Алерт №145

Государственной Думой принят очередной объемный законопроект, вносящий изменения в Налоговый кодекс

Суть события
Государственной Думой был принят в третьем, окончательном, чтении ключевой для этой осени объемный проект поправок, касающийся различных вопросов налогообложения (законопроект № 1026190-8). До 30 ноября 2025 года предполагается его одобрение, подписание и опубликование.

Законопроект предусматривает ряд точечных изменений в существующие правила налогообложения. В нашем алерте обращаем внимание на основные их положения, которые вступят в силу совсем скоро, а ряду поправок даже придана обратная сила. Кроме того, по тексту алерта можно найти ссылки на некоторые другие налоговые законы, принятые за последнее время.
Общие положения
С 2026 года отменяются свидетельства и уведомления о постановке на учет в налоговом органе (абз. 19, 20, 32 п. 2 ст. 11 НК РФ). Теперь факт учета организаций, предпринимателей и граждан в налоговых органах будет подтверждаться выпиской из реестра, которую можно получить по запросу через личный кабинет налогоплательщика, с помощью сервиса «Узнай свой ИНН», портал Госуслуг, а также на бумаге. Ранее выданные свидетельства и уведомления остаются действительными. (ФЗ от 08.08.2024 № 259-ФЗ).

ФНС через Госуслуги будет обмениваться с ФЛ не только документами, но и сведениями, необходимыми для реализации прав и исполнения обязанностей налогоплательщиков (абз. 9 и 10 п. 4, п. 9 ст. 31, п. 6.2 ст. 101, п.п. 16-17 ст. 102 НК РФ). Так, например, усовершенствуются сервисы Госуслуг по уплате налогов и получению вычетов, обмену документов с ФНС (в т.ч. подача возражений). (ФЗ от 31.07.2025 № 287-ФЗ).

С 2026 года в налоговых уведомлениях для ФЛ по НДФЛ, имущественному и транспортному налогам будет указываться сумма налогов без учета положительного сальдо ЕНС, если такое было на дату отправки уведомления (абз. 5 п. 2 ст. 52 НК РФ утрачивает силу). Чтобы избежать переплаты, ФЛ необходимо перед перечислением сумм налогов проверить актуальный статус сальдо ЕНС, например, в личном кабинете. (ФЗ от 31.07.2025 № 287-ФЗ).

Дополнен перечень оснований формирования совокупной обязанности на ЕНС (подп. 16.1 п. 5 ст. 11.3 НК). С 2026 года таким основанием становится извещение об уплате покупателем-производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции предусмотренного п. 8 ст. 194 НК авансового платежа акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции. Налоговая обязанность отражается со дня представления такого извещения в соответствии с п. 7 ст. 204 НК. (ФЗ от 08.08.2024 № 259-ФЗ).

Внесены технические изменения, касающиеся личного кабинета налогоплательщика (ЛКН). Через ЛКН теперь могут передаваться налоговые уведомления. ФЛ (не ИП) должны подписывать документы в ЛКН усиленной неквалифицированной электронной подписью. Такие электронные документы признаются равнозначными бумажным (п. 2 ст. 11.2 НК РФ).

Дополнены положения по порядку учета сумм на ЕНС при подаче новых уведомлений с отличающейся суммой по сравнению с предшествующим уведомлением с расчетом налоговых обязательств (ст. 11.3 НК РФ).

Изменяется момент учета данных на ЕНС на основании сообщений налогового органа об исчисленных налогах (авансовых платежей). Теперь данные будут учитываться со дня наступления установленного законодательством срока уплаты налога (п. 5 ст. 11.3 НК РФ), а не со дня, следующего за днем информирования налоговым органом.

Сокращен срок на подачу уведомления о наличии объектов налогообложения. Если по объекту не было получено налоговое уведомление на уплату налога за период владения им, то необходимо сообщить о наличии объекта до 31 мая следующего года (ранее срок был до 31 декабря). (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

Внесены изменения в п. 1 ст. 54 НК РФ. В случае повышения налоговых ставок по налогу, начиная с периода действия повышенных ставок, нельзя учитывать ошибки прошлых лет. Тем самым законодатель сделал невозможным учет ранее неучтенных расходов 2022-2024 годов в текущей декларации по налогу на прибыль за 2025 год и последующих – хотя с учетом буквального прочтения действия нормы во времени (с 2026 года) может иметь место точка зрения о нераспространении данного правила на 2025 год (впрочем, ранее Минфин уже высказывал мнение о неправомерности такого переноса и в 2025 году, без поправок).

Устанавливается исключение из общего правила о недопустимости придания обратной силы актам, ухудшающим положение налогоплательщиков. Нововведение коснется налога на прибыль организаций, исчисляемого по особым правилам участниками международных групп компаний в соответствии с новой ст. 288.5 НК РФ. Это означает, что законодательные изменения, касающиеся данного специфического порядка расчета налога, могут применяться к правоотношениям, возникшим до их вступления в силу, даже если они невыгодны для налогоплательщика (ст. 5 НК РФ).

Перечень организаций, к которым применяются правила о банках для целей НК, расширен. В него включены госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов», Международный банк экономического сотрудничества, Межгосударственный банк и Международный инвестиционный банк. На них будут распространяться все нормы НК, касающиеся банков (п. 5 ст. 11 НК РФ).

В НК вводится определение понятия «имущество». Оно будет отсылать к ГК РФ, но с важным уточнением: для целей НК РФ к имуществу также будут относиться безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги и цифровая валюта. При этом для целей ареста и запрета на отчуждение под имуществом понимаются все соответствующие объекты гражданских прав согласно ГК РФ (абз. 3 п. 2 ст. 11 НК РФ).

В новой редакции ст. 78 и ст. 79 НК РФ (вст. в силу с 01.09.2026 года) подробнее описан порядок распоряжением положительного сальдо ЕНС путем зачета и возврата. Так, например, допускается зачет в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов.
Налоговые проверки
Согласно новой редакции ст. 88 НК РФ для проведения КНП могут привлекаться инспекции, отдельно уполномоченные ФНС России для проведения проверки, а не те, куда налогоплательщик подает декларации («экстерриториальность» камерального контроля). О проведении КНП уполномоченным налоговым органом налогоплательщику в течение пяти дней направляется уведомление по почте заказным письмом либо в электронной форме.

Рассмотрение материалов проверки станет возможным с использованием видео-конференц-связи (абз. 7 п. 2 ст. 101, абз. 11 п. 7 ст. 101.4 НК РФ). Эта мера может снизить издержки налогоплательщиков, особенно в новых условиях экстерриториального принципа проведения проверок. Но на настройку, очевидно, потребуется время, поэтому изменения вступают в силу с 01.09.2026 года.

Новая редакция ст. 140 НК РФ с 01.09.2026 года допускает рассмотрение жалоб (апелляционных жалоб) уполномоченным ФНС России вышестоящим органом (любым, а не вышестоящим налоговым органом по установленной территориальной компетенции).

При этом в Арбитражный процессуальный кодекс внесены корреспондирующие изменения в части исключительной подсудности налоговых споров (статья 38): если место нахождения налогового органа не совпадает с адресом налогоплательщика, его решения (действия, бездействие) должны быть обжалованы в суд по месту нахождения налогоплательщика. Очевидно, это приведет в том числе к изменению подсудности в спорах крупнейших налогоплательщиков, поскольку сейчас при их обращении в суд учитывается именно местонахождение инспекции.

Расширены полномочия налоговых органов по проведению мероприятий налогового контроля. Теперь они могут производить выемку (ст. 94 НК РФ), осмотр (ст. 92 НК РФ) и иметь доступ на территорию или в помещение проверяемого лица (ст. 91 НК РФ) в ходе ДМНК на стадии рассмотрения материалов проверки (подп. 3 п. 1 ст. 31, абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ).

