Алерт № 133

Уважаемые коллеги!

3 июня в Государственную Думу внесен законопроект, значительно увеличивающий налоговую нагрузку на граждан и бизнес сразу по нескольким направлениям, тем самым серьезно меняющий налоговый ландшафт в нашей стране.


Его принятие ожидается до конца лета 2024 года, а вступление в силу – уже со следующего года.


Анализируем первую редакцию предлагаемых поправок и ожидания от них.

Суть события
Третьего июня 2024 года Правительством Российской Федерации был внесен в Государственную Думу проект поправок, серьезно увеличивающих налоговую нагрузку на граждан и организации. Законопроект № 639663-8 пока ожидает принятия в первом чтении (предполагаемая дата – 20 июня), а в окончательном виде он должен быть принят в весеннюю сессию Федерального собрания – не позднее августа текущего года. Вступить в силу все значимые изменения должны с 2025 года.

Законопроект предусматривает существенное повышение основных налогов, а также описывает параметры ожидаемой «налоговой амнистии» для налогоплательщиков, допустивших «искусственное дробление» бизнеса.

В этом алерте обращаем внимание на основные положения первой официальной версии проекта, который, без сомнения, будет значительно меняться в деталях, однако концептуально с высокой вероятностью сохранит ключевые идеи, заложенные его авторами.
НДС
Организации и ИП, применяющие УСН, будут признаны плательщиками НДС. Однако для них законодателем установлен ряд особенностей применительно к порядку исчисления налога (п. 8 ст. 164 НК РФ).

При сумме доходов менее 60 млн. рублей в год налогоплательщик может претендовать на освобождение от уплаты НДС (абз. 3 п. 1 ст. 145 НК РФ).

Реализовать право на освобождение можно в уведомительном порядке (абз. 3 п. 3 ст. 145 НК РФ). Форма и формат такого уведомления будут установлены ФНС России. Подать его можно будет по почте заказным письмом, по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (абз. 3 п. 3, п. 7 ст. 145 НК РФ). При принятии решения об использовании права на освобождение возможность отказа от него в дальнейшем не предусмотрена, за исключением случая, если налогоплательщиком будет утрачено право на применение освобождения из-за превышения лимита доходов в 60 млн. руб. (абз. 2 п. 4, абз. 3 п. 5 ст. 145 НК РФ).

Налогоплательщики с суммой доходов свыше 60 млн. руб. в год вправе выбрать, применять ли общие правила исчисления НДС, либо специальные с использованием пониженных ставок 5 и 7 процентов.

Ставка 5% применяется в диапазоне годовых доходов 60-250 млн. руб. Также действует при сумме доходов менее 60 млн. рублей в год при условии добровольного отказа от освобождения от уплаты НДС либо при утрате права на применение освобождения от уплаты НДС вследствие превышения лимита доходов в 60 млн. руб. На аналогичных условиях в диапазоне годовых доходов 250-450 млн. руб. применяется ставка 7%.

Лимиты для применения ставок 5% и 7% будут ежегодно индексироваться на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Применение ставок 5% и 7% осуществляется в заявительном порядке. Ставки подлежат применению непрерывно в течение 12 налоговых периодов за исключением случаев, если право на применение ставок/УСН утрачено в связи с превышением лимитов доходов по УСН.

Налогоплательщики на УСН со ставками 5% и 7% будут лишены права на применение вычетов по НДС (п. 5.2. ст. 170, пп. 1,3,4 п. 2 ст. 171 НК РФ). Формулировка нормы в проекте не позволяет исключить запрет и на вычет сумм НДС у покупателя такого налогоплательщика – вероятно, в этой части текст будет уточнен для большей ясности. Суммы налога, не подлежащие вычету, в стоимость товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав включаться не будут: предоставлена возможность их учета в составе расходов по ст. 346.16 НК РФ в случае если объектом налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов (п. 5.2. ст. 170 НК РФ).

