Использование налогоплательщиком при исчислении налога уже неактуальной позиции Минфина России не освобождает его от налоговой ответственностиПо итогам камеральной проверки представленного расчета НДФЛ за 12 месяцев 2023 года налогоплательщик, как налоговый агент, был привлечен к ответственности по п. 1 ст. 123 НК РФ в виде штрафа.
Основанием для принятия данного решения послужил вывод налогового органа о том, что налоговым агентом неправомерно не исчислен, не удержан и не перечислен в бюджет НДФЛ с сумм, выплаченных физическим лицам в виде процентов по договорам займа.
Налогоплательщик же исходил из отсутствия у него такой обязанности по причине применения указанными физическими лицами специального налогового режима (НПД), отнесении спорных выплат к объектам налогообложения НПД и, соответственно, освобождении их от налогообложения НДФЛ.
При оспаривании вышеуказанного штрафа налогоплательщик ссылался, среди прочего, на отсутствие его вины во вменяемом правонарушении со ссылками на выполнение им разъяснений Минфина России, изложенных в письмах от 25.02.2019 № 03-11-11/12012, от 20.02.2021 № 03-11-11/12103, о возможности применения НПД в отношении доходов, полученных в виде процентов по договорам займа. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются, в том числе выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Минфина РФ о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
Суды отклонили этот довод, рассмотрев спор в пользу налогового органа, указав, что в рассматриваемом случае в период выполнения налогоплательщиком обязанностей налогового агента при исчислении НДФЛ за 2023 год отсутствовала правовая неопределенность в вопросе налогообложения доходов в виде процентов по договорам займа. Согласно разъяснениям Минфина РФ, изложенным в более поздних письмах от 24.12.2021 № 03-04-05/105745, от 09.02.2023 № 03-11-11/10501, взаимоотношения по договорам займа признаков оказания услуг не имеют и, как следствие, доход, полученный в виде процентов по договорам займа, не признается объектом налогообложения по НПД.
Как отметили суды, то обстоятельство, что налогоплательщик при исчислении НДФЛ руководствовался неактуальной позицией Минфина России, не свидетельствует о наличии оснований для освобождения его от налоговой ответственности.
(постановление АС Западно-Сибирского округа от 11.11.2025 по делу № А27-7440/2025 ООО "Профессиональная коллекторская организация "Вернём")Суд признал несоблюдение налогоплательщиком условий, необходимых для признания его имущества в качестве имущества мобилизационного назначенияНалоговый орган обратился в суд с иском о взыскании на заложенное имущество налогоплательщика. Суд первой инстанции на основании п. 3 ст. 73 НК РФ иск удовлетворил исходя из того, что доказательства исполнения обеспеченных залогом обязательств налогоплательщиком не представлены.
Между тем в апелляционной инстанции налогоплательщик заявил о том, что часть спорного имущества является имуществом мобилизационного назначения. Федеральные законы «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», ФЗ «Об обороне», ФЗ «О государственном оборонном заказе» содержат нормы о правовом положении имущества, связанного с мобилизационными мероприятиями. Данное имущество не изъято из оборота, но оно имеет особый статус и не может быть арестовано и принудительно реализовано без решения компетентных государственных органов.
В данном случае администрация муниципального образования утвердила мобилизационное задание и уведомила об этом налогоплательщика. В исполнении этого задания непосредственно участвует ряд объектов налогоплательщика, на которые налоговый орган планирует обратить взыскание.
В связи с этим суд апелляционной инстанции исключил данные объекты из числа тех, на которые налоговый орган вправе обратить взыскание. Он отметил, что поскольку налоговый орган не представил в материалы дела доказательства наличия разрешения компетентного государственного органа на реализацию имущества мобилизационного назначения, а также учитывая, что реализация данного имущества при наличии разрешения может быть осуществлена исключительно путем проведения закрытых торгов, исковые требования налогового органа об обращении взыскания на вышеуказанное имущество удовлетворению не подлежат.
Суд кассационной инстанции отменил постановление апелляционной инстанции и оставил в силе решение первой инстанции, исходя из следующего. В материалах дела имеется письмо местной администрации об установлении мобилизационного задания и приказ директора налогоплательщика, которым установлен перечень имущества для его выполнения.