Согласно новому абз. 2 п. 1 ст. 90 НК РФ уведомление о вызове свидетеля в налоговый орган для дачи пояснений может быть направлено как в бумажном виде, так и электронной форме по любому доступному каналу связи: ТКС, личный кабинет налогоплательщика, Госуслуги.

Скорректировано регулирование периодов, охватываемых выездной проверкой. Кроме трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении ВНП, в период проверки попадают налоговые периоды года, в котором вынесено решение о проведении ВНП, завершившиеся до даты вынесения такого решения (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Таким образом, в рамках ВНП, назначенной в конце 2026 года, могут проверять периоды 2023-2025 годы и 9 месяцев 2026 года.
Ответственность и взыскание задолженности
Правопреемники реорганизованной организации отвечают по налоговым обязательствам реорганизованной организации, в том числе при взыскании налоговой задолженности (п. 1 ст. 46 НК РФ).

Новая редакция п. 3 ст. 114 НК РФ с 01.09.2026 ограничивает снижение штрафов при наличии смягчающих обстоятельств не более чем в 10 раз. Ранее в судебной практике встречались дела, где штраф снижался и почти в 100 раз (например, по делу № А05-2318/2017 штраф был снижен в 92 раза). Введенное ограничение может нарушать принцип соразмерности санкции в случае незначительных правонарушений или правонарушений, связанных с техническими сбоями (нарушение срока подачи декларации и финансовой отчетности КИК или срока уплаты налога на несколько дней).

До 31.12.2026 года продлен специальный порядок расчета пеней для организаций, при котором с 91-го дня ставка снижается до 1/300 ставки ЦБ РФ от отрицательного сальдо (абз. 1 п. 5.1 ст. 75 НК РФ).

Дополнены положения об аресте имущества. При аресте транспортных средств не допускается совершение в отношении них регистрационных действий (абз. 3 п. 1 ст. 77 НК РФ). Арест на объект недвижимого имущества организации, стоимость которого превышает сумму взыскиваемой задолженности, возможно налагать только в случае отсутствия у организации иного имущества, на которое может быть обращено взыскание (абз. 2 п. 5 ст. 77 НК РФ).

Поэтапное внедрение цифрового рубля с 01.09.2026 года (ФЗ от 23.07.2025 № 248-ФЗ) также нашло отражение и в НК. Поскольку взыскание налоговой задолженности может осуществляться со счетов цифровых рублей, то оператор платформы цифрового рубля (ЦБ РФ) с 01.01.2027 года будет нести налоговую ответственность, аналогично банкам, за неисполнение поручений налогового органа и непредоставление информации (ст. 135, 135.1 НК РФ).
Условия отсрочки или рассрочки погашения налоговой задолженности
Приняты изменения в части условий получения отсрочки или рассрочки погашения налоговой задолженности, которые вступят в силу с 01.09.2025.

Для получения отсрочки или рассрочки может иметь значение сезонность деятельности. Было уточнено понятие «сезонное производство и (или) реализация», таковым будет признаваться деятельность, в ходе которой происходит снижение производственной деятельности или реализации товаров (работ, услуг) более чем на 50% (а не полностью останавливаемое) в определенном квартале или полугодии в силу природных или климатических условий, времени года (абз. 23 п. 2 ст. 11, подп. 5 п. 2 ст. 64 НК РФ).

При подаче заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки не нужны выписки по банковским счетам, налоговый орган получит требуемые данные самостоятельно (п. 4 ст. 64 НК РФ)

Уточнены сроки учета данных на ЕНС в отношении сумм задолженности, в отношении которой заявлена отсрочка или рассрочка.

Сумма такой задолженности не учитывается в совокупной обязанности до вступления в силу решения о предоставлении отсрочки или рассрочки или до отказа в предоставлении отсрочки или рассрочки (подп. 5 п. 7 ст. 11.3 НК РФ).

При досрочном прекращении отсрочки или рассрочки по причине нарушения условий задолженность на ЕНС отражается в день истечения одного месяца после принятия решения о ее прекращении. При отмене решения о вычете обязанность появляется в день истечения 30 календарных дней со дня направления этого решения налогоплательщику (подп. 8.1 в ст. 11.3 НК РФ).

Если отсрочка или рассрочка установлена судом, то данные на ЕНС отражаются со дня окончания срока, установленного судебным актом (в подп. 12 п. 5 ст. 11.3 НК РФ).
Внесудебное взыскание задолженности с ФЛ
С 01.11.2025 года налоговый орган вправе взыскивать задолженность по налогам с ФЛ, не являющихся ИП, без обращения в суд. Если ФЛ не оплатило налоговую задолженность добровольно по требованию налогового органа (ст. 69, 70 НК), то выносится решение о взыскании налоговой задолженности, которое направляется налогоплательщику и в банк для обращения взыскания по счетам (ст. 48, п. 2 ст. 76 НК). Предусмотрены исключения определенных видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание (п.п. 1, 3 ст. 48 НК РФ). С 01.04.2026 года, если денежных средств не будет недостаточно для покрытия положительного сальдо, то взыскание задолженности будет осуществляться за счет имущества (ст. 47 НК РФ). Соответствующие изменения внесены в НК РФ, ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ, КАС РФ. (ФЗ от 31.07.2025 № 287-ФЗ)

Вследствие введения внесудебного взыскания задолженности с ФЛ расширен перечень исключений из совокупной налоговой обязанности. При определении ее размера не учитываются обжалуемые ФЛ суммы задолженности (подп. 2 - 3.4, 5 и 6 п. 7 ст. 11.3 НК РФ). Решения налогового органа о взыскании соответствующей задолженности на этот период приостанавливаются до даты принятия решения по жалобе или вступления в законную силу судебного акта (абз. 6, 7 п. 4 ст. 46, п. 5.2 ст. 138 НК РФ). (ФЗ от 31.07.2025 № 287-ФЗ)

Возможно взыскание задолженности с ФЛ за счет имущества их законных представителей. При этом денежные средства, взысканные с указанного законного представителя, учитываются в счет исполнения обязанности такого ФЛ по уплате задолженности по принадлежности в соответствии со ст. 45 НК РФ (п. 8.1 ст. 48 НК РФ).
Налоговый мониторинг
С 01.09.2026 года обновляются правила мониторинга.

Подавать заявление о переходе на мониторинг можно будет при соответствии компании хотя бы одному из критериев, а не одновременно всем трем (абз. 1 п. 3, абз. 7 п. 5 ст. 105.26 НК РФ).

В случае реорганизации компании налоговый мониторинг не прекращается, а продолжается у правопреемника. При этом последний обязан в течение месяца представить в налоговый орган актуализированные документы (подп. 10 п. 3.1, абз. 2 п. 7 ст. 105.26 НК РФ).

Значительно увеличен перечень оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга (подп. 5-9 п. 1 ст. 105.28 НК РФ), в том числе:

  • систематическое (два раза и более за период проведения мониторинга) нарушение порядка и сроков доступа налогового органа к информационным системам компании;
  • несоответствие регламента информационного взаимодействия, информационных систем, системы внутреннего контроля компании требованиям, установленным ФНС России.
Кроме того, расширены полномочия налоговых органов по проведению осмотра – теперь и в мониторинге (ст. 92 НК РФ).
Международное налогообложение
В Кодекс внесены правила, направленные на имплементацию т.н. Pillar 2 – инициативы ОЭСР, направленной на борьбу с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (BEPS). Они коснутся международных групп компаний (МГК), осуществляющих деятельность на территории России.