Также скорректирован порядок восстановления НДС при переходе на УСН: суммы налога, ранее принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам должны быть восстановлены в первом налоговом периоде, начиная с которого операции по реализации будут подлежать обложению НДС по налоговым ставкам 5% и 7% (абз. 5 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Ставка 20% (общая ставка) действует при непредоставлении в налоговый орган заявления с указанием в нем размера применяемой налоговой ставки 5% или 7%., уведомления о применении освобождения.

Особняком стоит изменение, касающееся восстановления НДС правопреемником в случае реорганизации юридического лица: утратили силу особые правила абз. 2–5 п. 3.1 ст. 170 НК РФ о порядке восстановления НДС в зависимости от применимой правопреемником системы налогообложения и вида реорганизации: такое восстановление теперь должно осуществляться по общим правилам пп. 2-4 п. 3 ст. 170 НК РФ.
Акцизы
Законопроектом расширяется перечень объектов обложения акцизами.

С целью выполнения регулирующей функции акцизов с 01.01.2025 предусматривается давно обсуждаемое введение акциза на никотиновое сырье и бестабачную никотинсодержащую смесь для нагревания (новые пп.24-25 п.1 ст.181 НК РФ). О приравнивании правил оборота всевозможных систем нагревания табака, вейпов и проч. к табачной продукции давно идёт речь, и введение акциза на сырьё для такой продукции – вполне ожидаемый шаг.

В этой связи законопроект сразу предусматривает поэтапное увеличение ставки акциза с 2025 по 2027 годы на никотиновое сырье (с 2,2 до 2,4 руб. за 1 мг) и на бестабачные никотиновые смеси (с 925 до 1000 руб. за кг).

Для пресечения схем уклонения от уплаты акциза при производстве алкоголя с 01.01.2025 подакцизными товарами признаются фармацевтическая субстанция спирта этилового, а также спиртосодержащие лекарственные препараты, не включенные в соответствующий Перечень, утверждаемый Правительством РФ, и фармацевтическая субстанция спирта этилового (изменения в пп.1, абз.2 подп.2 ст.181 НК РФ). Ставка в 2025 году составит 669 руб. за литр.

Это изменение коснется производителей фармсубстанции этанола и спиртосодержащих лекарств и, как следствие, отразится на стоимости конечного товара.

Однако для производителей, получивших в налоговом органе соответствующее свидетельство на производство фармацевтической продукции из установленного Перечня, ставка будет составлять 0 руб./литр. Кроме того, предусмотрено освобождение от налогообложения для аптечных организаций, изготавливающих по рецептам лекарственные препараты, признаваемые подакцизным товаром. Указанные льготы должны исключить рост налоговой нагрузки на производителей фармацевтической продукции.

Дополнительные поступления от повышения перечисленных акцизов пополнят федеральный бюджет.

Также с 2025 года признание природного газа подакцизным товаром передано на уровень международных договоров. В национальном законодательстве отдельно таким товаром будет признаваться только природный газ, полученный и предназначенный для производства аммиака (изменения в пп.14 п.1 ст.181, пп.1, 6-13 и новый пп. 43 п.1 ст.182 НК РФ). В случаях признания газа подакцизным товаром на основании международных договоров последний будет облагаться по ставке 30%. В отношении газа для производства аммиака установлена твёрдая ставка 2 400 за 1000 куб.м. Согласно пояснительной записке, такой подход будет способствовать более справедливому распределению природной ренты между бизнесом и государством.
НДФЛ
В рамках расширения прогрессии налогообложения доходов физических лиц изменены пороговые значения суммы налоговых баз и применимые налоговые ставки следующим образом:

  • 13%, если сумма налоговых баз менее или равна 2 400 000 рублей;
  • 15%, если сумма налоговых баз больше 2 400 000 рублей, но не превышает 5 000 000 рублей;
  • 18%, если сумма налоговых баз больше 5 000 000 рублей, но не превышает 20 000 000 рублей;
  • 20%, если сумма налоговых баз больше 20 000 000 рублей, но не превышает 50 000 000 рублей;
  • 22%, если сумма налоговых баз больше 50 000 000 рублей.
Повышенные ставки применяются не ко всему доходу, а только к соответствующему диапазону доходов (как и ставка 15% сейчас). Параллельным проектом поправок в Бюджетный кодекс предусмотрено изъятие дополнительных доходов от такого повышения НДФЛ в пользу федерального бюджета.

