Традиционно были повышены ставки акцизов на многие подакцизные товары. В частности, увеличены ставки на этиловый спирт, спиртосодержащую продукцию, виноградное сусло, плодовое сусло, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 %, до 18% включительно, свыше 18%, вина, винные напитки, сидр, пуаре, медовуху, игристые вина, включая российское шампанское, пиво, табак, сигары, сигариллы, сигареты, папиросы, изделия с нагреваемым табаком, жидкости для электронных систем доставки никотина, автомобили, мотоциклы, автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, авиационный керосин, прямогонный бензин, сахаросодержащие напитки, никотиновое сырье (подп. 4, 4.1,5, 5.1, 6-8, 10-16, 28-43 п. 1 ст. 193 НК РФ).
С 01.09.2026 г. отменяется обязанность по уплате авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции их производителями. Вследствие такой отмены утратили свою силу нормы п. 4-7 ст. 184, подп. 1 п. 1, п. 4 ст. 193, п. 8 ст. 194, абз. 20 п. 7 ст. 198, п. 5 ст. 199, п. 16-18 ст. 200, п. 17, 18 ст. 201, п. 6 ст. 203, п. 6-17, подп. 3 п. 18, п. 20,21 ст. 204 НК РФ.
Принята поправка, согласно которой не будет уплачиваться акциз на денатурированный этиловый спирт при последующем производстве с его использованием бензина АИ-92: операции получения (оприходования) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство автомобильного бензина, признаны объектом обложения акцизом (подп. 8 п.1, подп. 8 п. 4 ст. 179.2, подп. 3 п. 11 ст. 201 НК РФ); но плательщики такого акциза будут пользоваться вычетом, установленным п. 11 ст. 200 НК РФ, при условии представления ими в налоговый орган реестра документов, подтверждающих факт реализации ими произведенного с использованием этилового спирта автомобильного бензина АИ-92 (подп. 7 п. 11 ст. 201 НК РФ). По задумке законодателя, комплекс этих норм позволит простимулировать бизнес вовлечь денатурированный этиловый спирт в производство автомобильного бензина.
Увеличиваются выплаты обратного акциза компаниям, не успевающим завершить модернизацию НПЗ по действующим инвестиционным соглашениям с Минэнерго. Для этого коэффициент (Кб) для них будет увеличен с текущих 0,66 до 0,85 (абз. 3 п. 11 ст. 194 НК РФ). Дополнительно будет сделано послабление для уже заключенных соглашений по модернизации НПЗ в Дальневосточном федеральном округе: такие проекты не перестанут получать инвестиционную надбавку, если она превысила сумму вложенных инвестиций (абз. 26 п. 27.1 ст. 200 НК РФ). Также с 2026 г. планируется заключение новых инвестиционных соглашений на модернизацию НПЗ (абз. 8, 11, 15, 22 п. 27.2 ст. 200 НК РФ), ввиду чего, соответственно, предусматривается «донастройка» размера инвестиционной надбавки Кинв под такие соглашения (абз. 20, 21 п. 27.1 ст. 200 НК РФ).
С 2026 г. компании, перерабатывающие российскую нефть на давальческих условиях за рубежом, смогут получать обратный акциз по правилам, аналогичным действующим для НПЗ внутри России. Так, объектом обложения акцизом признано направление на переработку на определенных в соответствии с международным договором РФ давальческих условиях нефтяного сырья, принадлежащего на праве собственности российской организации, уполномоченной Правительством РФ на осуществление давальческой переработки за пределами территории РФ (подп. 34.1 п. 1 ст. 182 НК РФ).
Налоговая база по такому объекту будет определяться как количество поставленного нефтяного сырья собственником нефтяного сырья на давальческую переработку за пределами территории РФ в натуральном выражении в соответствии с международным договором (п. 15.1 ст. 187, абз. 19 п. 2 ст. 195 НК РФ). Ставка акциза на нефтяное сырье (АНС) при этом будет определяться с учетом удельного коэффициента Спю не выше 0,53 (абз. 3 п. 8 ст. 193 НК РФ). То есть предполагается, что выход продукта с 1 тонны переработанной нефти не должен превышать коэффициент 0,53.
Вычетам будут подлежать суммы акциза, исчисленные при совершении выше описанных операций (подп. 34.1 п. 1 ст. 182 НК РФ), умноженные на коэффициент 2, увеличенные на величину КДЕМП, определяемую в соответствии с п. 27 ст. 200 НК РФ (п. 27.4 ст. 200, п. 28.2 ст. 201 НК РФ). Данный комплекс мер преимущественно направлен на стимулирование переработки российской нефти на «незагруженных» НПЗ в Республике Беларусь. Их действие будет распространено на правоотношения, возникшие с 01.10.2025.
Устанавливается повышенный коэффициент 5.4 по вычету акциза для плательщиков, осуществляющих использование оприходованного параксилола для производства терефталевой кислоты, являющейся конечным продуктом и (или) сырьем для дальнейшего производства в едином технологическом процессе полиэтилентерефталата (абз. 6 п. 20 ст. 200, подп. 7 п. 20 ст. 201 НК РФ). При соблюдении определенных условий такой коэффициент плательщики соответствующего акциза смогут применять на протяжении 15 лет (подп. 26 п. 1 ст. 182 НК РФ).
Скорректированы условия применения вычета по винограду, который был использован для производства алкогольной продукции (вина), а также вычета по виноматериалу, который был использован для производства алкогольной продукции (вина):
- вычет сумм акциза, уплачиваемых при приобретении или при ввозе в РФ виноматериалов, виноградного сусла, плодового сусла, плодовых сброженных материалов, применяемых затем в производстве алкогольной продукции, не сможет превышать значение, определенное как произведение ставки акциза, применяемой в отношении реализованной алкогольной продукции, при производстве которой были использованы соответствующие приобретенные подакцизные товары, и объема таких использованных товаров (п. 19 ст. 200 НК РФ). Размер коэффициента, используемого для расчета данного вычета, увеличен с 3 до 3,8;
- уточнены размеры показателя Кв, участвующего в расчете коэффициента Квд, используемого при расчете вычета сумм акциза с винограда, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, для производства вина, произведенного по технологии полного цикла (подп. 38 п. 1 ст. 182 НК РФ, п. 31 ст. 200 НК РФ).