Согласно новой статье 288.5 НК РФ, такие правила будут применять в отношении МГК с зарубежной материнской компанией, которые ведут деятельность в юрисдикциях, где действуют правила Pillar 2, и доход которых в течение каждого из двух последних финансовых годов превышает 750 миллионов евро.

Пункт 1.20 статьи 284 НК РФ устанавливает минимальную эффективную ставку налога на прибыль на уровне 15%. Основная цель нововведений – предотвратить ситуации, когда налоговые льготы, предоставленные иностранным МГК (с зарубежной материнской компанией) в России, приводят к увеличению налоговых доходов в других странах. При этом финансовый результат в рамках данного механизма будет рассчитываться по каждому участнику МГК в отдельности, а не по юрисдикции в целом.

Корреспондирующие изменения вносятся в различные разделы Кодекса – например, появилось требование о минимальной ставке налога на прибыль организаций, установленной в государстве постоянного местонахождения иностранных холдинговых или субхолдинговых компаний, в размере 15% для применения освобождения от налогообложения прибыли такой контролируемой иностранной компании (КИК) в России.

Законопроект продлевает действие положений Налогового кодекса, освобождающих от налогообложения или позволяющих применять пониженные ставки налога у источника, которые были установлены положениями приостановленных соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН), в отношении следующих видов доходов:

  • до 31 декабря 2035 года включительно – процентных доходов по действующим долгосрочным кредитам, заключенным до 1 марта 2022 года;
  • до 31 декабря 2028 года включительно – доходов в связи с выкупом воздушных судов, лицензионных платежей за предоставление права на вещание крупнейших международных и иностранных спортивных событий с целью поддержания имиджа страны и популяризации спорта в России, лицензионных платежей за использование иностранных технологий с целью повышения мощностей и производительности российских предприятий, доходов от международных морских перевозок и сдачи в аренду морских судов, а также доходов, связанных с регулированием заблокированных активов и обязательств российских банков, находящихся под санкциями.
Освобождение от исполнения обязанностей налогового агента распространено на российские организации, перечисляющие доходы по долговым обязательствам, связанным с выпуском иностранными организациями обращающихся облигаций (еврооблигаций), в соответствии с указом Президента РФ от 19 марта 2024 года № 198 «О дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с исполнением обязательств по некоторым ценным бумагам». Данный указ регламентирует выплаты по ценным бумагам с использованием счетов типа «С».

Иностранные государственные компании (с долей госучастия не менее 50%) освобождают от налогообложения доходов в части сумм прощенной безнадежной задолженности перед российскими компаниями в связи с введением в отношении таких иностранных компаний санкционных ограничений на проведение расчетов и операций, связанных с заемным финансированием.
ТЦО
К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях ТЦО приравняют сделки с контрагентами из иностранных государств, в которых ставка налога на прибыль организаций равна или ниже 15%. Соответственно, указанные сделки будут рассматриваться в качестве контролируемых при превышении порога по доходам в 120 млн рублей.
НДС
Одно из основных нововведений – с 2026 года общая ставка по НДС будет увеличена с 20% до 22% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Вслед за общей увеличится и расчетная ставка по НДС, теперь она составит 18,03% (22/122) вместо установленной в настоящее время 16,67% (20/120) (абз. 3 п. 4 ст. 158, п. 5 ст. 174.2, п. 3 ст. 174.3 НК РФ).

Из перечня продуктов, облагаемых по льготной ставке 10%, исключены молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира и сливочно-растительные топленые смеси (подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ), тем самым законодатель подтвердит уже сложившийся в правоприменительной практике подход.

Вводится новая преференция: от обложения НДС освобождаются операционные услуги инвестиционных платформ, связанных с утилитарными цифровыми правами (УЦП). Также от НДС освобождены сопутствующие реализации УЦП операции, включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ. При этом законодатель уточнил, что освобождение не распространяется на предоставление консультаций и прав на использование программ для ЭВМ (абз. 19, 20 подп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК).

Также не подлежат обложению НДС операции по передаче объектов недвижимого имущества, которые изымаются для государственных и муниципальных нужд и за которые налогоплательщику предоставляются суммы возмещения (компенсации) – добавлен подп. 30 п. 2 ст. 146 НК РФ. Норма фактически уточняет, что изъятие недвижимости без учета воли собственника является возмещением убытков, а не реализацией, поэтому оно не подлежит налогообложению НДС.

С 1 января 2026 года при сдаче в аренду майнинговой инфраструктуры иностранным организациям местом реализации работ и услуг будет считаться РФ, следовательно, операторы майнинговой инфраструктуры будут обязаны уплачивать НДС в бюджет (абз. 7 подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Организации или ИП, впервые применяющие ставки 5% и 7%, вправе отказаться от их применения до истечения 12 налоговых периодов при условии, что такой отказ произведен в течение года с периода представления первой декларации, в которой отражены операции, облагаемые по указанным ставкам (добавлен абз. 2 п. 9 ст. 164 НК РФ).

Вводимое изменение позволит малому бизнесу оценить последствия применения специальных ставок 5% и 7% (без права на вычет НДС) или общей ставки 22% (с правом на вычет НДС) и оперативнее выбрать наиболее оптимальный режим.

При этом положения о необходимости восстановления НДС при изменении характера операций с облагаемых на необлагаемые не распространяются на налогоплательщиков, находящихся на УСН и применяющих ставки 5% и 7% (добавлен абз. 10 п. 4 ст. 170 НК РФ).

Право применять специальные ставки по НДС для УСН (5% и 7%) получили организации и ИП, находящиеся на УСН и заключившие концессионное соглашение в отношении объектов тепло-, газо- и водоснабжения, расположенных на территориях населенных пунктов с населением менее 100 тыс. человек на дату заключения такого соглашения (добавлен абз. в п. 8 ст. 164 НК РФ).

Федеральным законом от 17.11.2025 № 417-ФЗ установлено, что от обложения НДС освобождаются операции:

  • по выплате банками процентов в драгоценных металлах в слитках по договорам банковского вклада;
  • по размещению банками драгоценных металлов, не привлеченных во вклады (добавлены подп. 3.4, 3.5 п. 3 ст. 149 НК РФ).
С 2026 года по ставке 0% будет облагаться реализация руды и концентратов драгметаллов добывающими организациями аффинажным организациям для последующего аффинажа (подп. 6.3 п. 1 ст. 164 НК). В настоящее время указанные операции освобождены от НДС, что не позволяет добывающим организация применять налоговые вычеты по НДС (п. 8.3 ст. 165 НК).

НДС начнут облагаться операции, связанные с обслуживанием банковских карт и техническим взаимодействием между участниками расчетов по банковским картам (исключены абз. 4 п. 3, п. 3.1, 4 ст. 149 НК РФ).
Акцизы
Традиционно были повышены ставки акцизов на многие подакцизные товары. В частности, увеличены ставки на этиловый спирт, спиртосодержащую продукцию, виноградное сусло, плодовое сусло, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 %, до 18% включительно, свыше 18%, вина, винные напитки, сидр, пуаре, медовуху, игристые вина, включая российское шампанское, пиво, табак, сигары, сигариллы, сигареты, папиросы, изделия с нагреваемым табаком, жидкости для электронных систем доставки никотина, автомобили, мотоциклы, автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, авиационный керосин, прямогонный бензин, сахаросодержащие напитки, никотиновое сырье (подп. 4, 4.1,5, 5.1, 6-8, 10-16, 28-43 п. 1 ст. 193 НК РФ).