В отношении следующих видов дохода максимальная налоговая ставка для налоговых резидентов установлена в размере 15% (без дальнейшей прогрессии):

(1) доходы от продажи имущества, долей в нем, по доходам в виде его стоимости (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения;

(2) доходы в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению;

(3) доходы от долевого участия, в том числе в виде дивидендов;

(4) доходы по некоторым операциям с цифровыми финансовыми активами;

(5) доходы по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, в том числе учитываемым на ИИС;

(6) доходы от реализации долей в российский организациях, акций, облигаций, инвестиционных паев, указанных в п.п. 17.2, 17.2-1 ст. 217 НК РФ;

(7) доходы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;

(8) доходы от реализации долей участия в уставном капитале российских организаций, если они принадлежали налогоплательщику более 5 лет;

(9) доходы по операциям займа ценными бумагами;

(10) доходы в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в российских банках.

Положения п. 17.2 ст. 217 НК РФ о необложении налогом доходов от реализации (погашения) долей в российских организациях, акций применяются только к налоговым резидентам РФ. Указанный пункт вовсе не применяется в отношении доходов в размере части налоговой базы, превышающей 50 000 000 рублей. Аналогичные изменения введены в отношении доходов от реализации (погашения) обращающихся на организованном рынке ценных бумаг акций, облигаций российских организаций, паев, которые принадлежали налогоплательщику более 1 года. Иными словами, указанные льготы не будут действовать при получении значительных доходов.

Доходы налоговых резидентов, получаемые в связи с участием в специальной военной операции, облагаются по ставкам, не превышающим 15%, при этом порог для применения ставки 15% повышен и составляет 5 000 000 рублей (фактически сохранено действующее регулирование).

Не учитываются при определении налоговой базы доходы, полученные в виде страховых выплат по договорам добровольного страхования жизни, в части выплат, не превышающих сумм внесенных страховых взносов (абз. 1 пп. 2 п. 1 ст. 213 НК РФ).

В отношении доходов налоговых нерезидентов от трудовой деятельности (с учетом предусмотренных абз. 3-7 п. 3 ст. 224 НК РФ особенностей), в том числе дистанционной, применяются все виды налоговых ставок, установленные для резидентов.

Доходы налоговых нерезидентов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в российских банках облагаются по ставке 15%.

Понижающий коэффициент 0,7, применяемый при определении доходов от продажи недвижимого имущества, может быть увеличен законом субъекта федерации до 1 (п. 9 ст. 214.10 НК РФ).
Налоговые вычеты по НДФЛ
Стандартный налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода предложено распространить на налогоплательщиков, выполнивших нормативы испытаний комплекса «Готов к труду и обороне» и получивших знак отличия. Вычет предоставляется с 1 января года, в котором произошло награждение или получено подтверждение получения знака отличия, в течение 12 месяцев при условии прохождения диспансеризации в том же году.

В два раза будут увеличены суммы стандартных налоговых вычетов родителя (усыновителя, опекуна, приемного родителя), на обеспечении которых находится два и более детей (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Вычет теперь предоставляется до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом, превысил 450 000 рублей.

