Несмотря на то, что Постановление касается вопроса исчисления УСН, оно в полной мере применимо и к обществам на общей системе налогообложения, поскольку при исчислении УСН используются нормы по налогу на прибыль организаций (в том числе рассмотренные КС РФ в Постановлении), поэтому далее наш анализ будет учитывать налогоплательщиков и на ОСН.
Постановление кардинально меняет ранее применявшуюся десятилетиями на практике позицию об отсутствии у общества дохода по такой операции (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 16.02.2009 по делу № А65-11409/2006).
При этом логика позиции КС РФ и ее внутренняя последовательность вызывают вопросы. Рассмотрим наиболее существенные из них, возникшие при первичном анализе Постановления.
Во-первых, с одной стороны, часть Постановления посвящена требованию ст. 57 Конституции РФ об установлении налога законом, однако это требование не помешало КС РФ сделать вывод о подразумеваемом налогообложении любого дохода от предпринимательской деятельности, даже если (что прямо признает КС РФ в отношении анализируемой ситуации) обязанность облагать налогом спорный доход не установлена действующим законодательством, поскольку в системе действующего правового регулирования отсутствуют конституционные предпосылки для полного освобождения такого дохода от налогообложения.
Второе внутреннее противоречие наблюдается в вопросе о самом наличии дохода, который КС РФ разрешил облагать налогом. Сначала КС РФ указывает, что общество не извлекает бесспорной экономической выгоды в период обладания полученной долей (что должно свидетельствовать об отсутствии объекта налогообложения), однако затем указывает, что при получении доли от выходящего участника общество получает экономический результат, достигнутый на данном этапе хозяйственной деятельности, и этот результат может быть обложен налогом.
В-третьих, в тексте Постановления уделяется внимание тому, что при выходе участника из общества возможна неэквивалентность встречных предоставлений, связанная с объективными или субъективными обстоятельствами. Однако в резолютивной части Постановления КС РФ никак возможную эквивалентность не учитывает, предписывая определять сумму дохода общества исключительно как рыночную стоимость полученной доли после ее получения обществом (определяемая, по общему праву, по стоимости чистых активов общества).
Это может свидетельствовать о том, что КС РФ изначально собирался разрешить взимать налог в анализируемой ситуации только в качестве меры по противодействию злоупотреблениям при неэквивалентных операциях, однако до резолютивной части Постановления данная идея не дошла, и как итог в качестве дохода КС РФ предлагает рассматривать полную рыночную стоимость полученной доли.
С одной стороны, такой широкий подход также позволяет бороться с злоупотреблениями: если общество обогатилось от неэквивалентного выхода участника, то рыночная стоимость полученной обществом доли будет выше (по сравнению с ситуацией, когда операция полностью эквивалента), а размер учитываемого расхода на приобретение передаваемого имущества – ниже (поскольку участнику будет передано меньше имущества, чем при эквивалентной операции). Если же операция полностью эквивалента, то конечным финансовым результатом для общества прибыль не должна стать, и налога к уплате эффективно не должно возникнуть.
С другой стороны, такой подход приводит к тому, что если у общества нет права учесть расход (например, при применении УСН с объектом «доходы»), то даже при полной эквивалентности операции общество будет обязано уплатить налог с полной рыночной стоимости полученной доли, хотя от эквивалентного выхода участника общество никак не обогатилось. В первой ситуации налог не возникнет, а во второй возникнет исключительно в силу техники определения налоговой базы.
Текстуально из резолютивной части Постановления следует негативный подход (доходом является полная рыночная стоимость полученной доли, и его уменьшение возможно только через учет расходов, если у общества есть на это право), однако мотивировочная часть Постановления позволяет надеяться на то, что резолютивная часть Постановления может и не быть воспринята буквально, особенно когда разница в подходах будет приводить к существенному изменению налоговой нагрузки. |