционный Суд Российской Федерации опубликовал Постановление № 41-П по делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса РФ, пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, а также подпункта «а» пункта 1 статьи 1 ФЗ от 31 июля 2020 года № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – «Постановление») по жалобе ПАО «Банк ВТБ».   

На какие ситуации распространяется позиция Конституционного Суда и как она повлияет на уже заключенные длящиеся договоры в свете грядущих изменений в законодательстве о налогах и сборах – разбираемся подробнее в настоящем алерте.  
Фактические обстоятельства 
В декабре 2019 года АО «Ситроникс Ай Ти» (лицензиар) и ПАО Банк «ВТБ» (лицензиат) заключили договор о предоставлении Банку права на использование программного обеспечения «Microsoft» на период 2020–2022 годов. При заключении договора операции по реализации прав на иностранное программное обеспечение не облагались НДС согласно подпункту 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – «НК РФ»).   

Но уже после заключения договора такого рода операции перешли из разряда «необлагаемых» НДС в «облагаемые» – Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 265-ФЗ в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ были внесены соответствующие изменения. 

В таких условиях АО «Ситроникс Ай Ти» потребовало от Банка увеличить лицензионное вознаграждение на сумму «нового» НДС, но, получив отказ ввиду того, что для Банка, не имеющего возможность принять всю сумму «дополнительного» налога к вычету, сумма НДС представляла непредвиденный расход, обратилось в суд с требованием взыскать соответствующую сумму НДС. 

Суды нижестоящих инстанций разрешили спор различным образом, а Верховный Суд Российской Федерации, пересмотрев дело, оставил в силе постановление суда апелляционной инстанции, принятое в пользу лицензиара, и отметил, что в отсутствие специальных правил в договоре или законе цена должна быть увеличена на сумму налога, возникшего в результате изменения законодательства, если на момент согласования цены стороны обоснованно полагали, что операция НДС не облагается, и не предусмотрели никаких специальных условий в договоре на случай изменений. Указанный вывод сформулирован в качестве универсального правила для случаев увеличения налогового бремени по НДС в отношении длящихся договоров – вне зависимости от того, имеет ли покупатель право на вычет. 

Не согласившись с этим выводом, Банк обратился в Конституционный Суд Российской Федерации, поскольку полагал, что ситуация, при которой цена ранее заключенного договора может быть увеличена на сумму «нового» НДС «автоматически» в отсутствие согласия покупателя, существенно нарушает его права. 

Команда Taxology представляла интересы одной из сторон исходного спора – АО «Ситроникс Ай Ти» – на протяжении всего судебного разбирательства, в том числе в 2024 году,  когда Верховный Суд Российской Федерации удовлетворил его требования (дело № А40-236292/2022), а 7 октября 2025 года представила интересы российской IT-компании в Конституционном Суде Российской Федерации.   
Позиция Конституционного Суда Российской Федерации 
Разрешая спор, Конституционный Суд сразу обозначил, что его позиция касается только тех случаев, когда покупатель не имеет возможности принять сумму «входящего» НДС к вычету в дальнейшем. Иными словами, вне этого ограничения следует руководствоваться предыдущим подходом, предложенным ранее Верховным Судом. 

Кроме того, Суд подчеркнул, что стороны свободны в выборе вариантов согласования условий сделки, в том числе о цене (в частности, стороны могут указать, кто именно из сторон несет риск непредвиденного изменения налогового законодательства), что соответствует гражданско-правовому принципу свободы договора. В случае достижения согласия (в том числе заранее на случай непрогнозируемых изменений закона в будущем) изложенная далее позиция Суда к таким отношениям применяться не должна. 

