Дайджест № 340

digest 340
Уважаемые коллеги, добрый день!

В дайджесте № 340
отмечаем интересные дела:
1)
Скрыть от обращения взыскания имущество путем заключения брачного договора не получится, если на дату его заключения налогоплательщик точно знал о грядущих налоговых претензиях
2)
При аннулировании декларации из-за ее подписания ненадлежащим лицом инспекция обязана предоставить налогоплательщику доказательства, обосновывающие такое аннулирование
3)
Временное отсутствие плательщика страховых взносов в реестре субъектов МСП даже не по его вине и по причинам вне его контроля формально препятствует применению пониженных тарифов в этот период
4)
Новое позитивное дело о возможности применения льгот по страховым взносам к наемным работникам из Китая не только организациями, но и работодателями-ИП
И многое другое...
Общие положения налогового законодательства
Суд признал, что заключение налогоплательщиком брачного договора не препятствует обращению взыскания на имущество, перешедшее по этому договору к его супруге

В отношении налогоплательщика (ИП) была проведена выездная проверка, составлен акт проверки, доначислены налоги, начата процедура их принудительного взыскания в т.ч. путем обращения взыскания на имущество, на которое у налогового органа возник залог в силу закона после принятия обеспечительных мер.

Между тем, спустя месяц после получения налогоплательщиком вышеуказанного акта проверки между ним и супругой был заключен брачный договор, по которому к его супруге перешло право собственности на несколько принадлежащих налогоплательщику транспортных средств, на которые впоследствии и было обращено взыскание налоговым органом.

В связи с этим супруга обжаловала судебное решение об обращении налоговым органом взыскания на заложенное имущество (транспортные средства). Она сослалась на то, что упомянутый брачный договор был заключен в 2020 году, а доначисление налогов по итогам проверки и регистрация залога на транспортные средства произошли лишь в 2021 году. То есть поскольку указанные обстоятельства наступили уже после заключения брачного договора, суды неправомерно обратили взыскание на ее собственность.

Суд не согласился с указанными доводами и рассмотрел спор в пользу налогового органа, отметив следующее.

Поскольку статьей 46 Семейного кодекса РФ предусмотрены специальные гарантии прав кредиторов супругов, соглашение о разделе имущества, являясь двусторонней сделкой, связывает только супругов, то ухудшение имущественного положения супруга-должника в результате исполнения такого договора не влечет правовых последствий для не участвовавших в нем кредиторов должника.

Кредиторы, обязательства перед которыми возникли до заключения между должником и его супругой брачного договора, изменением режима имущества супругов юридически не связаны.

В данной случае налогоплательщик умышленно подавал налоговые декларации за 2016 – 2018 годы с искаженными сведениями, т.е. еще до проведения налоговой проверки он знал о своей задолженности по налоговым и обязательным платежам. Акт выездной налоговой проверки был получен им до заключения брачного договора, то есть он был осведомлен о размере налоговой задолженности.

Кроме того, налогоплательщик не уведомлял налоговый орган о заключении брачного договора и уменьшении имущества, за счет которого могут быть погашены обязательства по уплате в бюджет налогов, пени и штрафов.

Таким образом, факт заключения брачного договора для налогового органа при обращении в арбитражный суд с заявлением об обращении взыскания на заложенное имущество юридического значения не имел.

(постановление АС Северо-Западного округа от 15.09.2025 по делу № А56-49574/2024 гр. Мухаметзянова)



При аннулировании налоговой декларации из-за ее подписания неуполномоченным лицом налоговый орган обязан представить налогоплательщику документы (информацию), на основании которых он принял такое решение

Налоговый орган направил в адрес налогоплательщика (ИП) уведомления о признании нескольких поданных последним налоговых деклараций и расчетов непредставленными. В уведомлениях было указано, что в ходе проведения мероприятий налогового контроля установлен факт подписания деклараций (расчетов) неуполномоченным лицом.

В связи с этим налогоплательщик обратился в налоговый орган с запросами о представлении информации о том, в ходе каких мероприятий налогового контроля и на основании каких результатов сделан вывод о подписании представленных расчетов и деклараций неуполномоченным лицом, а также предоставить все материалы налогового контроля, в ответ на которые налоговый орган отказал в предоставлении запрашиваемых сведений на основании ст. 102 НК РФ, сославшись на налоговую тайну.

