Отмена судебного решения о присуждении налогоплательщику процентов по ст. 79 НК РФ с направлением дела на новое рассмотрение не является началом трехлетнего срока для истребования этих процентов налоговым органом, поскольку производство по делу продолжаетсяВ октябре 2013 года вступило в силу судебное решение, которым было признано недействительным решение налогового органа о доначислениях по итогам проверки. В связи с этим налоговый орган направил налогоплательщику извещение о возврате процентов, начисленных на ставшую излишне взысканной сумму налога.
18.02.2014 суд кассационной инстанции отменил вышеназванное судебное решение и направил дело на новое рассмотрение, по итогам которого доначисления признаны правомерными. Соответствующий судебный акт вступил в силу 28.08.2014.
Поскольку спорная сумма налога перестала считаться излишне взысканной, налоговый орган 25.08.2017 обратился в суд с иском о возврате ранее выплаченных налогоплательщику процентов.
Суд первой инстанции отказал налоговому органу в возврате процентов в связи с истечением трехлетнего срока, который, по мнению суда, начал течь в данной ситуации 18.02.2014. При этом суд отметил, что само по себе то, что в отношении этих сумм продолжился спор (новое рассмотрение) не означает отсутствия у налогового органа права на возврат денежных средств, которые в силу фактических обстоятельств приобрели свойство излишне возвращенных. Основание для начисления процентов перестало действовать с 18.02.2014.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такой позицией и удовлетворил жалобу налогового органа.
Суд отметил, что началом течения срока давности является момент, когда налоговому органу стало известно о том, что сумма процентов, перечисленная налогоплательщику в порядке ст. 79 НК РФ, является неосновательно полученной. Указанным моментом является итоговый судебный акт при новом рассмотрении дела, а именно – апелляционное постановление от 28.08.2014, так как с этого момента вступило в силу окончательно разрешившее спор судебное решение.
При отмене исполненных судебных актов и до принятия нового судебного акта по делу о полном или частичном отказе в иске, либо оставлении иска без рассмотрения, либо прекращении производства по делу не имеется оснований для вывода о том, что полученные денежные средства подлежат возврату и необоснованно удерживаются.
Таким образом, трехлетний срок налоговым органом не пропущен.
(постановление 9 ААС от 23.10.2018 по делу № А40-164580/2017, ООО "Комос Групп")
Требование об обязательном исполнении сделки лицом, являющимся стороной договора с налогоплательщиком (ст. 54.1 НК РФ), не имеет обратной силыНалогоплательщик являлся официальным и эксклюзивным представителем иностранной компании (Германия) на территории России и закупал у этой компании (как правило, через третьих лиц) различное оборудование (в т.ч. для военного назначения) для последующего монтажа и реализации.
После того как в 2014 году Директивой ЕС были введены ограничительные меры (санкции) на поставку в Россию товаров двойного назначения, которые могут быть использованы в военных целях, налогоплательщик пришел к выводу о невозможности прямого приобретения интересующего его оборудования у иностранной компании и принял решение о приобретении его по частям через российских поставщиков. В итоге сделки с этими поставщиками были исполнены, оборудование поставлено, смонтировано и реализовано третьему лицу.
Между тем, в ходе проверки налоговый орган установил, что российские поставщики не имели возможности осуществлять заявленные поставки товара в силу отсутствия у них ресурсов, а из ответа налогового ведомства Германии следовало, что фактическим заказчиком оборудования являлся налогоплательщик. В связи с этим налоговый орган сделал вывод об отсутствии реального участия в поставке товара заявленных налогоплательщиком поставщиков, а документы с этими поставщиками не могут служить основанием для уменьшения расходов при исчислении налога на прибыль. При этом доводы налогоплательщика о юридической невозможности прямой поставки из-за введенных ЕС санкций в отношении товаров двойного назначения не имеют самостоятельного значения при рассмотрении спора по существу.
Суд не согласился с выводами налогового органа и рассмотрел спор в пользу налогоплательщика, исходя из следующего.
Материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается реальность поставки в целом. Инспекция оспаривает лишь факт участия контрагентов первого уровня (спорных российских поставщиков) в поставках. Между тем требование об обязательном исполнении сделки лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону (статья 54.1 НК РФ) введено Федеральным законом от 18.07.2017 № 163-ФЗ и в силу п. 2 ст. 5 НК РФ не имеет обратной силы.