Применительно к основному предмету спора Конституционный Суд Российской Федерации пришел к следующим выводам: 

  • автоматическое увеличение цены договора на сумму «нового» НДС не позволяет обеспечить баланс интересов как покупателя, так и поставщика, поскольку может привести не только к компенсации «выпадающих» затрат последнего на уплату налога, но и к его обогащению – тем не менее, даже фактическое отсутствие последнего так же не позволяет обеспечить искомый баланс; 
  • имеющиеся гражданско-правовые механизмы, как отмечает Конституционный Суд, не всегда могут обеспечить баланс сторон при увеличении налоговой нагрузки, поскольку (а) ст. 424 ГК РФ по общему правилу закрепляет неизменность согласованной сторонами цены и не позволяет ее корректировать при отсутствии соответствующего положения в законе или самом договоре, (б) специальный институт существенного изменения обстоятельств (ст. 451 ГК РФ) затруднительно применить из-за высокого порога доказывания и его ориентации преимущественно на расторжение договора и лишь в исключительных случаях – на его изменение.
Как следствие, Суд констатировал наличие неустранимого правоприменительными средствами пробела в правовом регулировании относительно гражданско-правовых последствий непредвиденных изменений в регулировании НДС. Далее Суд предписал федеральному законодателю устранить выявленный пробел, разработав универсальный механизм, который будет применяться не только в обстоятельствах, аналогичных рассматриваемому случаю, но и во всех схожих ситуациях, когда изменение налогового законодательства затрагивает длящиеся договоры. 

До принятия соответствующих изменений Конституционный Суд Российской Федерации в качестве временной меры установил следующий «компромиссный» порядок разрешения спорных ситуаций: 

  • поставщик вправе обратиться в суд с требованием об увеличении цены в пределах половины приходящейся на соответствующую операцию суммы налога, которая уплачивается в бюджет, если дальнейшее исполнение длящегося договора лишает его того, на что он был вправе рассчитывать при заключении этого договора, в том числе влечет имущественные потери, а покупатель, не имеющий права воспользоваться налоговым вычетом, отказался изменить договор или расторгнуть его;  
  • в отношении государственных и муниципальных контрактов Суд подчеркнул наличие особого регулирования: возможность изменения цены в подобных случаях строго ограничена доведенными до заказчика лимитами бюджетных обязательств и регулируется специальным законодательством о закупках;  
  • цена, согласованная в длящемся договоре с физическим лицом, не может быть изменена, за исключением случаев, когда физическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность. 
Иными словами, Суд предложил сторонам сделки разделить экономическое бремя уплаты НДС между сторонами сделки пополам, если иное соотношение с учетом обстоятельств конкретного дела не будет определено сторонами или судом (однако поставщик в любом случае имеет право на компенсацию не более половины суммы налога). 

Дополнительно Конституционный Суд РФ отметил, что указанное временное регулирование, равно как и любой иной порядок, предусмотренный сторонами, не должен привести к уменьшению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (без пояснений, что это может означать). 
Оценка Taxology
Очевидно, значимость Постановления сложно переоценить в свете изменений, которые сопровождают налоговое законодательство в последние два года: свершившееся и предстоящее снижение лимитов для ведения не облагаемой НДС деятельности, отмена освобождений (среди которых в том числе эквайринговые операции, осуществляемые теми же банками), рост ставки НДС. Представляется, что правовая позиция из Постановления окажет влияние на широчайший круг отношений и породит большое количество споров, не говоря о возможных убытках в целом ряде отраслей: в первую очередь, работающих с госзаказом и напрямую с населением по длящимся договорам. 

В тексте Постановления, с одной стороны, Конституционный Суд прямо признал, что существует необходимость адаптации длящихся хозяйственных отношений к изменившимся условиям уплаты НДС. И попенял законодателю на отсутствие переходных положений при внесении столь важных изменений. Но в то же время Постановление так и не привело к ожидавшемуся решению дискуссии, возникшей между специалистами в областях гражданского и налогового законодательства – из позиции Суда невозможно сделать вывод, что важнее: стабильность цены договора или переложение косвенного налога на покупателя, поскольку Суд по тексту Постановления отметил важность обоих принципов без явных выводов. При этом он сам же очевидно отступил от последнего из них, прямо оградив от любого переложения экономического бремени уплаты НДС граждан и государственных/муниципальных заказчиков в рамках 44-ФЗ. 

