Основное изменение в главе 25 связано с повышением общеустановленной ставки налога на прибыль до 25%. При этом изменения коснутся только ставки налога, подлежащей зачислению в федеральный бюджет (рост с 3% до 8% на период 2025-2030 гг.). Часть налога на прибыль для региональных бюджетов останется неизменной.
До 25% также повышена ставка налога для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, а также для контролирующих лиц по доходам в виде прибыли КИК;
Также с 20 до 25% увеличена ставка налога у источника со всех доходов иностранных организаций, за исключением доходов, указанных в подпунктах 2 - 4 пункта 2 и пунктах 3, 4 и 4.3 ст. 284 НК РФ.
Одновременно с ростом налоговой ставки расширены возможности, позволяющие снизить налоговую нагрузку по налогу на прибыль за счет увеличения инвестиционной и инновационной активности.
Предлагается предоставить налогоплательщикам право на применение федерального инвестиционного налогового вычета (далее - ФИНВ), предусматривающего уменьшение суммы налога на прибыль в федеральный бюджет. В результате применения ФИНВ сумма налога в федеральный бюджет не может быть ниже суммы налога, исчисленной по ставке 2% (3% в 2025-2030 гг.).
При этом ФИНВ текущего периода не может превышать 50 процентов от суммы расходов, формирующих стоимость ОС и НМА в совокупности.
В отличие от «классического» ИНВ ФИНВ может быть также применен налогоплательщиками, входящими в одну группу с лицом, осуществившим расходы, формирующие стоимость ОС и (фактически можно «передать» инвестиционные затраты другому лицу в целях налогообложения прибыли).
Вместе с тем, в проекте закона не определены категории и признаки налогоплательщиков, которые могут применять ФИНВ, категории и признаки объектов ОС и НМА, к которым применяется ФИНВ, характеристики группы, в которую входят лица, осуществившие расходы, порядок определения величины ФИНВ. Все указанные характеристики будут установлены Постановлением Правительства РФ, принятие которого ожидается осенью.
Аналогично «классическому» ИНВ в проекте закона предлагается учесть следующие особенности ФИНВ:
- решение об использовании права на применение ФИНВ должно быть отражено налогоплательщиком в учетной политике;
- объекты амортизируемого имущества не подлежат амортизации в части стоимости, сформированной за счет расходов, в отношении которых было использовано право на применение ФИНВ;
- при выбытии ОС, НМА (за исключением ликвидации) до истечения срока их полезного использования сумма налога, неуплаченная в связи с применением ФИНВ подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней;
- неиспользованный ФИНВ может быть перенесен на будущие периоды. Вместе с тем, к ФИНВ региональные ограничения на перенос вычетов неприменимы. Однако, срок для переноса ФИНВ также будет установлен Постановлением Правительства РФ;
- в случае реализации объекта амортизируемого имущества, в отношении которого использовано право на ФИНВ, доходы от таких операций не уменьшаются на остаточную стоимость имущества, но могут быть уменьшены на первоначальную стоимость такого имущества при условии восстановления суммы налога, не уплаченной в связи с применением ФИНВ;
- при определении налоговой базы не учитываются расходы на объекты ОС и НМА, в отношении которых было использовано право на применение ФИНВ.
Поправками предусмотрен запрет на одновременное применение ФИНВ и других видов ИНВ к одним и тем же объектам ОС и НМА.
Не вправе применять ФИНВ участники СЗПК, кредитные организации, производители большинства подакцизных товаров, иностранные организации, признанные налоговыми резидентами РФ. Ограничения на совмещение ФИНВ с другими преференциальными налоговыми режимами в проекте закона не установлены, но, вероятно, они будут закреплены в подзаконном акте Правительства РФ.
Кроме того, для стимулирования инвестиционной активности предложено продлить на бессрочной основе действие «классического» ИНВ и реестровых РИП с объемом капитальных вложений в размере не менее 500 млн руб. В настоящее время «классический» ИНВ и реестровый РИП действуют до 31.12.2027 и 01.01.2029 соответственно.
Одновременно отменяется условие о применении после 01.01.2029 режима РИП только для участников, включенных в реестр, реализующих проекты, объем капитальных вложений в которые составляет не менее 300 млрд руб.
Также предлагается увеличить с 1,5 до 2 повышающие коэффициенты к расходам на ОС, включенные в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, высокотехнологичное оборудование и НМА в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, расходам на НИОКР по перечню, установленному Правительством РФ.