Если по итогам налогового периода стандартный налоговый вычет представлен в большем размере, чем это предусмотрено НК РФ, доплата налога в бюджет производится в срок до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (абз. 4 п. 6 ст. 228 НК РФ).
КИК
Начиная с налогового периода 2025 года исчисление сумм налога с фиксированной прибыли КИК зависит от количества таких КИК. Фиксированная прибыль устанавливается в размере 27 990 000 рублей за одну КИК, 52 718 000 рублей – за две КИК, 22 727 300 рублей – за каждую последующую КИК, начиная с третьей.
Налог на прибыль
Основное изменение в главе 25 связано с повышением общеустановленной ставки налога на прибыль до 25%. При этом изменения коснутся только ставки налога, подлежащей зачислению в федеральный бюджет (рост с 3% до 8% на период 2025-2030 гг.). Часть налога на прибыль для региональных бюджетов останется неизменной.

До 25% также повышена ставка налога для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, а также для контролирующих лиц по доходам в виде прибыли КИК;

Также с 20 до 25% увеличена ставка налога у источника со всех доходов иностранных организаций, за исключением доходов, указанных в подпунктах 2 - 4 пункта 2 и пунктах 3, 4 и 4.3 ст. 284 НК РФ.

Одновременно с ростом налоговой ставки расширены возможности, позволяющие снизить налоговую нагрузку по налогу на прибыль за счет увеличения инвестиционной и инновационной активности.

Предлагается предоставить налогоплательщикам право на применение федерального инвестиционного налогового вычета (далее - ФИНВ), предусматривающего уменьшение суммы налога на прибыль в федеральный бюджет. В результате применения ФИНВ сумма налога в федеральный бюджет не может быть ниже суммы налога, исчисленной по ставке 2% (3% в 2025-2030 гг.).

При этом ФИНВ текущего периода не может превышать 50 процентов от суммы расходов, формирующих стоимость ОС и НМА в совокупности.

В отличие от «классического» ИНВ ФИНВ может быть также применен налогоплательщиками, входящими в одну группу с лицом, осуществившим расходы, формирующие стоимость ОС и (фактически можно «передать» инвестиционные затраты другому лицу в целях налогообложения прибыли).

Вместе с тем, в проекте закона не определены категории и признаки налогоплательщиков, которые могут применять ФИНВ, категории и признаки объектов ОС и НМА, к которым применяется ФИНВ, характеристики группы, в которую входят лица, осуществившие расходы, порядок определения величины ФИНВ. Все указанные характеристики будут установлены Постановлением Правительства РФ, принятие которого ожидается осенью.

Аналогично «классическому» ИНВ в проекте закона предлагается учесть следующие особенности ФИНВ:

  • решение об использовании права на применение ФИНВ должно быть отражено налогоплательщиком в учетной политике;
  • объекты амортизируемого имущества не подлежат амортизации в части стоимости, сформированной за счет расходов, в отношении которых было использовано право на применение ФИНВ;
  • при выбытии ОС, НМА (за исключением ликвидации) до истечения срока их полезного использования сумма налога, неуплаченная в связи с применением ФИНВ подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней;
  • неиспользованный ФИНВ может быть перенесен на будущие периоды. Вместе с тем, к ФИНВ региональные ограничения на перенос вычетов неприменимы. Однако, срок для переноса ФИНВ также будет установлен Постановлением Правительства РФ;
  • в случае реализации объекта амортизируемого имущества, в отношении которого использовано право на ФИНВ, доходы от таких операций не уменьшаются на остаточную стоимость имущества, но могут быть уменьшены на первоначальную стоимость такого имущества при условии восстановления суммы налога, не уплаченной в связи с применением ФИНВ;
  • при определении налоговой базы не учитываются расходы на объекты ОС и НМА, в отношении которых было использовано право на применение ФИНВ.
Поправками предусмотрен запрет на одновременное применение ФИНВ и других видов ИНВ к одним и тем же объектам ОС и НМА.

Не вправе применять ФИНВ участники СЗПК, кредитные организации, производители большинства подакцизных товаров, иностранные организации, признанные налоговыми резидентами РФ. Ограничения на совмещение ФИНВ с другими преференциальными налоговыми режимами в проекте закона не установлены, но, вероятно, они будут закреплены в подзаконном акте Правительства РФ.

