Алерт № 138

Уважаемые коллеги!
2 декабря 2024 года ФНС России принят Приказ №ЕД-7-13/1088@ «Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме» (далее – Приказ №ЕД-7-13/1088@). Указанный акт не только вносит серьезные изменения в саму форму уведомления о контролируемых сделках (далее – УоКС), но и существенным образом расширяет объем предоставляемой налогоплательщиками информации о контролируемых сделках.

Кроме того, в конце декабря ФНС России также опубликовала Приказ от 10.12.2024 №ЕД-7-13/1115@ «Об утверждении форматов представления сведений из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний, финансовой отчетности участников международной группы компаний в электронной форме» (далее – Приказ №ЕД-7-13/1115@), которым вводится формат представления в налоговый орган сведений из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний (далее – МГК), финансовой отчетности участников МГК в электронной форме.

О сути принятых изменений и о последствиях принятия этих актов для налогоплательщиков – в нашем алерте.

Суть события
В конце прошлого года ФНС России опубликовала обновленную форму УоКС, которая подлежит применению в отношении контролируемых сделок налогоплательщиков, совершенных в 2024 году. Указанные изменения являются одними из самых масштабных для налогоплательщиков, поскольку отчитаться о контролируемых сделках за 2024 год уже по новой форме необходимо до 20 мая 2025 года.

Так, изменения коснулись уже существующих в старой форме разделов УоКС:

Раздел

Изменение


Добавлено поле 4.3 «Код типа сделки, предусмотренной подпунктом 7 пункта 3 статьи 105.16 Кодекса» (применимо к внешнеторговым сделкам с сырьевыми товарами из п. 5 ст. 105.14 НК РФ)

Поля 4.6 «Код методов ценообразования» и 4.7 «Код источника информации» стали обязательными для заполнения


Добавлено поле 2 «Уникальный номер контракта/ кредитного договора» (применимо к внешнеторговым сделкам)

Добавлено поле 3.6 «Код пункта поставки, места перехода права собственности по классификатору ОКТМО (заполняется только для товара)»

Добавлено поле 3.12 «Сумма базы для расчета роялти в рублях»

2


Добавлено поле 4.7 «Наименование идентификатора» (применимо к контролируемым сделкам с иностранными контрагентами)

Поле 4.8 «Адрес (для иностранных организаций или иностранных структур без образования юридического лица)» подразделено на 5 новых строк


Кроме того, Приказом №ЕД-7-13/1088@ внесены сущностные изменения в форму УоКС путем добавления новых разделов:
  • Раздел 1В «Сведения о сделке последующей реализации или предшествующей покупки товаров»;
  • Раздел 1Г «Сведения о сопутствующих услугах к сделке из Раздела 1Б»;
  • Раздел 4. «Сведения об участнике сделки последующей реализации или предшествующей покупки товара».
Текущие изменения больше всего коснутся налогоплательщиков, осуществляющих контролируемые сделки в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких товарных групп, предусмотренных п. 5 ст. 105.14 НК РФ (нефть и товары, выработанные из нефти; черные металлы; цветные металлы; минеральные удобрения; драгоценные металлы и драгоценные камни), особенно, если контролируемая сделка является одной из цепочки сделок по перепродаже продукции.

Указанные налогоплательщики, согласно Приказу №ЕД-7-13/1088@, а также подп. 7 п. 3 ст. 105.16 НК РФ, должны будут, по сути, полностью раскрывать сведения о цепочке создания стоимости до конечного независимого покупателя уже в УоКС.
Спорные моменты
Поскольку обновленная форма УоКС существенно повышает степень детализации раскрываемой информации для налогоплательщиков, осуществляющих контролируемые сделки в области внешней торговли товарами из перечня Минпромторга (п. 5-6 ст. 105.14 НК РФ), ожидаемо, что больше всего вопросов по заполнению УоКС возникает у таких налогоплательщиков:

  1. Так, существует неопределенность по заполнению нового поля 4.3 «Код типа сделки, предусмотренной подпунктом 7 пункта 3 статьи 105.16 Кодекса» в Разделе 1А в ситуациях, когда налогоплательщик приобретает товары из перечня Минпромторга у взаимозависимого производителя и использует их для собственного производства, поскольку в таком случае отсутствует информация о предшествующей покупке товаров и их последующей продаже.
  2. В такой ситуации также остается открытым вопрос, какую информацию необходимо отражать в Разделе 1В, в частности, в поле 1.1.3 «Комментарий к пункту 1.1.1», в котором указываются причины отсутствия возможности установления сделки последующей реализации или предшествующей покупки товаров из перечня Минпромторга
Помимо указанных вопросов, актуальных для компаний, совершающих сделки с «сырьевыми» товарами, Приказ №ЕД-7-13/1088@ содержит нюансы, которые касаются всех налогоплательщиков, заполняющих УоКС по обновленной форме.