Вероятно, особенно сильно указанный запрет затронет В2С сегмент (например, операторов связи, исполнителей коммунальных услуг, онлайн-кинотеатры, сервисы по подписке), поскольку фактически представители отрасли не смогут «автоматически» заложить сумму «нового» НДС в стоимость при реализации последующему потребителю.  

В остальных случаях сделок с покупателями «без вычета» предложено временное регулирование, которое тоже представляется дискуссионным. В частности, Суд указывает, что любое практическое решение не должно приводить к уменьшению суммы НДС, уплачиваемой поставщиком в бюджет. Однако нет прямого указания, означает ли это, что в каждом случае за налоговую базу принимается изначально установленная сторонами цена, не включающая в себя НДС (вероятно, здесь ответ должен быть положительным). Кроме того, КС РФ разрешает обратиться поставщику в суд с требованием об увеличении цены в пределах половины суммы налога, но неясно, на основании каких критериев суд должен присудить именно 50%, а не меньше, а также как определять степень «обогащения» поставщика. 

На практике такой механизм может превратиться из «компромиссного» в «губительный» для поставщика, фактически сведя к нулю какой-либо экономический эффект от вступления в долгосрочные договорные отношения. Даже 50 процентов от суммы «нового» НДС, исчисленного по действующей ставке 20 процентов (а с 2026 года – 22 процента), эквивалентно некомпенсируемому расходу поставщика в размере 10 процентов (с 2026 года, соответственно, 11 процентов) от изначально согласованного вознаграждения. Коммерческая наценка поставщиков может оказаться ниже указанного значения, особенно в сфере дистрибуции или перепродажи. 

При таких обстоятельствах наиболее сильно страдает от «компромиссного» подхода, как правило, именно поставщик, поскольку, в отличие от покупателя, он не имеет возможности соразмерно увеличить цену на сумму «нового» НДС при последующей реализации, тем самым минимизируя потенциальный негативный экономический эффект от внезапного изменения налогового законодательства. Для покупателя же ситуация выглядит чуть более позитивно, так как он, во всяком случае, может попробовать увеличить цену для последующего покупателя, включив в цену непредвиденные налоговые «издержки», – впрочем, в условиях конкурентной экономики возможности для такого маневра тоже ощутимо ограничены. 

К сожалению, Суд не приводит какого-либо экономического обоснования, почему риск между сторонами должен распределяться именно в таком объеме, в связи с чем остается открытым вопрос о наличии разумных причин для внедрения именно такого механизма, а главное – насколько суды при разрешении споров смогут отступать от правила «50/50» и на основании каких критериев – вероятно, уже через год нам придется наблюдать ответы на практике. 

Любопытной представляется мысль Суда, который, отвергая идею «автоматического, безусловного взыскания дополнительного к цене договора вознаграждения» в размере «нового» НДС, в качестве обоснования приводит весьма неожиданную вариацию риска – возможность обогащения поставщика, вероятно, за счет возникновения права на налоговый вычет в отношении «входящих» операций. При этом, как видится, риск обогащения может быть присущ не только поставщику, но и покупателю, особенно если тот имеет право на часть вычета по правилам пункта 4 статьи 170 НК РФ. Причем эта ситуация никак не освещается в Постановлении, поэтому остается открытым вопрос, насколько применима позиция Суда к ней, и если да – в отношении ли всей суммы НДС или только той ее части, по которой покупатель не смог применить право на вычет. 

Отдельного внимания заслуживает вывод Конституционного Суда РФ о возможности предусмотреть в договоре иные механизмы распределения рисков на случай увеличения налоговой нагрузки. На практике столь широкая степень дискреции в возможном поведении сторон, с одной стороны, позволяет разработать грамотные договорные механизмы распределения рисков и, как следствие, избежать возможных споров в дальнейшем, с другой стороны – фактически приведет к возможному росту негативных последствий для «слабой» стороны, занимающей менее выгодную договорную позицию. При таких обстоятельствах «слабая» сторона может быть вынуждена принять новые «правила игры» от крупных игроков на рынке и взять на себя риск, пускай и гипотетический, несения негативных последствий возрастания налоговой нагрузки в части НДС.  

