Суд признал обоснованным отказ в возврате денежных средств с ЕНС, перечисленных на него не с целью уплаты налоговНалогоплательщик (ИП) был зарегистрирован в 2023 году, в котором им был сформирован следующий размер налоговых обязательств:
- налог, уплачиваемый в связи с применением УСН — 11 546 руб.;
- стоимость патента — 3513 руб.;
- страховые взносы — 13 800 руб.;
- НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, — 2093 руб.;
- земельный налог — 11 руб.;
- налог на имущество физических лиц — 929 руб.;
- транспортный налог – 7637 руб.
Итого: 39 529 руб.
В этом же году им были перечислены в бюджет в качестве ЕНП денежные средства в сумме 2 061 669 руб., в том числе:
- 24.07.2023 — 5870 и 4667 руб.
- 26.07.2023 — 31 020 руб.
- 24.09.2023 — 8577 руб.
- 24.10.2023 — 2 000 000 руб.
- 29.10.2023 — 11 535 руб.
26.10.2023 налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о распоряжении суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета (ЕНС), путем возврата 2 000 000 руб. на расчетный счет в банке. Причем в заявлении на возврат налога им был указан расчетный счет в ином банке, нежели тот, с которого производились спорные платежи в бюджет. Налоговый орган отказал в возврате положительного сальдо ЕНС.
Суды признали отказ в возврате заявленной суммы правомерным, согласившись с позицией налогового органа о том, что денежные средства, явившиеся источником формирования положительного сальдо ЕНС, поступили на расчетные счета ИП вне связи с осуществлением им реальной хозяйственной деятельности, а при перечислении спорной суммы на ЕНС ИП преследовал иную цель, нежели исполнение обязанности по уплате налогов.
Суды учли, что налоговые обязательства ИП за 2023 год составили менее 2% от суммы денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа за период с 24.07.2023 по 29.10.2023, в том числе платежа от 24.10.2023 в сумме 2 000 000 руб., т.е. имеет место очевидное несоответствие размера налоговых обязательств налогоплательщика и перечислений на его ЕНС.
Установлено также, что денежные средства поступают на расчетные счета ИП от контрагентов с назначением платежа за «строительно-монтажные работы». При этом у ИП отсутствуют работники по найму, позволяющие выполнить строительно-монтажные работы, привлечение иных лиц по данным движения денежных средств по расчетным счетам не установлено.
Кроме того, согласно письму Федеральной службой по финансовому мониторингу, различными кредитными организациями в отношении ИП неоднократно применялись меры контроля в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». За 2018- 2023 годы число сообщений о подозрительных операциях превысило 50, за период с августа по декабрь 2023 года банки 4 раза отказывали в проведении операций.
Порядок возврата денежных средств, установленный ст. 79 НК РФ, распространяется лишь на возврат сумм положительного сальдо, к которым спорные суммы не могут быть отнесены в силу названных выше причин.
(постановление АС Уральского округа от 25.07.2025 по делу № А60-34103/2024 ИП Никонова)Суд признал, что представление уточненной декларации в налоговый орган по новому месту учета до принятия решения по предшествующей декларации не привело к одновременному проведению двух камеральных проверок с различными результатамиНалоговый орган провел камеральную проверку представленной налогоплательщиком декларации по НДС, в ходе которой установил неправомерность принятия к вычету НДС по трем контрагентам.
После составления акта проверки по этой декларации, но до принятия решения по ней налогоплательщик сменил место налогового учета и представил в налоговый орган по новому месту учета уточненную декларацию по НДС, в которой исключил вычеты по указанным спорным контрагентам. Однако при этом он заявил в этой уточненной декларации вычеты по другим контрагентам.
В связи с заявлением указанных новых вычетов налоговый орган по старому месту учета провел дополнительные мероприятия налогового контроля (ДМНК), в ходе которых установил неправомерность вычетов и по новым контрагентам. При этом он направил в налоговый орган по новому месту учета запрос, в котором просил последний сообщить о результатах камеральной проверки спорной уточненной декларации. В ответ налоговый орган по новому месту учета сообщил, что по итогам этой проверки нарушений не выявлено.
В связи с этим налогоплательщик пришел к выводу о том, что в отношении одной и той же спорной уточненной декларации по НДС сразу двумя налоговым органами проводились две камеральные проверки, которые завершились с противоположным результатом, т.е. налоговый орган по старому месту учета обнаружил налоговые правонарушения, а налоговый орган по новому месту учета — нет. Данный вывод налогоплательщика привел к налоговому спору.
Суд первой инстанции рассмотрел спор в пользу налогоплательщика, указав, что в данном случае имеет место нарушение налоговым органом требований п. 9.1 ст. 88 НК РФ, повлекшее нарушение прав налогоплательщика (одновременное проведение двух проверок в отношении одной уточненной декларации по одному и тому же периоду, нахождение налогоплательщика в состояние правовой неопределённости в отношении заявленных вычетов по НДС).
При этом суд отклонил довод налогового органа о том, что камеральная проверка по новому месту учета фактически не проводилась и была завершена в автоматическом режиме, поскольку все проверочные действия по ней (в рамках ДМНК) проводил налоговый орган по старому месту учета. Суд указал, что не представлено доказательств того, что один налоговый орган может делегировать другому налоговому органу полномочия по проверки декларации.
Суды апелляционной и кассационной инстанций, напротив, рассмотрели спор в пользу налогового органа, отметив, что налоговый орган по новому месту учета в автоматическом режиме завершил камеральную проверку уточненной декларации и, соответственно, не принимал решение по результатам этой проверки.
Представление уточненной налоговой декларации после составления акта камеральной проверки в отношении предыдущей декларации не влечет прекращение проверки на основании п. 9.1 ст. 88 НК РФ, поскольку камеральная проверка предыдущей декларации завершена.
(постановление АС Волго-Вятского округа от 01.08.2025 по делу № А28-10115/2023 ООО "Капиталмонтажстрой")