С 01.09.2026 г. отменяется обязанность по уплате авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции их производителями. Вследствие такой отмены утратили свою силу нормы п. 4-7 ст. 184, подп. 1 п. 1, п. 4 ст. 193, п. 8 ст. 194, абз. 20 п. 7 ст. 198, п. 5 ст. 199, п. 16-18 ст. 200, п. 17, 18 ст. 201, п. 6 ст. 203, п. 6-17, подп. 3 п. 18, п. 20,21 ст. 204 НК РФ.

Принята поправка, согласно которой не будет уплачиваться акциз на денатурированный этиловый спирт при последующем производстве с его использованием бензина АИ-92: операции получения (оприходования) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство автомобильного бензина, признаны объектом обложения акцизом (подп. 8 п.1, подп. 8 п. 4 ст. 179.2, подп. 3 п. 11 ст. 201 НК РФ); но плательщики такого акциза будут пользоваться вычетом, установленным п. 11 ст. 200 НК РФ, при условии представления ими в налоговый орган реестра документов, подтверждающих факт реализации ими произведенного с использованием этилового спирта автомобильного бензина АИ-92 (подп. 7 п. 11 ст. 201 НК РФ). По задумке законодателя, комплекс этих норм позволит простимулировать бизнес вовлечь денатурированный этиловый спирт в производство автомобильного бензина.

Увеличиваются выплаты обратного акциза компаниям, не успевающим завершить модернизацию НПЗ по действующим инвестиционным соглашениям с Минэнерго. Для этого коэффициент (Кб) для них будет увеличен с текущих 0,66 до 0,85 (абз. 3 п. 11 ст. 194 НК РФ). Дополнительно будет сделано послабление для уже заключенных соглашений по модернизации НПЗ в Дальневосточном федеральном округе: такие проекты не перестанут получать инвестиционную надбавку, если она превысила сумму вложенных инвестиций (абз. 26 п. 27.1 ст. 200 НК РФ). Также с 2026 г. планируется заключение новых инвестиционных соглашений на модернизацию НПЗ (абз. 8, 11, 15, 22 п. 27.2 ст. 200 НК РФ), ввиду чего, соответственно, предусматривается «донастройка» размера инвестиционной надбавки Кинв под такие соглашения (абз. 20, 21 п. 27.1 ст. 200 НК РФ).

С 2026 г. компании, перерабатывающие российскую нефть на давальческих условиях за рубежом, смогут получать обратный акциз по правилам, аналогичным действующим для НПЗ внутри России. Так, объектом обложения акцизом признано направление на переработку на определенных в соответствии с международным договором РФ давальческих условиях нефтяного сырья, принадлежащего на праве собственности российской организации, уполномоченной Правительством РФ на осуществление давальческой переработки за пределами территории РФ (подп. 34.1 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Налоговая база по такому объекту будет определяться как количество поставленного нефтяного сырья собственником нефтяного сырья на давальческую переработку за пределами территории РФ в натуральном выражении в соответствии с международным договором (п. 15.1 ст. 187, абз. 19 п. 2 ст. 195 НК РФ). Ставка акциза на нефтяное сырье (АНС) при этом будет определяться с учетом удельного коэффициента Спю не выше 0,53 (абз. 3 п. 8 ст. 193 НК РФ). То есть предполагается, что выход продукта с 1 тонны переработанной нефти не должен превышать коэффициент 0,53.

Вычетам будут подлежать суммы акциза, исчисленные при совершении выше описанных операций (подп. 34.1 п. 1 ст. 182 НК РФ), умноженные на коэффициент 2, увеличенные на величину КДЕМП, определяемую в соответствии с п. 27 ст. 200 НК РФ (п. 27.4 ст. 200, п. 28.2 ст. 201 НК РФ). Данный комплекс мер преимущественно направлен на стимулирование переработки российской нефти на «незагруженных» НПЗ в Республике Беларусь. Их действие будет распространено на правоотношения, возникшие с 01.10.2025.

Устанавливается повышенный коэффициент 5.4 по вычету акциза для плательщиков, осуществляющих использование оприходованного параксилола для производства терефталевой кислоты, являющейся конечным продуктом и (или) сырьем для дальнейшего производства в едином технологическом процессе полиэтилентерефталата (абз. 6 п. 20 ст. 200, подп. 7 п. 20 ст. 201 НК РФ). При соблюдении определенных условий такой коэффициент плательщики соответствующего акциза смогут применять на протяжении 15 лет (подп. 26 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Скорректированы условия применения вычета по винограду, который был использован для производства алкогольной продукции (вина), а также вычета по виноматериалу, который был использован для производства алкогольной продукции (вина):

  • вычет сумм акциза, уплачиваемых при приобретении или при ввозе в РФ виноматериалов, виноградного сусла, плодового сусла, плодовых сброженных материалов, применяемых затем в производстве алкогольной продукции, не сможет превышать значение, определенное как произведение ставки акциза, применяемой в отношении реализованной алкогольной продукции, при производстве которой были использованы соответствующие приобретенные подакцизные товары, и объема таких использованных товаров (п. 19 ст. 200 НК РФ). Размер коэффициента, используемого для расчета данного вычета, увеличен с 3 до 3,8;
  • уточнены размеры показателя Кв, участвующего в расчете коэффициента Квд, используемого при расчете вычета сумм акциза с винограда, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, для производства вина, произведенного по технологии полного цикла (подп. 38 п. 1 ст. 182 НК РФ, п. 31 ст. 200 НК РФ).
НДФЛ
Двухступенчатая шкала налогообложения (13-15 %) применяется в отношении районных коэффициентов и процентных надбавок по доходам, когда их размер определяется исходя из средней заработной платы (среднего заработка), денежного довольствия (денежного содержания).

Уточнен перечень доходов, полученных физическими лицами в порядке дарения – подлежат обложению дары в виде ценных бумаг, производных финансовых инструментов (п. 18.1 ст. 217 НК РФ). Правило, что такие доходы освобождаются от налогообложения в случае дарения между близкими родственниками, сохраняется.

Освобождаются от налогообложения доходы физического лица в виде:

  • расходов работодателя по оформлению полиса добровольного медицинского страхования, требуемого для иностранных государств в период служебной командировки;
  • возмещения виновным лицом стоимости утраченного имущества в размере не более его рыночной стоимости или величины расходов, которые произведены или должны быть на восстановление имущества.
Также освобождаются от налогообложения доходы работников сферы физической культуры и спорта, полученные в виде единовременных компенсационных выплат, финансовое обеспечение которых осуществляется в соответствии с правилами, прилагаемыми к соответствующей государственной программе РФ, утверждаемой Правительством РФ.

Освобождение от налогообложения доходов, полученных физическим лицом при реализации долей (акций) при их долгосрочном владении (более 5 лет), применяется только к российским организациям. Доходы физического лица, полученные при выходе (выбытии) участником из организации, не подлежат освобождению по п. 17.2 ст. 217 НК РФ при долгосрочном владении доли (более 5 лет).

Дополнительно не подлежат освобождению по п. 17.2 ст. 217 НК РФ доходы физического лица при владении долями (акциями) более 5 лет, если более 50% активов таких организаций по данным финансовой отчетности на последний день месяца, предшествующего месяцу реализации, прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ.

В случае если в качестве взноса в уставный капитал организации при учреждении или при увеличении уставного капитала передаются акции, доли участия в иных организациях, в отношении которых соблюдаются требования п. 17.2 ст. 217 НК РФ (то есть срок владения которыми превышает 5 лет), налоговая база по доходу в виде материальной выгоды определяется как превышение рыночной стоимости приобретенных долей участия над рыночной стоимостью переданных акций (долей) на момент такой передачи.

Налоговые нерезиденты РФ, получающие в РФ доход от осуществления трудовой деятельности на территории РФ, смогут применять ставки как для налоговых резидентов РФ, если они являются налоговыми резидентами и гражданами государств – членов ЕАЭС.

