Алерт № 140

Уважаемые коллеги!
Правительство РФ в своем Постановлении № 514 от 18.04.2025 обновило Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.

Новые Правила, актуальные для налогоплательщиков, претендующих на применение нулевой ставки НДПИ по подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ, будут действовать с 01.01.2026. Значительно изменился порядок утверждения нормативов потерь, установленный Постановлением Правительства РФ № 921 от 29.12.2001 г., последняя редакция которого оставалась неизменной более 13 лет.

Суть события
18 апреля 2025 г. было опубликовано Постановление Правительства РФ № 514 «Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения» (далее – ПП РФ № 514).

Его положения вступят в силу с 01.01.2026 и заменят собой ныне действующие правила, установленные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921 (далее – ПП РФ № 514), которые последний раз редактировались в 2012 г., и соблюдение которых объективно необходимо для обеспечения возможности применения ставки НДПИ 0% по подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ.
Основные изменения
Ключевые изменения в Правилах коснулись процедуры получения решения об утверждении/согласовании нормативов потерь углеводородного сырья (далее – УВС)/твердых полезных ископаемых (далее – ТПИ) и подземных вод, которое принимается на основании соответствующего заявления пользователя недр (далее – заявление о нормативах потерь).

Очевидно, они во многом порождены действующими положениями Приказа Росприроднадзора от 17.09.2019 № 553 «Об утверждении Административного регламента согласования нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации» (далее – Приказ № 553).

Во-первых, был уточнен состав сведений, который подлежит отражению в заявлении о нормативах потерь (п. 12 ПП РФ № 514). Отныне нормативно закреплено, что в таком заявлении должны быть указаны:
  • сведения о пользователе недр;
  • государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации лицензии на пользование недрами;
  • наименование участка недр (при наличии), целевое назначение пользования участком недр;
  • реквизиты решения о согласовании проектной документации;
  • реестровые номера государственной отчетности в реестре первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах федеральной государственной информационной системы (далее – ФГИС) «Единый фонд геологической информации о недрах».
Формализовано, что с 2026 г. заявление о нормативах потерь может быть представлено не только в бумажном виде, но и в электронном, посредством единого портала в сети «Интернет» (ЕПГУ). Следует отметить, что, концептуально, возможность подачи заявления о нормативах потерь через ЕПГУ имеется и сейчас, что отражено в п. 36 Приказа № 553.

Во-вторых, был изменен пакет документов, который должен дополнять заявление о нормативах потерь. Принципиально, за исключением некоторых деталей, он остался идентичным тому набору сведений и данных, который предусмотрен ПП РФ № 921 (п. 3(1)). Однако теперь обязанность по его предоставлению была «поделена» между недропользователем и уполномоченным органом.

Документы, которые недропользователь предоставляет в адрес уполномоченного органа

Документы, которые уполномоченный орган собирает самостоятельно посредством федеральных государственных информационных систем

п. 13 ПП РФ № 514

п. 14. 19 ПП РФ № 514

документ, подтверждающий полномочия представителя



пояснительная записка с обоснованием нормативов потерь, включая расчет нормативов потерь по каждой выемочной единице (скважине), вовлекаемой в отработку в планируемом периоде


сводная таблица потерь за текущий год и в планируемый период по выемочным единицам (скважинам)


графические материалы планов развития горных работ с выделением участков нормируемых потерь, представляемые в отношении ТПИ (включая общераспространенные полезные ископаемые (далее – ОПИ))




копии государственной отчетности пользователя недр за отчетный период


копии утвержденных нормативов потерь за предыдущий период


копии документов, подтверждающих согласование проектной документации, с указанием утвержденных в составе проектной документации нормативов потерь ТПИ (включая ОПИ) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных)


выписка из ЕГРЮЛ (для юридического лица), из ЕГРИП (для индивидуального предпринимателя)

документ, подтверждающий полномочия представителя







Недропользователь не лишен права «помочь» уполномоченному органу в сборе документов, и инициативно представить вместе с заявлением о нормативах потерь также и документы, указанные в п. 14 ПП РФ № 514, что, в конечном итоге, ускорит процедуру принятия решения по такому заявлению (п. 15 ПП РФ № 514).

Из указанного вытекает и третье значимое изменение: переход в «электронный формат» дал возможность существенно ускорить процесс получения решения по заявлению о нормативах потерь: с ранее установленных 30 дней со дня подачи заявления и приложений к нему (п. 3(3) ПП РФ 921), до трех рабочих дней, отведенных на рассмотрение комплекта документов, если представлены только документы, указанные в п. 13 ПП РФ № 514 («усеченный» обязательный комплект), или двух рабочих дней, если представлены документы, указанные как в п. 13, так и в п. 14 ПП РФ № 514 («расширенный» инициативный комплект) (п. 21 ПП РФ № 514).

По результатам рассмотрения заявления о нормативах потерь и прилагаемых к нему документов уполномоченные органы в течение 1 рабочего дня со дня окончания обозначенных выше сроков принимают решение о согласовании/утверждении нормативов или решение о мотивированном отказе в согласовании/утверждении нормативов потерь (п. 22 ПП РФ № 514).