Кроме того, для стимулирования инвестиционной активности предложено продлить на бессрочной основе действие «классического» ИНВ и реестровых РИП с объемом капитальных вложений в размере не менее 500 млн руб. В настоящее время «классический» ИНВ и реестровый РИП действуют до 31.12.2027 и 01.01.2029 соответственно.

Одновременно отменяется условие о применении после 01.01.2029 режима РИП только для участников, включенных в реестр, реализующих проекты, объем капитальных вложений в которые составляет не менее 300 млрд руб.

Также предлагается увеличить с 1,5 до 2 повышающие коэффициенты к расходам на ОС, включенные в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, высокотехнологичное оборудование и НМА в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, расходам на НИОКР по перечню, установленному Правительством РФ.
НДПИ
Проведена существенная ревизия налоговых ставок по НДПИ.

Алмазы и другие драгоценные и полудрагоценные камни: ставка налога повышена с 8% до 8,4% (введен пп. 8.1 п. 2 ст. 342 НК РФ).

Золото: изменен порядок расчета коэффициента Кдрм, благодаря чему установлена надбавка в размере 10% от превышения мировой цены над уровнем 1 900 долларов за тройскую унцию (п. 21 ст. 343 НК РФ).

Уголь (за исключением антрацита, коксующегося и бурого угля): ставка будет увеличена на новый коэффициент КЭНРГ, привязанный к цене за 1 тонну угля в соответствии с индексом FOB Восточный NAR5500. Пороговым значением, обнуляющим коэффициент, принята цена в 100 долларов за 1 тонну угля (пп. 15 п. 2 ст. 342, введена ст. 342.13 НК РФ).

Уголь коксующийся: внесены корректировки в порядок расчета коэффициента Куг, в результате чего предлагается дополнительная надбавка к ставке в размере 10% от превышения цены в морских портах Дальневосточного федерального округа над установленным пороговым значением (абз 2 п. 1 ст. 342.11 НК РФ).

Калийные соли: ставка налога увеличена на коэффициент Крента в размере 8,8 (введен п. 1.2. ст. 342.8 НК РФ).

Апатит-штаффелитовые, апатит-магнетитовые и маложелезистые апатитовые руды: увеличена как базовая ставка (90/218/145 рублей за тонну руд соответственно против ранее установленных 82/207/132 рублей), так и более чем в 2 раза повышен коэффициент Крента - 15,5 против ранее установленного 7 (пп. 18-20 п. 2 ст. 342, п. 1.1 ст. 342.8 НК РФ).

Железная руда: внесены корректировки в порядок расчета коэффициента Кжр, что повышает ставку налога с 4,8% до 6,7% (абз. 2 п. 1 ст. 342.9 НК РФ).
Налоговые льготы для IT-сектора
Законопроектом решается «проблема-2025» для IT-сектора, связанная с истечением срока действия установленной на 2022-2024 нулевой ставки по налогу на прибыль. На следующую «трехлетку» 2025-2027 гг. предлагается установить ставку по этому налогу в размере 5%, налог подлежит зачислению в федеральный бюджет. При этом сами условия для применения пониженной ставки не меняются.
Госпошлина
Увеличится госпошлина за регистрацию прав и сделок с дорогостоящей недвижимостью, кадастровая стоимость которой превышает 20 млн. руб. Размер госпошлины составит 0,1% от цены сделки, но не менее 0,1% кадастровой стоимости. При этом будут установлены верхние лимиты размера госпошлины: 500 тыс. рублей для физических лиц и 1 млн рублей для организаций. Указанное будет распространяться в том числе на земельные участки.