Налоговые нерезиденты, имевшие в налоговом периоде статус иностранного агента хотя бы один день, лишаются права на применение пониженных ставок для определенных видов дохода в РФ по п. 3 ст. 224 НК РФ.

Физические лица, имеющие в налоговом периоде статус иностранного агента, утратили права на:

  • налоговые вычеты на долгосрочные сбережения граждан и инвестиционные налоговые вычеты;
  • освобождение от налогообложения доходов, полученных при реализации имущества, находившегося в долгосрочном владении по п. 17.1, 17.2, 17.2-1 ст. 217 НК РФ (5 лет для недвижимого имущества и долей/акций, 1 год для акций/облигаций/паев определенного вида и 3 года для иного имущества), а также при получении наследуемого имущества по п. 18 ст. 217.1 НК РФ или дара по п. 18.1 ст. 217.1 НК РФ.
Организаторы азартных игр, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, признаны налоговыми агентами в отношении доходов до 15 000 руб., выплачиваемых физическим лицам.

В свою очередь, банки будут обязаны предоставлять информацию в налоговые органы и в случае изменения условий в договоре банковского вклада, который был расторгнут досрочно, даже если ранее информация уже была передана в налоговые органы.
Налоговые вычеты по НДФЛ
Стандартный налоговый вычет в размере 18 000 рублей за выполнение ГТО применяется не только при прохождении диспансеризации, но и в случае прохождения профилактического медицинского осмотра определенных групп взрослого населения.

Уточнен расчет стандартного налогового вычета «на детей» – он производится в зависимости от суммы доходов по основной налоговой базе.

Социальный налоговый вычет «на фитнес» распространяется теперь на случаи оплаты налогоплательщиком таких услуг своим родителям, получающим пенсии.

Инвестиционный налоговый вычет в размере положительного финансового результата распространен на случи получения доходов от реализации (погашения) ценных бумаг, которые являются обращающимися на момент их погашения, и инвестиционных паев открытых ПИФ, управление которыми осуществляют российские УК.

Имущественный налоговый вычет распространяется на случаи получения дохода при реализации долей (акций, паев), ликвидации, выхода из состава участников, уменьшении номинальной стоимости долей реорганизованных организаций при условии документального подтверждения налогоплательщиком расходов на приобретение акций (долей, паев) реорганизуемых организаций.

Налогоплательщики вправе заявить имущественный налоговый вычет при продаже имущества, полученного в качестве погашения обязательства перед налогоплательщиком, и уменьшить доходы на стоимость такого имущества, которая признавалась доходом, если налог был исчислен и уплачен при получении такого имущества.

В качестве расходов налогоплательщика, связанных с приобретением акций, долей иностранной холдинговой компании (в том числе с приобретением акций (долей) организации, через которую организовано косвенное участие), признаются документально подтвержденные расходы дарителя и (или) наследодателя, если при получении налогоплательщиком этих ценных бумаг (долей) от указанных лиц налог по НК РФ не взимался, или суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при получении этих ценных бумаг (долей) в порядке дарения. Изменения будут применяться с 01.01.2025.
Налог на прибыль
С 2026 года вступают в силу ограничения для иностранных агентов на применение налоговых преференций.

Организации, которые имеют статус иностранного агента или в которых доля участия иностранных агентов составляет 10% и более, не смогут применить:

  • пониженные ставки по налогу на прибыль (п. 8 ст. 284, п. 11 ст. 288.1 НК РФ);
  • освобождение дохода в виде безвозмездно полученного имущества (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ).
В новой редакции подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ установлено ограничение для применения повышенного коэффициента в размере 2 к расходам на приобретение российского ПО. Учесть затраты в двойном размере можно в том случае, если договором не предусмотрена передача права на использование ПО третьим лицам.

Участники проекта «Сколково» не смогут применять ИТ-льготу по налогу на прибыль на основании п. 1.15 ст. 284 НК РФ. Участники проекта «Сколково» смогут рассчитывать лишь на те льготы, которые предоставлены им в силу их статуса.

С 2026 года субъекты РФ смогут утверждать собственный перечень расходов для применения инвестиционного налогового вычета. Сумма такого «универсального» вычета не может превышать 100% от фактической величины расходов (подп. 11 п. 2 ст. 286.1 НК РФ). Затраты, в отношении которых применен вычет, нельзя учесть в составе расходов (п. 48.37 ст. 270 НК РФ). Виды и критерии указанных затрат, их предельный размер, а также категории налогоплательщиков, которые смогут воспользоваться «универсальным» вычетом, будут определяться регионом. При этом субъект РФ не может установить вычет для тех расходов, по которым уже предоставлено право на вычет по другим основаниям. Воспользоваться льготой могут только те организации и их обособленные подразделения, которые расположены в регионе, принявшем соответствующий закон (абз. 12 п. 4 ст. 286.1 НК РФ). Важно, что «универсальным» вычетом смогут воспользоваться даже те налогоплательщики, которые не имеют права на применение ИНВ по общим основаниям – РИП, ТОР, ОЭЗ, АЗ РФ (п. 11 ст. 286.1 НК РФ).

Ограничение на перенос убытков прошлых лет в размере не более чем 50% от налоговой базы продлено до 31.12.2030 (п. 2.1 ст. 283 НК РФ).

Перечень амортизируемого имущества расширяется за счет исключения подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ. Теперь подлежит амортизации имущество, которое приобретено за счет бюджетных средств целевого финансирования.

Расширен перечень долгов, которые можно признать сомнительными. Теперь к ним относится также задолженность по штрафам, пеням и санкциям, присужденным судом. Это возможно при условии, что указанные санкции относятся к договору, основной долг по которому уже признан сомнительным (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Положением абз. 22 п. 2 ст. 266 НК РФ установлено новое условие для списания задолженности в качестве безнадежной. Теперь задолженность не может быть признана безнадежной, если на момент ее списания дата признания соответствующего дохода еще не наступила.

Уточнены правила формирования резерва на дорогостоящий капитальный ремонт. Ранее использовалась общая формулировка о том, что капитальные ремонты учитываются для формирования резерва, если не производились «в предыдущих налоговых периодах». Теперь в п. 2 ст. 324 НК РФ прямо указано, что аналогичные ремонты не должны были проводиться в течение трех предыдущих налоговых периодов.

Предусмотрены особенности определения выручки в ситуациях, когда денежное обязательство погашается путем передачи имущества, выполнения работ или оказания услуг. Теперь выручка от такой реализации признается равной сумме погашаемого денежного обязательства (абз. 2 п. 2 ст. 249 НК РФ). Данное правило применяется с учетом положений о контролируемых сделках (ст. 105.3 НК РФ).

Компенсация, полученная за изъятие имущества для государственных или муниципальных нужд, не признается доходом (п. 68 ст. 251 НК РФ). В свою очередь, расходы, произведенные за счет данной компенсации, не учитываются при расчете налоговой базы (подп. 48.36 ст. 270).

Вносятся изменения в порядок налогообложения операций, связанных с пандемией COVID-19. Отменены положения подп. 11.3-11.4 п. 1 ст. 251 НК РФ, которые позволяли не включать в состав дохода стоимости имущества, безвозмездно полученного для борьбы с коронавирусом. Одновременно исключены положения (подп. 48.12 п. 1 ст. 264 и подп. 19.5 п. 1 ст. 265 НК РФ), которые позволяли по специальному основанию учитывать в расходах затраты на покупку медицинских изделий, а также стоимость имущества, переданного медицинским и государственным учреждениям для диагностики и лечения COVID-19.

Ряд принимаемых изменений действует ретроспективно – с 1 января 2025 года.