Между тем в соответствии с разделом 2 Положения о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденного 02.12.2002 Минэкономразвития РФ, Минфином РФ, МНС РФ № ГГ-181, № 13-6-5/9564, № БГ-18-01/3, под имуществом мобилизационного назначения понимается имущество, предназначенное для выполнения мобилизационных заданий (заказов) в соответствии с заключенными договорами (контрактами). Из приведенных положений следует, что условием для признания имущества в качестве мобилизационного является, в том числе, заключение договора (контракта) с уполномоченным в области мобилизационной подготовки и мобилизации органом.
Доказательства заключения и исполнения контракта между налогоплательщиком и уполномоченным в области мобилизационной подготовки и мобилизации органом в материалах дела отсутствуют.
(постановление АС Северо-Западного округа от 12.11.2025 по делу № А42-5925/2024 ООО "Горгаз")Внесение изменений в программное обеспечение не является объективным препятствием для своевременного исчисления налоговым органом пенейПо итогам налоговой проверки налоговый орган вынес решение от 24.01.2023, в соответствии с которым налогоплательщику предложено уплатить доначисленную недоимку и штраф. Выявленная недоимка уплачена налогоплательщиком 11.02.2023.
Пени на данную недоимку налоговый орган взыскивал в судебном порядке после пропуска срока на их бесспорное взыскание, вызванного перерасчетом пеней 17.12.2024 после внесения изменений в программное обеспечение АИС «Налог-3», позволяющих исчислять пени в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ, а не как ранее ошибочно – в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ. При этом при обращении в суд налоговый орган заявил ходатайство о восстановлении срока на обращение с заявлением в арбитражный суд.
Налогоплательщик возражал против восстановления срока взыскания пеней, отмечая, что несовершенство системы АИС «Налог-3» нельзя считать уважительной причиной пропуска срока обращения в суд за взысканием задолженности, тем более что такой пропуск слишком значителен.
Суды согласились с позицией налогоплательщика и отказали во взыскании пеней.
Суд первой инстанции отметил, что требование на уплату пеней должно было быть выставлено налогоплательщику по нормам НК РФ не позднее 12.05.2023. Срок исполнения данного требования – до 05.06.2023. Далее в силу п. 4 ст. 46 НК РФ ввиду пропуска срока выставления решения о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика, налоговый орган мог обратиться в суд с заявлением о взыскании спорных пеней в течение шести месяцев с даты исполнения требования, которые подлежат исчислению, с 06.06.2023, и заканчиваются 06.01.2024. Однако налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением только 29.04.2025, с пропуском процессуального срока более чем на год и три месяца.
В силу п. 4 ст. 46 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Однако суд не может признать несовершенство программного обеспечения налогового органа, не позволяющего рассчитывать пени в соответствии с положениями НК РФ, уже действующими в соответствующий период начисления пеней (в частности, и на момент уплаты недоимки 11.02.2023), уважительными причинами пропуска срока взыскания пеней в судебном порядке, поскольку нормами НК РФ не сделано исключений в порядке исчисления пеней и сроков их взыскания для подобных случаев.
Несовершенство программного обеспечения АИС «Налог-3», позволяющего исчислять пени только в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ и его техническое усовершенствование, позволившее произвести перерасчет согласно нормам ст. 75 НК РФ лишь по состоянию на 17.12.2024, как и то, что такой перерасчет по 1/150 ставки ЦБ РФ произведен на территории РФ повсеместно, могут свидетельствовать об отсутствии вины конкретных должностных лиц УФНС в расчете пеней в полном соответствии с ст. 75 НК РФ лишь 17.12.2024 и пропуске срока взыскания таковых, но не свидетельствуют об уважительности причин пропуска налоговым органом названного срока как такового.
Суд апелляционной инстанции также, в свою очередь, отметил, что внесение изменений в программное обеспечение в части алгоритма начисления пеней не является объективным препятствием своевременного исчисления пеней по предусмотренной НК РФ ставке.
(постановление 14 ААС от 01.11.2025 по делу № А44-2275/2025 ООО "Премиум")