Для недвижимости, кадастровая стоимость которой не превышает 20 млн рублей, госпошлина останется прежней – 2 000 рублей для физлиц и 22 000 рублей для организаций.
УСН
Значительно скорректированы ключевые показатели деятельности для УСН:
  • величина предельного размера доходов в целях перехода на УСН повышается до 337, 5 млн. рублей против ранее действовавших 112,5 млн (без учета положительной курсовой разницы по п.11 ст. 250 НК РФ, субсидий по п. 4.1 ст. 271 НК РФ, доходов при безвозмездной пере-даче в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), абз. 1 п. 2 ст. 346.12 НК РФ).
  • для сохранения права на применение УСН доходы налогоплательщика должны составлять не более 450 млн. рублей за год против ранее установленных 200 млн. руб. (абз. 1 п. 4, 4.1 ст. 346.13 НК РФ).
Помимо этого существенно скорректированы в сторону увеличения лимиты по численности штата и остаточной стоимости основных средств: не вправе применять УСН организации и ИП, средняя численность работников которых за налоговый период превышает 130 человек (ранее 100 человек), а остаточная стоимость основных средств - 200 млн. рублей (ранее 150 млн. рублей, пп. 15,16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Указанные лимиты по доходам и остаточной стоимости основных средств будут ежегодно индексироваться на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2, пп. 16 п. 3 ст. 346.12, абз. 4 п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Ответом на подобные, казалось бы, позитивные шаги по корректировке условий применения УСН стало признание организаций и ИП, применяющих УСН, плательщиками НДС, о чем свидетельствуют, помимо изменений в главу 21 НК РФ, «поредевшие» нормы абз. 1 п. 2, абз. 1 п. 3 ст. 346.11 НК РФ.

Поскольку корреспондирующими изменениями в главу 21 НК РФ налогоплательщиков на УСН лишили права на получение вычетов по НДС при применении ставок 5 и 7 процентов, для тех из них, кто выбрал объектом обложения «доходы минус расходы», предусмотрена возможность учета сумм таких не принимаемых вычетов в составе учитываемых при расчете налога затрат (п. 5.2 ст. 170 НК РФ, пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Были отменены промежуточные повышенные ставки налога, уплачиваемого при УСН, в 8% и 20% соответственно, применяемые при превышении лимитов по доходам в диапазоне от 150 до 200 млн. рублей, по численности штата в диапазоне от 100 до 130 человек (п. 1.1, п. 2.1 ст. 346.20 НК РФ). Как следствие, с 2025 года, как ожидается, все организации и ИП на УСН будут пользоваться едиными, базовыми налоговыми ставками, которые остались прежними: 6% для «доходов» (абз.1 п. 1 ст. 346.20 НК РФ) и 15 % для «доходов, уменьшенных на расходы» (абз.1 п. 2 ст. 346.20). ).
Имущественные налоги
По налогу на имущество организаций и физических лиц для дорогих объектов недвижимости кадастровой стоимостью свыше 300 млн. руб. устанавливается повышенная ставка налогообложения в размере до 2,5% (на усмотрение региональных или муниципальных властей).

Пониженная налоговая ставка в размере 0,3% по земельному налогу в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, а также для ведения подсобного хозяйства, не применяется в случае, если их кадастровая стоимость превышает 300 млн руб. К таким участкам будет применяться общая ставка в размере 1,5%.
Страховые взносы
Вводится новый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6%. Его сможет применять бизнес, соответствующий определённым условиям:

  • относится к субъектам малого / среднего предпринимательства;
  • в ЕГРЮЛ / ЕГРИП указан основной вид деятельности из раздела «Обрабатывающие производства» ОКВЭД по перечню, утверждённому Правительством РФ;
  • основным видом деятельности не является производство напитков, табачных изделий, кокса и нефтепродуктов, металлургическое производство;
  • доходы от основного вида деятельности составляют не менее 70% от всей суммы доходов по итогам предыдущего года и последнего отчётного периода.
«Амнистия при дроблении бизнеса»
Как и было анонсировано в минувшем марте, законопроектом (статья 5) устанавливается порядок проведения «амнистии» в связи с вменением искусственного дробления бизнеса. Амнистия представляет собой прекращение обязанности по уплате налогоплательщиком доначисленных ему налогов, пеней, штрафов (по ст. 119, ст. 120 и ст. 122 НК РФ) при выполнении определенных условий.