Начиная с 2025 года, застройщики, получив денежные средства со счета эскроу, могут отложить признание дохода до момента полного завершения всех объектов, создание которых предусмотрено ДДУ (абз. 13 п. 14 ст. 251 НК РФ).

Уточнен порядок отражения операций по возмещению убытков, взысканных по решению суда с третьих лиц (вне рамок договора). С 01.01.2025 датой получения такого дохода является день фактического поступления имущества, а дата признания расхода – день передачи имущества (подп. 15.1 п. 4 ст. 271, подп. 8.2 п. 7 ст. 272 НК РФ).

С 2025 года ограничен перечень основных средств и нематериальных активов, к которым можно применить федеральный инвестиционный налоговый вычет. В перечень включены ОС и НМА, не подлежащие амортизации на основании п. 2 ст. 256 НК РФ или приобретенные за счет субсидий.

Важно иметь в виду, что законопроектом отменена обязанность по сдаче налоговых деклараций по месту нахождения каждого обособленного подразделения (п. 1 ст. 289 НК РФ). Отчетность будет подаваться централизованно по месту нахождения головной организации. Изменения вступят в силу с 2027 года.
НДД
С 01.01.2026 расширяется перечень оснований для восстановления фактических расходов для целей НДД.

Теперь восстановлению будут подлежать не только фактические расходы на приобретение, сооружение изготовление, доставку амортизируемого имущества, но и фактические расходы, связанные с производством и реализацией в следующих случаях:

  • при уменьшении сумм налогов, сборов, страховых взносов, исчисленных в установленном НК РФ порядке, а также стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав, учтенных в составе фактических расходов, связанных с производством и реализацией, в предыдущих налоговых (отчетных) периодах (подп. 6 п. 4 ст. 333.48, абз. 5 п. 5 ст. 333.48 НК РФ);
  • при списании кредиторской задолженности по основаниям п. 18 ч. 2 ст. 250 НК РФ при условии, что такая задолженность возникла в связи с произведенными расходами, учтенными при исчислении НДД в составе фактических расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 7 п. 4 ст. 333.48, абз. 6 п. 5 ст. 333.48 НК РФ).
Также до 2030 года было продлено 50% ограничение на уменьшение налоговой базы по НДД за счет сумм убытка, исторического убытка (абз. 1 п. 1.1 ст. 333.51 НК РФ).
НДПИ
С 01.01.2026 упраздняется ОЭЗ в Магаданской области, а вместе с ней и коэффициент 0,6, который ее резиденты применяли к своей налоговой ставке по НДПИ (п. 2.3 ст. 342 НК РФ).

Сначала были доплаты, теперь последуют скидки: вводится «налоговый вычет» по НДПИ для Газпрома (п. 14 ст. 343 НК РФ). Если в 2022-2024 годах компании предлагалось осуществлять доплаты в бюджет, то с 2026 года все наоборот – сумма исчисленного к уплате налога начнет уменьшаться. Общая сумма вычета для Газпрома составит 64 млрд руб. за период с ноября 2026 г. по август 2028 г., а затем – по 5,5 млрд руб. ежемесячно.

Был существенно пересмотрен подход к определению показателя Ккг, который используется при расчете НДПИ на газ горючий природный (увеличивает НДПИ с целью изъятия в пользу бюджета дополнительных доходов, возникающих у налогоплательщиков в результате опережающей индексации оптовых цен на газ).

Если раньше Ккг определялся в твердой форме и был «единым» для всех плательщиков (например, с 01.07.2025 в размере 305, см. абз. 2 подп. 11 п. 2 ст. 342 НК РФ в текущей редакции нормы), то теперь порядок его определения регулируется отдельной статьей (ст. 342.16 НК РФ), которая предусматривает не просто его индексацию, но и значимую дифференциацию его размера в зависимости от участка недр, на котором осуществляется добыча газа.

Для примера: в общем случае в период с 01.01.2026 по 30.09.2026 Ккг будет признаваться равным 758 (п. 1 ст. 342.16 НК РФ), но для налогоплательщиков - собственников объектов Единой системы газоснабжения (Газпром) уже 486 (п. 2 ст. 342.16 НК РФ), для налогоплательщиков, добывающих газ, который потом используется исключительно для производства СПГ, аммиака, водорода на участках недр на полуостровах Ямал и (или) Гыданский в ЯНАО и вовсе 305 (п. 3 ст. 342.16 НК РФ).

Дополнительно также уточняется порядок расчета показателя ККГ2024 (п. 19.ст. 343 НК РФ), норма, регулирующая расчет показателя ККГ2023 (п. 18 ст. 343 НК РФ) утрачивает силу.

Уточнен и порядок расчета показателя Цв в абз. 3 п. 4 ст. 342.4 НК РФ (норма вступает в силу с 01.07.2026): формула его расчета была «выведена» из Постановления Правительства РФ от 10.02.2015 № 107 непосредственно в текст кодекса и содержательно скорректирована. В частности, теперь показатель будет определяться в фиксированной сумме (например, с 01.07.2026 по 30.09.2026 в размере 6439), умноженной на «отдельный», специально для того предусмотренный коэффициент-дефлятор, призванный реагировать на изменение регулируемых оптовых цен на газ. Но «работать» он начнет не ранее 2027 года: до 01.07.2027 такой коэффициент будет признаваться равным 1.

Меняется порядок расчета котировки Urals для НДПИ: теперь она будет определяться как средневзвешенная цена, определяемая как средняя величина котировок Urals FOB Primorsk и Urals Med Aframax FOB Novorossiysk, умноженная на коэффициент 0,78, и котировки ESPO blend FOB Kozmino, умноженной на коэффициент 0,22 (абз. 2 п. 3 ст. 342 НК РФ). Вслед за этим, поскольку теперь стоимость российской нефти будет учитываться по данным российских, а не зарубежных портов, из п. 16 ст. 342, п. 8 ст. 342.5 НК РФ исключены указания об определении средней цены на нефть марки Urals по данным на средиземноморского и роттердамского рынков нефтяного сырья (изменения распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2025).

Проиндексированы показатели ЦАБвр_С ЦДТвр_С, ЦАБвр_2021, ЦДТвр_2021, являющиеся, в конечном итоге, элементами показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти (86 875, 77 567, 79 050, 71 450 соответственно на период с 01.01.2028 по 31.12.2028 года включительно).

С 2026 г. предусматривается увеличение налогового вычета при добыче нефти на участках недр, которые одновременно расположены в границах Сургутского и Ханты-Мансийского районов ХМАО - Югры, лицензии на пользование которыми выданы до 01.01.2018 и начальные извлекаемые запасы нефти каждого из которых составляют 1 000 миллионов тонн и более по состоянию на 01.01.2018. Предельный размер вычета для таких месторождений за все налоговые периоды составляет 50 млрд рублей (абз. 28, 29 п. 3.3 ст. 343.2 НК РФ).

Ст. 343.10 НК РФ вводится налоговый вычет при добыче железной руды на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Мурманской области (муниципального округа город Оленегорск). Вычет вводится на период с 01.01.2026 по 31.12.2030. Его адресатом является Оленегорский ГОК (АО «Олкон»). Сумма налогового вычета будет определяться как величина фактически оплаченных в текущем налоговом периоде и предыдущих налоговых периодах, но не ранее 01.01.2025, сумм расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств, доведение таких объектов до состояния, в котором они пригодны для использования, умноженных на коэффициент 0,5. Верхний лимит вычета установлен на уровне 10 млрд руб.
Страховые взносы
Ключевое изменение здесь – существенное сокращение пространства для применения пониженных тарифов взносов субъектами МСП (15% с выплат сверх 1,5 МРОТ в месяц). Для применения ими пониженного тарифа необходимо одновременное соблюдение двух условий:

  • ОКВЭД, заявленный в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, должен входить в специальный перечень, утверждаемый Правительством РФ;
  • доля доходов от этого основного вида деятельности должна составлять не менее 70% в общей сумме доходов.
При этом Постановлением Правительства РФ от 31.10.2025 № 1705 с 2026 года размер предельной базы по страховым взносам увеличен с 2,759 млн до 2,979 млн руб. в год.

