Суд признал неправомерным зачет налогового платежа, произведенный налоговым органом в день вынесения судебного определения о принятии обеспечительной мерыНалогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения налогового органа, принятого по итогам выездной проверки. Одновременно он заявил ходатайство о принятии обеспечительной меры в виде приостановления действия этого решения.
На следующий день суд возбудил производство по делу, а также принял заявленную обеспечительную меру. В то же время налогоплательщик в этот же день частично оплатил задолженность по требованию налогового органа, выставленному на основании указанного оспариваемого решения. Оплата произведена с целью снятия приостановления операций по счетам в размере, равной сумме, на которую ранее налоговый орган в качестве своей обеспечительной меры приостановил операции налогоплательщика по счетам в банках.
Налоговый орган зачел эту сумму в счет исполнения выставленного требования исходя из того, что оплата произведена налогоплательщиком добровольно, а сам зачет произведен до того, как налоговый орган получил информацию о принятых судом обеспечительных мерах.
Налогоплательщик оспорил произведенный зачет, и суды рассмотрели спор в его пользу, отметив следующее.
Довод налогового органа о том, что зачет совершен по просьбе налогоплательщика, не нашел своего подтверждения в материалах дела. Налоговым органом не представлено письменных заявлений налогоплательщика с просьбой зачесть платеж по платежному поручению в счет исполнения решения, принятого по итогам выездной проверки. В платежном поручении в качестве назначения платежа указано «оплата по требованию…». Такая оплата не является добровольным исполнением решения по итогам проверки, а является результатом реализации налоговым органом процедуры принудительного исполнения указанного решения. Кроме того, налогоплательщик прямо подтвердил, что спорный платеж произведен с целью избежания приостановления операций по счетам, что, в свою очередь, также свидетельствует о том, что спорный платеж не был добровольным.
Налоговый орган ссылался на то, что спорный платеж поступил в КРСБ налогоплательщика 12.08.22 в 17:46:05, тогда как определения о принятии заявления к производству и о принятии обеспечительных мер по делу опубликованы в Картотеке арбитражных дел 13.08.22 в 09:39 и 09:59 соответственно.
Суд отклонил этот довод, указав, что соответствующие суммы задолженности подлежат исключению из совокупной обязанности с даты вынесения определения суда об обеспечительных мерах вне зависимости от того, когда налоговый орган получил такое определение (в том числе, ознакомился с ним после публикации в Картотеке арбитражных дел). Кроме того, заявление налогоплательщика о принятии обеспечительной меры опубликовано в Картотеке арбитражных дел 11.08.22 в 14:16:22. При этом налоговый орган как профессиональный участник арбитражного процесса, должен был знать о срочном характере обеспечительных мер и о том, что суд должен рассмотреть вопрос о принятии обеспечительных мер в течение суток с момента поступления заявления в суд.
(постановление АС Центрального округа от 29.10.2025 по делу № А36-8280/2023 ООО "ЛипецкКомплексСтрой")Суд признал, что действия налогового органа по фальсификации даты акта налоговой проверки не могут быть предметом самостоятельного обжалования в судеВ отношении налогоплательщика была проведена выездная проверка, по итогам которой составлен акт налоговой проверки от 25.02.2022, который вручен налогоплательщику лишь 16.03.2023.
По мнению налогоплательщика, этот акт датирован более ранней датой, чем фактически составлен. В связи с этим он обратился в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд с заявлением о признании действий должностных лиц налогового органа по вынесению акта налоговой проверки датой более поздней, чем датирован, а также действий по внесению в него ненадлежащих сведений незаконными.
Суды первой и апелляционной инстанций рассмотрели спор в пользу налогоплательщика, придя к выводу о том, что по состоянию на 25.02.2022 означенного акта фактически не существовало и он не составлялся, а дата составления акта – 25.02.2022 не соответствует действительности. Это подтверждается, например, тем, что в акте налоговый орган ссылается на 57 решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, вынесенных в отношении иных налогоплательщиков после 25.02.2022. В нарушение п. 3.2 приложения №28 приказа ФНС России от 07.11.2018 №MMB-7-2/628@ налоговый орган в акте ссылается на документы, не существовавшие на 25.02.2022.
Суды отметили, что составление акта более ранней датой, чем фактически он был составлен, направлено на сокрытие бездействия должностных лиц налогового органа при исполнении ими своих служебных обязанностей. Они также отклонили доводы налогового органа о том, что права налогоплательщика не нарушены, так ему представлена возможность ознакомления с материалами проверки. По их мнению, действия налогового органа влекут изменение сроков проведения выездной налоговой проверки. А согласно позиции Конституционного Суда РФ, длительный срок проведения налоговой проверки может быть признан недопустимым в той мере, в какой приводит к избыточному или не ограниченному по продолжительности применению мер налогового контроля в отношении налогоплательщиков.
Суд кассационной инстанции отменил акты нижестоящих судов и рассмотрел спор в пользу налогового органа, указав, что обжаловать акт выездной налоговой проверки или действия по его составлению в арбитражный суд нельзя, поскольку акт выездной налоговой проверки не является ненормативным правовым актом, спор о признании недействительным которого (либо признании незаконными действий по его составлению) разрешается в соответствии с нормами гл. 24 АПК РФ.
Акт проверки сам по себе не порождает изменений в правах и обязанностях налогоплательщиков. По итогам рассмотрения данного акта налоговым органом принимается решение, которое может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган или в суд. При этом в ходе такого обжалования налогоплательщик вправе указать, среди прочего, чтобы было проверено соблюдение налоговым органом требований, предъявляемых к составлению акта налоговой проверки.
(постановление АС Московского округа от 14.10.2025 по делу № А40-308952/2024 ООО "Транспроектинжиниринг")