При таких обстоятельствах не имеют правового значения доводы налогового органа об отсутствии у налогоплательщика доказательств того, что его контрагенты первого звена лично участвовали в организации поставок и исполнении договоров либо передавали исполнение своих обязательств контрагентам второго звена, перевозчикам и импортерам.
Налоговый орган необоснованно не учел доводы налогоплательщика о том, что в условиях введенных ЕС ограничительных мер налогоплательщик имел объективные основания для привлечения посредников для гарантированной поставки оборудования в согласованные покупателем сроки и действовал в публичных интересах, а не в интересах получения налоговой выгоды для себя. Таким образом, доводы налогового органа о том, что налогоплательщик мог самостоятельно организовать прямую поставку товара, несостоятельны.
(решение АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2018 по делу
№ А56-113775/2017, ООО "Гранат-СПб") ОЦЕНКА TAXOLOGY В этом деле привлекают внимание два момента. Во-первых, антироссийские санкции Евросоюза в той или иной мере начали оказывать влияние на исход налоговых споров с участием российских налогоплательщиков. Юридическая невозможность поставки санкционного товара хотя и не исключает фактической возможности исполнения соответствующего договора, но всё же должна приниматься во внимание при заявлении налоговыми органами доводов о возможности прямых поставок и/или о необоснованности включении в такой ситуации третьих лиц в цепочку поставки товара.
Также невозможно не обратить внимание на тот позитивный момент, что суд прямым текстом сказал о недопустимости придания обратной силы новому подходу законодателя к пониманию реальности хозяйственных операций (речь идет о подп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Напомним, что совсем недавно (в
TaxDigest № 93) мы рассказывали о деле №
А41-92243/2017, где суд исходил из противоположной позиции, указав на необходимость дать оценку доводу налогового органа о том, что реальность хозяйственной операции определяется не только фактическим движением товара, но и реальностью исполнения договора именно данным контрагентом, то есть наличием прямой связи с конкретным контрагентом. Данный вывод при новом рассмотрении этого дела недавно подтвердил суд первой инстанции.
Впрочем, однозначно оценить перспективы рассмотрения данного дела не представляется возможным. Достаточно справедливым выглядит возражение о том, что само по себе заключение договора с «технической» компанией в обход санкций все равно не должно приводить к налоговым потерям бюджета, а режим санкций не может их оправдывать. Ведь и «тест стороны договора» имеет значение в действительности только там и тогда, когда учет операций действительно повлек неуплату налога кем-то из участников сделок, а не сам по себе в отрыве от факта неуплаты. С другой стороны, в этом деле налогоплательщик может приводить дополнительные доводы о том, что таких недобросовестных контрагентов выбирал не он сам, а именно конечный гособоронзаказчик, ввиду чего он не должен претерпевать негативные последствия такого «навязывания» поставщиков.
Нормами налогового законодательства не предусмотрен пересмотр по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившего в законную силу решения налогового органа, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки В декабре 2013 года налоговый орган по итогам выездной проверки принял решение о доначислении налогов, пеней, штрафов. Это решение в судебном порядке не обжаловалось и вступило в силу.
В июне 2017 года налогоплательщик обратился в Управление ФНС с заявлением, в котором просил вышестоящий налоговый орган пересмотреть вступившее в силу решение ИФНС, а также решение УФНС (принятое по жалобе на решение ИФНС) по вновь открывшимся обстоятельствам. В качестве новых обстоятельств налогоплательщик указал изменившиеся, по его мнению, позиции по делам о получении налоговой выгоды.
УФНС оставило заявление налогоплательщика без рассмотрения.
В суде было установлено, что в качестве вновь открывшихся обстоятельств налогоплательщик ссылался на письмо ФНС от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды», а также на п. 31 Обзора судебной практики ВС РФ №1 (2017), утвержденного Президиумом ВС РФ 16.02.2017, обобщившего подходы при рассмотрении дел о налоговой выгоде.
Проанализировав положения ст.ст. 139, 139.1, 139.3 НК РФ, суды указали, что нормами налогового законодательства не предусмотрен пересмотр по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившего в силу решения налогового органа, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки.
Кроме того, суды отметили, что аналогия права налоговым законодательством не предусмотрена.
Ссылку налогоплательщика на п. 10 ст. 89 НК РФ суды отклонили, указав, что основания и порядок проведения повторной выездной налоговой проверки, а также сроки ее проведения, ограничены законом.
(постановление АС Западно-Сибирского округа от 01.10.2018 по делу № А75-15088/2017, ООО "Нижневартовсэлектромонтажсервис")