Налогоплательщик обратился в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия), выразившихся в письме об отказе в предоставлении материалов проведенных мероприятий налогового контроля и их результатах, повлекших аннулирование деклараций и расчетов.

Налоговый орган ссылался на то, что предоставление налогоплательщику документов вместе с уведомлением о признании налоговой декларации непредставленной положения пунктов 4.1, 4.2 ст. 80 НК РФ не регламентируют, как и не предусматривают составление акта и принятие решения по итогам камеральной налоговой проверки в случае направления уведомлений о признании налоговой отчетности непредставленной.

Суды не согласились с позицией налогового органа и рассмотрели спор в пользу налогоплательщика, отметив, в частности, следующее.

Выяснение обстоятельств, связанных с установлением достоверности и полноты сведений, указанных в налоговых декларациях, и фактов совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, относится к стадиям налоговых проверок (в том числе камеральных), с истребованием документов и объяснений, оценка которых не может быть осуществлена на этапе принятия налоговых деклараций к обработке.

Выявление несоответствия сведений, представленных ИП (о подписании налоговых деклараций им), сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе мероприятий налогового контроля (протоколы допросов, заявления физических лиц, данные о совпадении ip-адресов, запросы и ответы банков о наличии/отсутствии у ИП расчетных счетов, выписки по расчетным счетам), является случаем, предусмотренным п. 3 ст. 88 НК РФ. Однако сообщение с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок ему не направлялось.

Установление в ходе проведения мероприятий налогового контроля факта подписания налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом является нарушением законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 80 НК РФ), что в соответствии с п. 5 ст. 88 и п. 3.1 ст. 100 НК РФ обязывает налоговый орган составить акт камеральной налоговой проверки с приложением документов, подтверждающих факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки либо соответствующих выписок.

(постановление АС Поволжского округа от 11.09.2025 по делу № А55-31036/2024 ИП Чаплыгин)



ОЦЕНКА TAXOLOGY

Очередной пример налогового спора, который можно отнести к категории редких, учитывая формулировку заявленных налогоплательщиком требований. Кассационное постановление по данному делу, вероятно, будет иметь ценность для правоприменительной практики, поскольку суды в очередной раз не согласились с формальным подходом налогового органа об отсутствии в НК РФ той или иной необходимой нормы, а по сути исходили из того, что налогоплательщик, декларация которого проходит проверку в части достоверности ее подписи, не должен с точки зрения гарантий защиты своих интересов находиться в более худшем положении по сравнению с налогоплательщиком, чья декларация проходит стандартную проверку в части правильности исчисления налога. То есть, в частности, такой налогоплательщик так же имеет право на получение информации как о наличии возникших у налогового органа вопросов и представление соответствующих пояснений, так и право на ознакомление с итогами соответствующих проверочных мероприятий.



Суд признал обоснованным внесение и последующее сохранение в реестре обеспечительных мер соответствующей записи о таких мерах

По итогам проверки налоговый орган принял решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, а также решение о принятии обеспечительных мер. В этот же день (то есть до вступления решения по итогам проверки в силу) сведения о принятии решения об обеспечительных мерах размещены налоговым органом в установленном порядке на сайте ФНС России в соответствующем разделе. Через несколько месяцев эти обеспечительные меры были отменены в связи с погашением налогоплательщиком соответствующей налоговой задолженности.

Тем не менее, спустя год после отмены обеспечительных мер налогоплательщик оспорил и само решение о принятии этих мер, и внесение соответствующей записи в Реестр обеспечительных мер, а также сохранение этой записи после погашения налоговой задолженности.

Налогоплательщик ссылался на то, что действия налогового органа в виде включения в отношении него записи в Реестр обеспечительных мер порочит его честь, достоинство и деловую репутацию во взаимоотношениях с контрагентами. Сведения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения на сайте ФНС России в реестре обеспечительных мер внесены до вступления решения налогового органа в законную силу, что противоречит абзацу 2 ч. 4 ст. 72 НК РФ. После погашения налоговой задолженности сведения в реестре потеряли актуальность и должны быть исключены из него.

Суды не согласились с доводами налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа, отметив следующее.