Согласно п. 6 ст. 105.16 НК РФ, в обновленной форме УоКС должны быть отражены сведения об использованных методах, предусмотренных главой 14.3 НК РФ, и источниках информации о сопоставимых сделках. Данные сведения отражаются в полях 4.6 «Код методов ценообразования» и 4.7 «Код источника информации» Раздела 1А.

Вместе с тем в порядке заполнения новой формы УоКС (таблица 4.15 Приложения N 2 к Приказу №ЕД-7-13/1088@) данные поля имеют признак обязательности элемента «Н», что расшифровывается как «наличие элемента в файле обмена необязательно, то есть элемент может отсутствовать» (абз. 10 п. 4 Описания файла обмена Приложения N 2 к Приказу №ЕД-7-13/1088@). Т.е. на данный момент существует правовая коллизия в вопросе обязательности заполнения данных полей.

Мы хотели бы предостеречь налогоплательщиков от желания формально следовать порядку заполнения УоКС, изложенному в Приказе №ЕД-7-13/1088@, и оставлять поля 4.6 и 4.7 Раздела 1А незаполненными. Так, при коллизии правовых норм большую юридическую силу имеют нормы закона – Налогового Кодекса, поэтому мы рекомендуем указывать в УоКС информацию о методе ценообразования и источнике информации о сопоставимых сделках. В противном случае налогоплательщики рискуют быть привлеченными к ответственности в размере 100 000 руб. за предоставление уведомления о контролируемых сделках с неполными сведениями.

При этом при указании метода ценообразования и источника информации о сопоставимых сделках налогоплательщику стоит иметь проработанную позицию, чтобы не пришлось в дальнейшем при подготовке документации о контролируемых сделках менять применимый метод. Не исключено, что расхождение в указанном методе в УоКС по сравнению с методом, примененном в документации, может стать триггером для углубленного контроля со стороны налоговых органов.

Стоит отметить, что на некоторые вопросы налогоплательщиков, озвученных на этапах обсуждения обновленной формы, Приказ №ЕД-7-13/1088@ отвечает достаточно однозначно. Так, на вопрос об отражении в УоКС сведений о дальнейшей перепродаже товаров из перечня Минпромторга, осуществленной после окончания отчетного периода, законодатель уточняет: в случае если сделка последующей реализации совершена за пределами календарного года, за который представляется Уведомление, но не позднее срока представления Уведомления предусмотренного пунктом 2 статьи 105.16 Кодекса, уменьшенного на один месяц, данная сделка отражается в Разделе 1В (абз. 3 п. 85 Приказа №ЕД-7-13/1088@). Таким образом, отражению подлежат сведения о дальнейшей реализации «сырьевого» товара, осуществленной до 20 апреля года, следующего за отчетным. Соответственно, у налогоплательщика не так много времени (1 календарный месяц) для сбора информации у своих контрагентов и отражения ее в Уведомлении.

Также, вопреки опасениям налогоплательщиков, осуществляющих внешнеторговые контролируемые сделки с товарами из перечня Минпромторга, Приказ №ЕД-7-13/1088@ не содержит требований о предоставлении одновременно с уведомлением о контролируемых сделках данных из финансовой отчетности взаимозависимых контрагентов. Напомним, что такое требование озвучивалось законодательными органами на этапах обсуждения новой формы УоКС и вызывало большую тревожность налогоплательщиков ввиду текущих сложностей, связанных с трансграничным обменом информацией.
Новое в отчетности МГК
Еще одним важным событием конца прошлого года является опубликование Приказа №ЕД-7-13/1115@, посредством которого ФНС России внесла ясность в части регулирования форматов предоставления отчетности о деятельности МГК.

Напомним, что компании, удовлетворяющие требованиям п. 1 ст. 105.16-7 НК РФ, в обязательном порядке должны предоставлять в налоговый орган сведения из консолидированной финансовой отчетности МГК, а именно:
  • сведения из консолидированной финансовой отчетности МГК;
  • сведения из финансовой отчетности участников МГК, совершивших сделки с товарами, входящими в перечень, указанный в п. 5 ст. 105.14 НК РФ, и (или) сделки по их последующей реализации;
  • сведения из финансовой отчетности участников МГК, обеспечивших совершение указанных сделок (в том числе путем оказания услуг по перевозке, хранению, упаковке, страхованию, финансированию, маркетингу).
Указанные сведения должны быть предоставлены в налоговый орган не позднее чем через 12 месяцев с даты окончания финансового года, в котором были совершены сделки. При этом формат предоставления сведений из консолидированной финансовой отчетности МГК и ее участников был утвержден только указанным приказом.

