Ключевые изменения в Правилах коснулись процедуры получения решения об утверждении/согласовании нормативов потерь углеводородного сырья (далее – УВС)/твердых полезных ископаемых (далее – ТПИ) и подземных вод, которое принимается на основании соответствующего заявления пользователя недр (далее – заявление о нормативах потерь).
Очевидно, они во многом порождены действующими положениями Приказа Росприроднадзора от 17.09.2019 № 553 «Об утверждении Административного регламента согласования нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации» (далее – Приказ № 553).
Во-первых, был уточнен состав сведений, который подлежит отражению в заявлении о нормативах потерь (п. 12 ПП РФ № 514). Отныне нормативно закреплено, что в таком заявлении должны быть указаны:
- сведения о пользователе недр;
- государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации лицензии на пользование недрами;
- наименование участка недр (при наличии), целевое назначение пользования участком недр;
- реквизиты решения о согласовании проектной документации;
- реестровые номера государственной отчетности в реестре первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах федеральной государственной информационной системы (далее – ФГИС) «Единый фонд геологической информации о недрах».
Формализовано, что с 2026 г. заявление о нормативах потерь может быть представлено не только в бумажном виде, но и в электронном, посредством единого портала в сети «Интернет» (ЕПГУ). Следует отметить, что, концептуально, возможность подачи заявления о нормативах потерь через ЕПГУ имеется и сейчас, что отражено в п. 36 Приказа № 553.
Во-вторых, был изменен пакет документов, который должен дополнять заявление о нормативах потерь. Принципиально, за исключением некоторых деталей, он остался идентичным тому набору сведений и данных, который предусмотрен ПП РФ № 921 (п. 3(1)). Однако теперь обязанность по его предоставлению была «поделена» между недропользователем и уполномоченным органом.
Документы, которые недропользователь предоставляет в адрес уполномоченного органа | Документы, которые уполномоченный орган собирает самостоятельно посредством федеральных государственных информационных систем |
п. 13 ПП РФ № 514 | п. 14. 19 ПП РФ № 514 |
документ, подтверждающий полномочия представителя
пояснительная записка с обоснованием нормативов потерь, включая расчет нормативов потерь по каждой выемочной единице (скважине), вовлекаемой в отработку в планируемом периоде
сводная таблица потерь за текущий год и в планируемый период по выемочным единицам (скважинам)
графические материалы планов развития горных работ с выделением участков нормируемых потерь, представляемые в отношении ТПИ (включая общераспространенные полезные ископаемые (далее – ОПИ))
| копии государственной отчетности пользователя недр за отчетный период
копии утвержденных нормативов потерь за предыдущий период
копии документов, подтверждающих согласование проектной документации, с указанием утвержденных в составе проектной документации нормативов потерь ТПИ (включая ОПИ) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных)
выписка из ЕГРЮЛ (для юридического лица), из ЕГРИП (для индивидуального предпринимателя) документ, подтверждающий полномочия представителя
|
Недропользователь не лишен права «помочь» уполномоченному органу в сборе документов, и инициативно представить вместе с заявлением о нормативах потерь также и документы, указанные в п. 14 ПП РФ № 514, что, в конечном итоге, ускорит процедуру принятия решения по такому заявлению (п. 15 ПП РФ № 514).
Из указанного вытекает и
третье значимое изменение: переход в «электронный формат» дал возможность существенно ускорить процесс получения решения по заявлению о нормативах потерь: с ранее установленных 30 дней со дня подачи заявления и приложений к нему (п. 3(3) ПП РФ 921), до
трех рабочих дней, отведенных на рассмотрение комплекта документов, если представлены только документы, указанные в п. 13 ПП РФ № 514 («усеченный» обязательный комплект), или
двух рабочих дней, если представлены документы, указанные как в п. 13, так и в п. 14 ПП РФ № 514 («расширенный» инициативный комплект) (п. 21 ПП РФ № 514).
По результатам рассмотрения заявления о нормативах потерь и прилагаемых к нему документов уполномоченные органы в течение 1 рабочего дня со дня окончания обозначенных выше сроков принимают решение о согласовании/утверждении нормативов или решение о мотивированном отказе в согласовании/утверждении нормативов потерь (п. 22 ПП РФ № 514).
Подводя итоги, цикл согласования нормативов потерь должен теперь занимать не более недели вместо ранее действовавшего месячного срока, что можно назвать крайне существенным ускорением.
В-четвертых, отныне результаты согласования нормативов потерь учитываются и подтверждаются путем их внесения в реестр решений о согласовании/утверждении или о мотивированном отказе в согласовании/утверждении нормативов потерь, который будет формироваться и вестись в электронном виде уполномоченными органами в ФГИС «Программно-технологический комплекс «Госконтроль» (п. 24 ПП РФ № 514).
Запись о принятом решении будет вноситься в реестр уполномоченными органами в день принятия соответствующего решения. Уведомление о принятом решении будет направляться пользователю недр в день его принятия в виде выписки из реестра (п. 25, 26 ПП РФ № 514).
В-пятых, в ПП РФ № 514 прописана возможность исправления описок, опечаток, ошибок, допущенных при внесении сведений в реестр: они должны быть исправлены в срок, не превышающий двух рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления (п. 28 ПП РФ № 514). В версии Приказа № 553 аналогичная процедура, предусмотренная для корректировки недостатков письма о согласовании нормативов потерь, может занимать до пяти рабочих дней (п. 65 Приказа № 553).