Вводится минимальная база для исчисления страховых взносов для руководителей организаций в размере не ниже МРОТ (п. 1 ст. 421 НК РФ). Если сумма начисленных такому лицу выплат за месяц окажется меньше МРОТ, установленного на начало периода, то для целей расчета взносов база будет приравнена к МРОТ (в 2026 году – 27 093 руб.). Предусмотрен пропорциональный расчет этой величины, если руководитель исполнял свои обязанности неполный месяц. Мера направлена на борьбу с занижением базы по страховым взносам через выплату "символических" зарплат руководителям.

С 01.01.2026 от уплаты страховых взносов освобождаются расходы работодателя на оформление полиса ДМС для сотрудников в заграничных командировках (абз. 1 п. 2 ст. 422 НК РФ).

При невыполнении этих условий плательщик лишается права на льготу с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие.

Льготный тариф для российских организаций, которые включены в реестр РЭП, трансформируется и станет бессрочным. С 2026 года такие организации будут уплачивать страховые взносы с выплат в рамках предельной величины базы по тарифу 7,6% и применять тариф 0% с выплат сверх предельной величины базы.

Российские IT-компании будут применять тариф страховых взносов в размере 15% с выплат в рамках предельной величины базы и применять 7,6% с выплат сверх предельной величины базы (п. 2.2-2 ст. 427 НК РФ). При этом пониженный тариф разрешат применять тем российским IT-компаниям, в которых прямо и (или) косвенно участвует РФ с долей участия от 50% и выше, при условии соответствия критериям, устанавливаемым Правительством. Остальные IT-компании с долей госучастия, не позволяющей применять пониженный тариф, смогут начать его применять при выполнении иных условий его применения после снижения доли госучастия, начиная с 1-го числа месяца, в котором доля госучастия составила менее 50%.

Тариф страховых взносов в размере 15% с выплат в рамках предельной величины базы и 7,6% с выплат сверх предельной величины базы будут применять с 2027 по 2036 годы НКО на УСН, осуществляющие деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), а также применяющие УСН благотворительные организации (дополнить п. 2.2-2 ст. 427 НК РФ).

Вводится единый порядок уплаты страховых взносов для плательщиков, совмещающих несколько видов деятельности, каждый из которых является основанием для уплаты взносов в фиксированном размере (п. 1.5 ст. 430 НК РФ). Такие лица будут уплачивать страховые взносы в фиксированном размере однократно по всем видам деятельности. Однако при расчете суммы взноса в размере 1% от дохода свыше 300 тыс. руб. доходы по всем осуществляемым видам деятельности будут суммироваться.

При этом если ИП применяет АУСН и осуществляет профессиональную деятельность вне рамок данного налогового режима, то взнос в размере 1% будет уплачиваться таким ИП с доходов вне рамок АУСН, превысивших 300 тыс. руб.

Изменяется порядок определения величины дохода для исчисления 1% страховых взносов с суммы, превышающей 300 тыс. руб., для ИП и иных плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, на ЕСХН и УСН «доходы минус расходы» (п. 9 ст. 430 НК РФ). С 2026 года при расчете такой базы нельзя уменьшать доходы на сумму уплаченных фиксированных страховых взносов на пенсионное и медицинское страхование, что приведет к увеличению итоговой суммы взносов к уплате.

Законодатель расширил перечень лиц, в отношении которых устанавливается особый порядок уплаты страховых взносов согласно п. 4 ст. 425 НК РФ. Так, к указанному перечню наряду с прокурорами, сотрудниками СК РФ и судьями добавится новая категория лиц – научные и педагогические работники органов и организаций прокуратуры, имеющие классные чины.
Технологический сбор
Законопроект предполагает также отдельное от НК РФ введение технологического сбора – нового платежа, плательщиками которого выступят импортеры и производители электроники и электронных компонентов.

Правительство РФ будет определять перечень облагаемой технологическим сбором продукции. В перечень войдут как готовые изделия, так компонентная база.

Размеры платежа будут установлены в виде фиксированных ценовых значений за каждую единицу товара в зависимости от кодов ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2. Верхний ограничитель установлен в размере 5 000 рублей за единицу товара.

К функциям Правительства отнесено определение порядка исчисления, порядка и срока уплаты, порядка и срока возврата излишне уплаченных сумм сбора.

Между редакцией второго чтения и принятым законопроектом есть одно ключевое отличие: из в финальной версии было исключено целевое назначение сбора. Изначально предполагалось, что поступления от технологического сбора будут направляться на реализацию мероприятий в сфере электронной и радиоэлектронной промышленности, однако законодатель отказался от этого положения.

В силу того, что ключевой объем регулирования передан на уровень Правительства, проанализировать конкретные фискальные последствия для бизнеса в настоящий момент невозможно.

Сбор устанавливается через профильный закон № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», который сам по себе содержит меры по поддержке промышленности в России, однако в финальном тексте законодатель убрал целевое назначения сбора, поэтому нельзя сделать вывод, что денежные средства, полученные в рамках сбора, будут направлены на меры поддержки промышленности.

Сбор распространяется не только ввозимые товары, но и на произведенные на территории России, поэтому можно ожидать, что фискальные последствия ощутят на себе и производственные компании, а не только импортёры.

В совокупности можно сделать вывод, что технологический сбор является аналогом утилизационного сбора и направлен в первую очередь на пополнение бюджетных доходов.
Налог на игорный бизнес
Законопроект предусматривает перевод уже ранее существовавшего регионального налога на игорный бизнес в категорию федеральных налогов (вводится новая глава 25.5 НК РФ).

Его плательщиками станут организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, под которой, в свою очередь, будет пониматься деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением доходов в виде выигрыша и (или) платы за их проведение (ст. 333.57 НК РФ).

«Обновленный» налог будет взиматься не только с игрового оборудования, как это было ранее.

В частности, с 2026 г. вводится два разных объекта обложения данным налогом: (1) игровые столы и игровые автоматы, а также (2) доход, полученный налогоплательщиком, осуществляющим предпринимательскую деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, от осуществления соответствующего вида деятельности в части принятия ставок, интерактивных ставок, уменьшенный на суммы выигрыша, выплачиваемые участнику азартной игры (подп. 48.15 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Как и ранее, столы и игровые автоматы должны быть зарегистрированы в налоговом органе по месту их установки. Регистрация производится посредством направления соответствующего заявления не позднее чем за пять дней до даты установки стола/автомата. В случае выбытия стола/автомата налогоплательщик также обязан зарегистрировать этот факт в налоговом органе по месту регистрации такого объекта (п. 3 и п. 5 ст. 333.58).

Для столов и автоматов налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения. Для дохода букмекерских контор и тотализаторов – как денежное выражение их дохода, уменьшенное на величину расходов в виде выплачиваемых сумм выигрыша (ст. 333.59 НК РФ).

Платить такой налог необходимо будет ежемесячно (ст. 333.60 НК РФ).

Ставки налога для столов и игровых автоматов установлены в твердой форме и составят 250 000 рублей и 15 000 рублей соответственно (эти значения ставок ранее были предельными значениями для ставки регионального налога). При этом в случае, если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по такому игровому столу подлежит увеличению кратно количеству игровых полей (п. 1 ст. 333.62 НК РФ).