Наконец, в тексте Постановления содержится разъяснение о юридических способах защиты продавцом своего права на частичную компенсацию экономических потерь в результате появления НДС в длящихся отношениях – продавец может как требовать изменения условий договора в судебном порядке (либо вовсе отказаться от исполнения договора через суд), так и сразу обратиться с иском о взыскании денежных средств (как и произошло в деле АО «Ситроникс Ай Ти» против ПАО Банк «ВТБ» ). Любая из этих форм является допустимой. 
Возможные последствия  
Очевидно, что Постановление окажет серьезное влияние на коммерческий оборот. С одной стороны, продавцы будут в большей степени заинтересованы в согласовании выгодных им условий в договорах заранее. У покупателей, вероятно, стимулов в этом направлении станет меньше, поскольку их возможные потери при недостижении соглашения могут оказаться ниже. 

Вероятно, в 2026 году бизнес столкнется со значимым количеством споров в ситуациях, когда договоренность о влиянии налога на цену не будет достигнута. Вместе с тем это должно уже сейчас привести к активизации договорной работы, изменению условий соглашений и тарифов в длящихся отношениях – работы у юристов и коммерческих служб станет больше. 

Неизвестно, когда законодателем будут внесены предписанные Конституционным Судом Российской Федерации изменения – а главное, как они будут выглядеть с учетом требования их «универсальности» для всех ситуаций, а не только для случаев лицензирования «нереестрового» программного обеспечения. Примечательно, что опыт некоторых зарубежных стран позволяет «подсмотреть» вариант такого решения: к примеру, в Великобритании в налоговом законодательстве предусмотрена возможность соразмерного увеличения цены в случае увеличения ставки НДС; в Германии существуют гражданско-правовые механизмы компенсации покупателем «выпадающих» расходов поставщика в размере, равном «новому» НДС.  

В то же время, вероятно, российский законодатель не станет существенно отступать от ключевых положений «временного порядка» в версии Конституционного Суда: даже если будет допущено полное и автоматическое переложение увеличенного НДС продавцом на покупателя «по общему правилу», очевидно, из-под действия подобной нормы будут по-прежнему выведены граждане и госзаказчики – иное решение будет иметь серьезные политические и бюджетные последствия. Вероятно, предложение законодателя будет строиться на «компромиссной формуле» из Постановления, однако существует вероятность отступления от нее там, где это прямо не влияет на перечисленные выше категории покупателей. Возможно, это отступление в большей степени будет отвечать принципам взимания НДС, однако наверняка это предсказать не представляется возможным. 

Впрочем, законодатель, по мысли Суда, не лишен права предусмотреть и иное решение – например, переходный период для действия новых норм. Остается ожидать дальнейших действий от законодателя, которые будут призваны минимизировать количество споров о соотношении НДС и цены договора в будущем.  

А до появления таких изменений лучшим решением будет предусматривать «налоговые оговорки» в своих соглашениях, заранее формирующие определенность в вопросе о последствиях влияния налоговых изменений на цену договора, не зависящую от решений судов. 
Чем мы можем помочь
Команда Taxology имеет значительный опыт в сопровождении судебных споров в судах всех инстанций, налоговом планировании и консультировании, а также готова предоставить комплексную правовую поддержку для бизнеса в свете грядущих изменений в налоговое законодательство. 
TaxAlert для Вас представили:
Надеемся, что наш алерт будет полезен в Вашей работе!
Рассылка
Рассылку Taxology читают финансисты, бухгалтеры, юристы, налоговые менеджеры, собственники бизнеса и даже конкуренты.

Одна из лучших аналитических рассылок о налогах в России. Подпишитесь и Вы!
Подписываясь на рассылку, вы автоматически соглашаетесь с условиями обработки персональных данных