Подводя итоги, цикл согласования нормативов потерь должен теперь занимать не более недели вместо ранее действовавшего месячного срока, что можно назвать крайне существенным ускорением.

В-четвертых, отныне результаты согласования нормативов потерь учитываются и подтверждаются путем их внесения в реестр решений о согласовании/утверждении или о мотивированном отказе в согласовании/утверждении нормативов потерь, который будет формироваться и вестись в электронном виде уполномоченными органами в ФГИС «Программно-технологический комплекс «Госконтроль» (п. 24 ПП РФ № 514).
Запись о принятом решении будет вноситься в реестр уполномоченными органами в день принятия соответствующего решения. Уведомление о принятом решении будет направляться пользователю недр в день его принятия в виде выписки из реестра (п. 25, 26 ПП РФ № 514).

В-пятых, в ПП РФ № 514 прописана возможность исправления описок, опечаток, ошибок, допущенных при внесении сведений в реестр: они должны быть исправлены в срок, не превышающий двух рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления (п. 28 ПП РФ № 514). В версии Приказа № 553 аналогичная процедура, предусмотренная для корректировки недостатков письма о согласовании нормативов потерь, может занимать до пяти рабочих дней (п. 65 Приказа № 553).
Что осталось прежним
Следует отметить, что в остальном ключевые положения Правил остались прежними. В частности, как и ранее,

1) Для месторождений, которые содержат несколько видов полезных ископаемых, нормативы потерь утверждаются по каждому виду полезных ископаемых, имеющему промышленное значение и учтенному на государственном балансе запасов полезных ископаемых (п. 8 ПП РФ № 514);

2) Нормативы потерь ТПИ (включая ОПИ) и подземных вод

  • рассчитываются по конкретным местам образования потерь (п. 2 ПП РФ № 514);
  • утверждаются пользователем недр в составе технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами (п. 2 ПП РФ № 514);
  • уточняются в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году, при подготовке планов развития горных работ; при этом для месторождений, срок разработки которых не превышает пяти лет (без учета периода подготовки месторождения к промышленной эксплуатации), нормативы потерь включаются в состав проектной документации на весь период разработки месторождения и впоследствии не уточняются (п. 4 ПП РФ № 514);
  • нормативы потерь, не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются пользователем недр (п. 5 ПП РФ № 514);
  • нормативы потерь, превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются пользователем недр после их согласования с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (п. 6 ПП РФ № 514).
3) Пользователь недр направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором состоит на учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения (п. 9 ПП РФ № 514).

4) Нормативы потерь УВС

  • рассчитываются по каждому конкретному месту образования потерь на основании принятой схемы и технологии разработки месторождения, проекта обустройства месторождения или плана пробной эксплуатации скважин (п. 3 ПП РФ № 514);
  • ежегодно утверждаются Министерством энергетики РФ (п. 3 ПП РФ № 514).
5) Министерство энергетики РФ направляет сведения об утвержденных нормативах потерь УВС в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором пользователь недр состоит на учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения (п. 10 ПП РФ № 514).
Оценка TAXOLOGY
Сохраняя свою стабильность с 2012 г., к началу 2025 г. положения ПП РФ № 921 объективно требовали своей ревизии.

Корректировка правил, случившаяся в рамках ПП РФ № 514, соответствует «духу времени»: те процессы, которые могли быть автоматизированы, переведены теперь в электронный вид, что, в свою очередь, дало ожидаемое ускорение процедуры получения решения по заявлению о нормативах потерь.

В то же время анализируемое уточнение правил несовершенно: например, по прежнему остается «за скобками» тот нюанс, что утверждение нормативов потерь в составе технических проектов разработки месторождений требует не просто указания на такие нормативы по тексту технического проекта (п. 2 ПП РФ № 514), но и их отражения в протоколе, которым согласуется такая документация; как и прежде не уточнено, в виде издания какого именно документа недропользователю следует ежегодно утверждать нормативы в случаях, когда не требуется  дополнительное согласование с государственным органом (п. 5 ПП РФ № 514).

Вероятно, ответы на подобного рода вопросы стоит по-прежнему искать в правоприменительной практике.
Чем мы можем помочь
Специалисты Taxology будут рады помочь вам по следующим направлениям:
  • Правовое сопровождение налоговых споров о правомерности применения нулевой ставки НДПИ в отношении нормативных потерь полезных ископаемых
  • Оценка технического проекта разработки месторождения, иной документации недропользователя на предмет наличия/отсутствия оснований для применения нулевой ставки НДПИ по подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ
  • Консультирование по вопросам порядка расчета и декларирования фактических потерь полезного ископаемого в пределах утвержденных нормативов
TaxAlert для Вас представили:
Надеемся, что наш алерт будет полезен в Вашей работе!
Рассылка
Рассылку Taxology читают финансисты, бухгалтеры, юристы, налоговые менеджеры, собственники бизнеса и даже конкуренты.

Одна из лучших аналитических рассылок о налогах в России. Подпишитесь и Вы!
Подписываясь на рассылку, Вы автоматически соглашаетесь с условиями обработки персональных данных