Для дохода букмекерских контор или тотализаторов ставка установлена на уровне 7% (п. 1-2 ст. 333.61 НК РФ).

Уплачивать новый налог плательщики будут по месту регистрации объектов налогообложения, если речь идет об игровых столах и игровых автоматах, или по месту нахождения организации, если объектом является доход, полученный от организации и проведения азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах (ст. 333.63 НК РФ).

Сроки представления декларации и уплаты налога – не позднее 25-го и 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, соответственно (ст. 333.63, 333.64 НК РФ).
УСН
Для борьбы с дроблением бизнеса с целью налоговой оптимизации снижен порог доходов, при превышении которого у плательщиков, находящихся на УСН, возникает обязанность по уплате НДС. Установлено, что порог будет снижаться поэтапно, если доходы плательщиков на УСН превышают: в совокупности: 20 млн руб. за 2025 год, 15 млн руб. за 2026 год, 10 млн руб. за 2027 год и последующие годы (ранее было 60 млн рублей, абз. 4, 5 п. 1, абз. 3 п. 5 ст. 145 НК РФ).

Ограничение на применение адвокатами УСН теперь не будет распространяться на предпринимательскую деятельность, не связанную с адвокатской деятельностью, осуществляемую ими в качестве ИП (подп. 10 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Еще одно нововведение – для определенных видов деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ, законами субъектов РФ могут быть установлены:

  • для объекта «доходы» ставки в пределах от 1% до 6% (абз. 2 п. 1 ст. 346.20 НК РФ);
  • для объекта «доходы минус расходы» ставки в пределах от 5% до 15% (абз. 2 п. 2 ст. 346.20 НК РФ).
Однако за субъектами останется право устанавливать ставку 0% для налогоплательщиков-ИП, которые впервые зарегистрируются после введения указанных изменений (п. 1 ст. 346.20 НК РФ). Виды деятельности и критерии, которым должны отвечать ИП, претендующие на применение ставки 0%, будут установлены Правительством РФ.

В отношении объекта «доходы минус расходы» законодатель расширил перечень расходов, связанных с нематериальными активами (НМА), созданными собственными силами налогоплательщика. В состав расходов будут включаться затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение НМА (подп. 2 п. 1 ст. 346.16). Указанное изменение направлено на стимулирование IT-компаний, находящихся на УСН, которые смогут включать в расходы операции по последующей «доработке» своих IT-продуктов без риска доначислений, следующего за истекшим налоговым периодом, соответственно (ст. 333.63, 333.64 НК РФ).
ПСН
Для сохранения права на применение ПСН доходы от видов деятельности, осуществляемых в рамках ПСН, не должны превышать совокупно: 20 млн руб. за 2025 год, 15 млн руб. за 2026-2027 годы, 10 млн руб. за последующие годы (подп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ). Иные предлагавшиеся ранее изменения в части существенного ограничения перечня разрешенных на данном режиме видов деятельности, не были в итоге приняты.
Имущественные налоги
Законопроектом изменяется порядок исчисления транспортного и земельного налогов для налогоплательщиков-организаций и налога на имущество организаций в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость: теперь их будут исчислять налоговые органы (п. 1 ст. 362, п. 7 ст. 382, п. 2 ст. 383, п. 1 ст. 396 НК РФ).

Налогоплательщики-организации будут получать от налогового органа сообщения об исчисленной сумме налога не позднее 10 дней до наступления срока уплаты, на основании которых должны будут оплатить налоги (п. 4 ст. 363, п. 6 ст. 386, п. 5 ст. 397 НК РФ).

Обновляется также порядок «уточнения» сумм указанных налогов. В случае несогласия с расчетом налогового органа организация будет вправе представить пояснения на сообщение и приложить к ним подтверждающие документы. В законопроекте срок подачи таких пояснений не установлен, в то время как в настоящее время такой срок составляет 20 дней (п. 6 ст. 363 НК РФ, п. 6 ст. 386, п. 5 ст. 397 НК РФ).

Пояснения будут рассматриваться налоговым органом в течение одного месяца, и в случае согласия с позицией налогоплательщика налоговый орган будет обязан провести перерасчет налога.

Новые положения будут применяться для исчисления и уплаты указанных налогов за налоговый период 2027 года (п. 9 ст. 25 Законопроекта).

С 1 января 2027 года изменяются сроки уплаты авансовых платежей и налога по итогам года по транспортному и земельному налогам, налогу на имущество по объектам, облагаемым по кадастровой стоимости (п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 383, п. 1 ст. 397 НК РФ, п. 9 ст. 25 Законопроекта):


Действующий порядок

Новый порядок

(с 2027 г.)

Уплата авансовых платежей

Не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (28 апреля, 28 июля, 28 октября)

Не позднее 28-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом

(28 мая, 28 августа, 28 ноября)

Уплата налога по итогам года

Не позднее 28 февраля следующего за отчетным периодом года

Не позднее 28 марта следующего за отчетным периодом года


Законопроектом предусмотрено важное изменение порядка формирования перечня объектов, облагаемых по кадастровой стоимости. Теперь такой перечень будет определяться не до 1 января (а фактически во многих субъектах РФ – до 1 декабря предшествующего года), а до 1 марта текущего года (налогового периода) (п. 7 ст. 378.2 НК РФ). С одной стороны, такое нововведение позволит решить проблему включения в перечень объектов, введенных в эксплуатацию в последние месяцы предшествующего года и в силу объективных причин не успевших попасть в перечень. С другой стороны, при таком регулировании налогоплательщик узнает о том, что принадлежащий ему объект должен облагаться по кадастровой стоимости, позднее 1 числа очередного налогового периода, что вступает в противоречие с п. 1 ст. 5 НК РФ.

Расширяется перечень объектов, подлежащих обложению по кадастровой стоимости, – к ним предлагается относить единый недвижимый комплекс, в состав которого входит хотя бы одно нежилое здание (строение, сооружение), облагаемое по кадастровой стоимости (п. 3 ст. 378.2 НК РФ). Очевидно, появление этого правила вызовет споры относительно определения границ ЕНК, если налоговые органы при квалификации объектов в таком качестве вдруг откажутся от опоры на формальную запись в реестре.

Также в целях исчисления налога на имущество организаций по кадастровой стоимости уточняется понятие «объект бытового обслуживания». Под ним будет пониматься здание (строение, сооружение, помещение), которое используется для оказания бытовых услуг физическим лицам или организациям. Услуги, относящиеся к бытовым, будут определяться в соответствии с положениями Распоряжения Правительства РФ от 24.11.2016 № 2496 (п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Такая формулировка фактически исключает применение существующей в судебной практике позиции о том, что к бытовым услугам могут относиться услуги, оказываемые исключительно физическим лицам.

Законопроектом предусмотрено предоставление налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, расположенных на территориях, на которых введены режимы чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации или правовой режим КТО, и в отношении жителей которых принято решение о временном выселении, в размере всей суммы налога по объектам, расположенным на соответствующей территории (п. 16 ст. 407 НК РФ).
Чем мы можем помочь
Команда Taxology готова оказать юридическую поддержку при оценке рисков и возможностей, связанных с изменениями налогового законодательства и его разъяснений.
TaxAlert для Вас представили:
Надеемся, что наш алерт будет полезен в Вашей работе!
Рассылка
Рассылку Taxology читают финансисты, бухгалтеры, юристы, налоговые менеджеры, собственники бизнеса и даже конкуренты.

Одна из лучших аналитических рассылок о налогах в России. Подпишитесь и Вы!
Подписываясь на рассылку, вы автоматически соглашаетесь с условиями обработки персональных данных