В проекте впервые предложено нормативно закрепить понятие «дробление бизнеса» (включающее в себя сразу ряд оценочных категорий), а также установлено, что отказ от него подразумевает исчисление и уплату налогоплательщиком налогов в размере, определенном в результате консолидации доходов и (или) других показателей, соблюдение которых является условием для применения специальных режимов налогообложения, всей группы лиц.

Ожидаемо введены многочисленные ограничения и условия для амнистии.

В первую очередь это относится к налоговым периодам, за которые государство готово «простить» доначисления: только 2022-2024 годы. Если на предполагаемую дату вступления в силу поправок (01.01.2025) в отношении налогоплательщика не вступило в силу решение по результатам ВНП за 2022-2024 гг., то к нему может быть применена амнистия. Кроме того, в отношении амнистируемого приостанавливается передача в следственные органы материалов налоговых проверок.

В свою очередь, условия для применения амнистии 2022-2024 связаны с последующей проверкой налоговым органом фактов дробления бизнеса в 2025-2026 гг. Если в рамках ВНП за 2025-2026 гг. налоговый орган не выявит факты дробления (то есть налогоплательщик «исправится»), либо ВНП за эти периоды не будет назначена, то обязанность уплатить доначисление за 2022-2024 у налогоплательщика прекращается, соответственно, либо на дату вступления в силу решения ВНП 2025-2026, либо на 01.01.2030. Тем же налогоплательщикам, у которых в рамках ВНП 2025-2026 выявили факты дробления бизнеса, придется одновременно с уплатой доначислений по новой ВНП погасить доначисления и по старой ВНП 2022-2024 (полностью или в соответствующей части, если был установлен частичный добровольный отказ от дробления).

Если налогоплательщик не успел переструктурировать свой бизнес до 01.01.2025 и налоговый орган в рамках последующей ВНП установил факты дробления за 2025-2026 гг., у налогоплательщика сохраняется право на частичную амнистию, если тот готов уплатить налоги за 2024-2026 гг. в период с даты вынесения решения о начале проверки до даты вступления в силу решения за 2025-2026 гг.

Поставленная «на паузу» угроза уголовной ответственности за нарушения в 2022-2024 гг. актуализируется в полном объеме, а материалы будут переданы в следственные органы с момента вступления в силу решения ВНП за 2025-2026 гг. с установленными фактами дробления.
Предусмотрен и механизм перенесения обязанности по уплате доначисленных налогов за 2022-2024 гг. с ликвидированного налогоплательщика на иную группу лиц. В этом случае, с одной стороны, у ликвидирующегося налогоплательщика налоговая обязанность 2022-2024 гг. прекращается, а с другой стороны, имеет все шансы возродиться у другого лица, если по итогам проверки 2025-2026 налоговый орган установит продолжение деятельности налогоплательщика с использованием дробления бизнеса иной группой лиц, с возложением на последних обязанности по уплате ранее «прекращённых» обязательств 2022-2024 гг.

В целом механизм амнистии, очевидно, будет еще дорабатываться, поскольку в текущем виде он имеет очень узкое применение (по сути касается только налогоплательщиков, в отношении которых будет проведена ВНП за 2022-2024 гг.) и слабо стимулирует к «обелению» бизнеса в целом, кроме того, содержит очень много оценочных категорий и неясностей для правоприменения, порождающих дополнительные риски.
Специалисты Taxology готовы оказать юридическую поддержку при оценке рисков и возможностей, связанных с изменениями налогового законодательства и его разъяснений
TaxAlert для Вас представили:
TaxDigest для Вас представили:
Надеемся, что наш алерт будет полезен в Вашей работе!
Рассылка
Рассылку Taxology читают финансисты, бухгалтеры, юристы, налоговые менеджеры, собственники бизнеса и даже конкуренты.

Одна из лучших аналитических рассылок о налогах в России. Подпишитесь и Вы!
Подписываясь на рассылку, Вы автоматически соглашаетесь с условиями обработки персональных данных