Суд признал неправомерным применение льготной ставки в отношении потребительских услуг, оказанных юридическим, а не физическим лицамРегиональным налоговым законом была установлена нулевая ставка при применении УСН для налогоплательщиков - ИП, впервые зарегистрированных после вступления в силу названного закона и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания. В приложении № 1 к данному закону налоговая ставка в размере 0 процентов применяется в отношении вида деятельности «Ремонт жилья и других построек» (ОКВЭД - 43.21, 43.22, 43.29, 43.31, 43.32, 43.33, 43.34, 43.39, 43.91, 43.99), включенного в раздел V «Бытовые услуги населению».
Налогоплательщик (ИП) применил указанную льготную ставку по доходам, полученным от оказания услуг капитального ремонта нежилых помещений по гражданско-правовым договорам и контрактам с юридическими лицами, в том числе по установке/замене оконных и дверных блоков, по капитальному ремонту санузлов, медицинского кабинета, бассейна в учреждениях здравоохранения, учебных заведениях и т.п.
Налоговый орган пришел к выводу о неправомерности применения льготной ставки, поскольку спорные работы выполнены ИП по заказам юридических (а не физических) лиц, соответственно, они не могут быть признаны бытовыми услугами населению. Налогоплательщик в свою очередь указывал на то, что потребителем бытовой услуги может выступать не только физическое, но и юридическое лицо.
Суды не согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа, указав, в частности, следующее.
Юридические лица могут быть потребителями бытовых услуг только при приобретении таких услуг для удовлетворения собственной конкретной бытовой потребности (например, приобретение клининговых услуг, услуг химической чистки, услуг промышленных прачечных). В рассматриваемом случае потребителем спорных услуг являлись юридические лица (учреждения), которые использовали результаты работ в своих уставных целях.
Из ГОСТа Р 57137-2016 следует, что бытовые услуги – это услуги, потребляемые непосредственно заказчиком услуг (физическим или юридическим лицом), то есть услуги, приобретаемые для собственных нужд, удовлетворения своих бытовых потребностей (которые у юридического лица также могут быть). Они могут оказываться по договору подряда, но для собственного потребления.
Положения НК РФ с указанием на «бытовые услуги», введены в целях разграничения данных услуг от прочих работ и услуг, которые осуществляются в рамках коммерческого оборота. В противном случае, законодательные акты не содержали бы указания на «бытовые услуги» – достаточно было бы перечислить те виды деятельности ОКВЭД, которые подпадают под тот или иной специальный режим налогообложения или нулевую ставку. Однако законодателем введен дополнительный, ограничивающий применение нулевой ставки критерий – указано, что наличие у предпринимателя соответствующего вида деятельности дает ему право на применение нулевой ставки, только если в рамках соответствующего вида деятельности он оказывает бытовые услуги населению определенного наименования.
(постановление АС Уральского округа от 18.08.2025 по делу № А76-31694/2023 ИП Папин)ОЦЕНКА TAXOLOGYНесмотря на то, что судебная практика по аналогичным делам является далеко не новой, суды на этот раз решили дать достаточно развернутую мотивировку своей позиции, вначале уже не отрицая, что потребителем бытовых услуг в целом может быть и юридическое лицо, но с оговоркой если эти услуги используются для удовлетворения собственных потребностей (хотя такая позиция может привести к спорам о разграничении услуг, потребляемых в личных и в уставных целях). Однако далее суды, как и ранее при рассмотрении ряда аналогичных дел, снова переключились на понятие «население», явно подразумевая под ним исключительно физических лиц. Таким образом, вероятность возникновения в будущем новых аналогичных споров при оказании бытовых услуг юридическим лицам для т.н. собственного потребления, по всей видимости, сохраняется.
Суд признал, что для применения льготной налоговой ставки необходимо выполнение обоих предусмотренных законом условий в совокупностиРегиональным налоговым законом была установлена налоговая ставка при применении УСН в размере 1% для налогоплательщиков, которые впервые зарегистрированы на территории региона в 2021 и 2022 годах и поставлены на учет в налоговом органе на территории региона в 2021 и 2022 годах в связи с изменением ими места нахождения (места жительства).
Налогоплательщик был зарегистрирован в качестве ИП на территории региона 26.01.2021 года и в связи с этим применил указанную льготную ставку, что было признано налоговым органом неправомерным, поскольку налогоплательщик был зарегистрирован и поставлен на налоговый учет не в связи с изменением места жительства.
Налогоплательщик в свою очередь исходил из того, что спорной пониженной ставкой могут пользоваться как организации и ИП, впервые зарегистрированные на территории региона в 2021 и 2022 годах, так и организации и ИП, поставленные на учет в налоговых органах региона в 2021 и 2022 годах в связи с переменой места нахождения и (или) места жительства. При этом региональным законодателем допущена ошибка, связанная с отсутствием четкости и ясности принятой нормы. Такая ошибка на основании п. 7 ст. 3 НК РФ должна толковаться в пользу налогоплательщика. Налогоплательщик подпадал под одно из условий – был зарегистрирован на территории региона в качестве ИП впервые в 2021 году. Соблюдение второго условия – постановки на налоговый учет в 2021 году на территории региона в связи с переменой места жительства – не требовалось.
Суды не согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа исходя из того, что буквальное значение положений регионального закона указывает на необходимость одновременного соблюдения обоих условий для применения льготной ставки.
Суды указали, что доводы налогоплательщика о том, что государственная регистрация ИП возможна только при приобретении статуса ИП или прекращении им деятельности, регистрации в связи с переменой места жительства законодательством не предусмотрена, основана на ошибочном толковании норм закона.
Суды также отклонили ссылку на заключение специалиста, поскольку в спорной норме отсутствуют неустранимые сомнения, противоречия и неясности в понимании, придаваемом п. 7 ст. 3 НК РФ.
(постановление 7 ААС от 21.08.2025 по делу № А45-433/2025 ИП Рубцова)