Срок обжалования решения о принятии обеспечительных мер уже является пропущенным. Доводы налогоплательщика о досрочном (преждевременном) размещении сведений в Реестре заслуживают внимания, поскольку действительно в силу указанной им нормы права сведения размещаются в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения налогового органа, но не ранее вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ. Однако доказательств того, что размещение сведений о принятых мерах в период до вступления решения налогового органа по итогам проверки в силу привело к негативным последствиям для налогоплательщика, не представлено.

Требования налогоплательщика о признании незаконными бездействия по исключению из реестра обеспечительных мер записи в связи с погашением задолженности и потерей актуальности, оставлены судами без удовлетворения, со ссылкой на то, что состав размещаемых сведений и порядок их размещения установлен Приказом ФНС России от 02.03.2020 N ЕД-7-8/136@ «Об утверждении состава сведений, размещаемых в соответствии с п. 4 ст. 72 НК РФ, и порядка их размещения», сведения, размещенные налоговым органом, соответствуют требованиям указанного ненормативного акта.

(постановление АС Московского округа от 10.09.2025 по делу № А41-84105/2024 АО "ЗТЗ")
Налог на имущество организаций
Суд признал, что здание АЗС использовалось в сельскохозяйственной деятельности налогоплательщика и в силу этого не облагалось налогом на имущество

Налогоплательщик являлся сельскохозяйственным товаропроизводителем и плательщиком ЕСХН. Ему принадлежал ряд объектов недвижимого имущества, в т.ч. здание АЗС.

По итогам проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что налогоплательщик в нарушение требований п. 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ не включил в налоговую базу для начисления налога на имущество организаций стоимость здания АЗС, непосредственно не используемого в деятельности по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, необоснованно применив предусмотренные п. 3 ст. 346.1 НК РФ основания для освобождения от налогообложения.

Налоговый орган ссылался на то, что здание автозаправочной станции (АЗС) не может участвовать в технологическом процессе сельскохозяйственного производства, поскольку процесс заправки топливом автотранспортных средств является самостоятельным, обособленным от процесса производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции; наличие здания АЗС не является обязательным условием выполнения технологического процесса выращивания птицы и производства яйца; кроме того, здание АЗС расположено не на закрытой территории сельскохозяйственного комплекса общества, а у дороги общего пользования с видом разрешенного использования земельного участка под ним «для размещения объектов транспортной инфраструктуры».

Налогоплательщик, напротив, исходил из необходимости и целесообразности использования АЗС в производстве сельскохозяйственной продукции и, соответственно, невключения ее в налоговую базу.

Суды согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в его пользу, установив, что согласно техническому регламенту работы с выращиваемой птицей, автотранспорт, заправляемый топливом на АЗС, участвует в стадиях производства, переработки и реализации продукции. За налогоплательщиком зарегистрировано более 900 единиц техники, на которой ежедневно осуществляется доставка кормов для птицы и крупного рогатого скота по производственным площадкам. Строительство собственной АЗС и ее включение в состав имущественного комплекса сельскохозяйственного предприятия отвечает требованиям разумной необходимости, поскольку ее использование в сельскохозяйственной деятельности позволяет сократить расходы на приобретение горюче-смазочных материалов и обеспечить бесперебойную работу техники.

Судами отмечено, что положения п. 3 ст. 346.1 НК РФ не содержат дополнительных указаний на непосредственное или опосредованное использование имущества для соответствующих целей, ограничений (указаний) ее применения в отношении имущества, предназначенного для производства продукции, первичной и последующей (промышленной) переработки и реализации этой продукции в силу определенных технологических процессов.

(постановление АС Восточно-Сибирского округа от 15.09.2025 по делу № А19-17634/2024 САО "Белореченское")
Страховые взносы
Временное отсутствие плательщика страховых взносов в реестре субъектов МСП препятствует применению им пониженных тарифов взносов за период такого отсутствия

Налогоплательщик был зарегистрирован в налоговом органе 16.09.2020 и включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) как «микропредприятие» с 10.10.2020 по 10.07.2023 и с 10.10.2023 по настоящее время.

При этом в связи с непредставлением держателем реестра акционеров в срок до 05.07.2023 сведений, предусмотренных частью 6.1 статьи 4.1 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ФНС России исключила учредителя налогоплательщика из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.07.2023. С этой же даты из реестра исключены и сведения о налогоплательщике. И только в связи с представлением держателем реестра акционеров в регистрирующий орган соответствующего заявления сведения в реестр субъектов МСП об учредителе и о налогоплательщике были внесены в Единый реестр субъектов МСП 10.10.2023.