Приказ №ЕД-7-13/1115@ требует достаточно детального раскрытия вышеуказанной информации, включая, например, сведения о материнской компании МГК, налогоплательщике, об иных компаниях, входящих в МГК, а также информацию из консолидированной финансовой отчетности МГК (отчет о финансовом положении, о прибылях и убытках) и др.

Кроме того, в новой форме нужно отражать данные о компаниях-участниках МГК (долю участия, активы, количество работников на отчетную дату и др.). Таким образом, от налогоплательщиков требуется достаточно детальное раскрытие информации о финансовых показателях как всей МГК, так и об отдельных, входящих в нее компаниях. При этом в Приказе №ЕД-7-13/1115@ не содержится информации о том, какими источниками информации следует руководствоваться налогоплательщику при заполнении данных о выручке и себестоимости (которые могут отсутствовать в отчетности участников МГК), а также о способах обеспечения сопоставимости форм отчетности иностранных компаний-участников МГК для целей ст. 105.16-7 НК РФ.

Указанные пробелы являются достаточно серьезными факторами риска для налогоплательщиков, поскольку согласно п. 4 ст. 129.11 НК РФ непредставление отчетности по МГК в установленный срок или предоставление в ней недостоверных сведений влечет взыскание штрафа в размере 1 000 000 рублей.
Оценка Taxology
Необходимость обязательного отражения в УоКС применимого метода ТЦО и источников информации, по сути, означает, что налогоплательщик еще на этапе подготовки уведомления должен самостоятельно проводить полноценный анализ применяемого им подхода к ценообразованию по сделкам, подкрепленный, в первую очередь, соответствующим исследованием рыночного уровня цен.

Данный анализ должен проводится вдумчиво, поскольку отказ от применяемого налогоплательщиком метода ТЦО или источника информации может быть расценен налоговыми органами как предоставление в УоКС недостоверных/неполных сведений. Напомним, что за несвоевременную подачу УоКС или представление налогоплательщиком в налоговый орган УоКС, содержащего недостоверные сведения, предусмотрен штраф в размере 100 000 рублей (ст. 129.4 НК РФ).

Также отметим, что некоторые изменения (например, отражение в листе 1Б Уникального номера контракта/ кредитного договора) сопряжены с контролем за рамками ТЦО, т.к. эта информация используется, в первую очередь, в целях валютного контроля.

При этом обращаем внимание, что несмотря на изменения, обновленная форма УоКС является эволюцией предыдущей формы, введенной в действие Приказом ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@. Для налогоплательщиков, не совершающих контролируемые сделки с товарами из перечня Минпромторга, форма УоКС претерпела минимальные изменения, на основании чего мы делаем вывод, что остается актуальной существующая судебная практика, связанная со спорами по подаче и заполнению Уведомлений о контролируемых сделках, включая Обзор практики Верховного суда от 16.02.2017.

Кроме того, по контролируемым сделкам с товарами из товарных групп, указанных в п. 5 ст. 105.14 НК РФ, начиная с 2024 года, налогоплательщикам необходимо особенно точно наладить бизнес-процессы по получению информации от своих иностранных контрагентов, поскольку новый формат УоКС требует достаточно глубокого раскрытия информации по всей цепочке перепродажи товаров. Отдельно отметим, что налогоплательщики должны обращать внимание, в том числе, на особенности учетных систем своих контрагентов, для отражения наиболее корректной информации в УоКС.
Чем мы можем помочь
Специалисты Taxology будут рады помочь вам по следующим направлениям:
  • Диагностика сделок на предмет соответствия критериям «контролируемых сделок» и методологическая поддержка по подготовке Уведомлений о контролируемых сделках
  • Подготовка и заполнение УоКС с использованием специальной программы и конвертера в XML формат
  • Анализ применимого метода/методов ценообразования и подготовка ТЦО документации
Более подробно о заполнении УоКС по новому формату мы поговорим на нашем вебинаре, который состоится 4 февраля 2025 года.
TaxAlert для Вас представили:
  • Любовь Старженецкая
    Партнер, руководитель практики ТЦО и международного налогообложения
    starzhenetskaya@taxology.ru
  • Сергей Сафаров
    Менеджер практики ТЦО и международного налогообложения
    safarov@taxology.ru
Надеемся, что наш алерт будет полезен в Вашей работе!
Рассылка
Рассылку Taxology читают финансисты, бухгалтеры, юристы, налоговые менеджеры, собственники бизнеса и даже конкуренты.

Одна из лучших аналитических рассылок о налогах в России. Подпишитесь и Вы!
Подписываясь на рассылку, Вы автоматически соглашаетесь с условиями обработки персональных данных