В связи с этим налоговый орган по итогам налоговой проверки пришел к выводу о том, что в июле, августе, сентябре 2023 года налогоплательщик в целях налогообложения не обладал статусом субъекта малого и среднего предпринимательства и не имел права на применение пониженных тарифов, установленных пунктом 2.1 статьи 427 НК РФ.

Налогоплательщик, в свою очередь, настаивал на том, что в проверяемом периоде он отвечал всем признакам хозяйствующего субъекта МСП, поэтому был вправе применять пониженные тарифы страховых взносов. Отсутствие в едином реестре субъектов МСП сведений о нем не может рассматриваться как безусловное препятствие для реализации им права на применение пониженных тарифов страховых взносов в случае фактического соответствия установленным критериям отнесения к субъектам МСП. Непредставление в налоговый орган реестродержателем в установленный срок сведений об участнике налогоплательщика не свидетельствует о несоответствии налогоплательщика признакам субъекта МСП.

Суды не согласились с доводами налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа, указав следующее.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», действующим с 03.08.2018, статья 3 Закона № 209-ФЗ в части определения понятия субъектов малого и среднего предпринимательства была дополнена словами: «сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства».

Таким образом, законодатель в 2018 году закрепил юридическое подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства фактом включения сведений о нем в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, следовательно, для признания хозяйствующего лица субъектом малого и среднего предпринимательства необходимо как соответствие критериям, предусмотренным статьей 4 Закона № 209-ФЗ, так и включение в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

(постановление АС Волго-Вятского округа от 15.09.2025 по делу № А11-11716/2024 ООО "Кольчугинский трубный завод Металлинвест")



Действие положений международного договора с КНР об освобождении от уплаты страховых с взносов в отношении работников КНР, заключивших трудовые договоры с российскими работодателями, распространяется в т.ч и на ИП

Налогоплательщик (ИП) производил выплаты в пользу иностранных работников, в т.ч. граждан КНР, временно пребывающих на территории РФ.

По итогам камеральной проверки налоговый орган доначислил страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование в отношении работников КНР в связи с их неисчислением налогоплательщиком.

При этом и налоговый орган, и налогоплательщик руководствовались Соглашением между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации (заключено в г. Пекине 03.11.2000).

В соответствии со статьей 1 Соглашения оно распространяется на граждан РФ и граждан КНР, постоянно проживающих на территории РФ и КНР, которые на законном основании осуществляют временную трудовую деятельность на территории другого государств:

а) в соответствии с договорами на выполнение работ или оказание услуг, заключенными между юридическим или физическим лицами принимающего государства (далее именуются - заказчики) и юридическими лицами государства постоянного проживания, с которыми работники находятся в трудовых отношениях;

б) в соответствии с трудовыми договорами (контрактами), заключенными с работодателями - юридическими лицами принимающего государства.

Разногласия возникли по применению пункта «б» статьи 1 Соглашения, вопросы пенсионного страхования по которому регулируются государством постоянного проживания работников. Налоговый орган исходил, что он применяется исключительно к юридическим лицам и не может применяться к ИП. Налогоплательщик, напротив, считал, что данный пункт применяется и к ИП.

Суды согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в его пользу исходя из того, что организационно-правовая форма работодателя (юридическое лицо или ИП) в данном случае значения не имеет, поскольку механизм формирования источника пенсионных выплат является единым для всех работодателей, и согласно вышеприведенным нормам Соглашения пенсионные выплаты за счет таких источников не могут производиться гражданам КНР, временно осуществляющим трудовую деятельность на территории РФ.

Судами также указано, что примененный налоговым органом «формальный» подход, не обусловленный ничем, кроме неуказания в пункте «б» статьи 1 Соглашения от 03.11.2000 «индивидуальными предпринимателями», приведет к возникновению у юридических лиц, заключающих трудовые договоры с иностранными работниками (гражданами КНР), преимущественного положения при исчислении и уплате страховых взносов, что противоречит принципу равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ).

(постановление АС Дальневосточного округа от 08.09.2025 по делу № А04-10324/2024 ИП Вакулич)
TaxDigest для Вас представили:
Надеемся, что предоставленная информация окажется для Вас полезной. Мы готовы ее обсудить в удобном для Вас формате.