Трудовой договор с условием о разъездном характере работы сам по себе не подтверждает, что компенсационные выплаты за такую работу не являются облагаемой НДФЛ оплатой трудаВ заключенных налогоплательщиком с работниками трудовых договорах типовой формы всем работникам вне зависимости от занимаемой должности, специальности и характера работы, установлен оклад в одном и том же фиксированном размере, зависящем от времени заключения трудового договора.
Также в трудовых договорах всем работникам установлены компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера), размер которых зависит от занимаемой работником должности, в частности: начальнику отдела эксплуатации — 90 000 руб., бухгалтеру — 35 000 руб., юристу — 40 000 (60 000) руб. и т.д.
В ходе камеральной проверки налоговый орган пришел к выводу о занижении налоговой базы по НДФЛ на сумму выплат, обозначенных налогоплательщиком как компенсации за разъездной характер работы. По мнению налогового органа, указанные выплаты являются скрытой формой оплаты труда.
При этом он истребовал следующие документы: коллективный договор, соглашение или иные локальные акты или трудовые договоры, в которых указан порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными поездками сотрудников, чья постоянная работа имеет разъездной характер; штатное расписание с указанием ФИО сотрудников, работа которых имеет разъездной характер; авансовые отчеты с приложением документов, подтверждающих расходы, связанные с исполнением должностных обязанностей.
В ответ налогоплательщик представил лишь пояснения без приложения запрошенных документов. В пояснениях указано, что ранее им уже представлены в налоговый орган сканы трудовых договоров, заключенных с работниками, в которых отражено условие о ежемесячной выплате компенсации за разъездной характер деятельности. Он исходил из того, что в отсутствие установленных законом требований к документу, подтверждающему разъездной характер работы, такие трудовые договоры являются надлежащим доказательством того, что спорные выплаты являются компенсационными и не должны облагаться НДФЛ.
Суды не согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа, указав следующее.
Документы, подтверждающие разъездной характер деятельности сотрудников, а также размер понесенных расходов, подлежащих компенсации, налогоплательщиком не представлены. Суд неоднократно предлагал ему обосновать разъездной характер работы всех сотрудников и дифференцированный размер компенсации, но соответствующие определения суда исполнены не были.
Представленных в материалы дела трудовых договоров недостаточно для того, чтобы считать разъездной характер работы сотрудников подтвержденным. Фактически спорные выплаты входят в действующую у налогоплательщика систему оплаты труда и подлежат обложению НДФЛ.
(постановление 20 ААС от 11.03.2025 по делу № А09-3745/2024 ООО "Чермет")Суд признал обоснованным доначисление НДФЛ за счет средств налогового агента за налоговые периоды, предшествующие вступлению в силу соответствующих изменений в НК РФПо итогам выездной проверки по НДФЛ за 2018–2020 гг. налоговый орган доначислил налогоплательщику НДФЛ в связи с тем, что он, как налоговый агент, неправомерно исключил из налоговой базы по НДФЛ сумму дополнительных компенсационных выплат работникам за работу во вредных условиях труда, и, соответственно, не исчислил, не удержал и не перечислил НДФЛ. Соответствующий акт проверки был составлен налоговым органом 30.05.2022, а решение по итогам проверки принято 06.12.2022.
При этом налоговый орган исходил из того, что на момент принятия им решения по итогам проверки уже вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом 29.09.2019 № 325-ФЗ в п. 9 ст. 226 НК РФ о возможности доначисления и взыскания НДФЛ за счет средств налогового агента.
Налогоплательщик не согласился с такой позицией налогового органа, указывая на то, что хотя акт налоговой проверки от 30.05.2022 и был оформлен налоговым органом после вступления в силу изменений в ст. 226 НК РФ, однако период возникновения спорных правоотношений относится к 2018–2020 годам включительно. Спор должен рассматриваться по нормам права, действующим в проверяемый период, а не на момент принятия налоговым органом решения от 06.12.2022.
Суд первой инстанции согласился с позицией налогоплательщика, придя к выводу о том, что, на основании ст. 5 НК РФ положения, внесенные в п. 9 ст. 226 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2020, не применимы к правоотношениям за 2018–2019 годы, как не имеющие обратной силы.
Суды апелляционной и кассационной инстанций, напротив, рассмотрели спор в пользу налогового органа, указав следующее.
Изменения, внесенные Федеральным законом № 325-ФЗ в п. 9 ст. 226 НК РФ, допускающие доначисление (взыскание) налога за счет средств налоговых агентов по итогам налоговой проверки, не изменяют элементы налогообложения НДФЛ (в том числе, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога), по сути являются процедурными, позволяющими налоговому органу по результатам налоговой проверки взыскать налог, в том числе за счет средств налогового агента.
По общему правилу, порядок производства мероприятий налогового контроля (в настоящем деле — порядок проведения налоговой проверки, оформление результатов налоговой проверки и вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки) определяется в соответствии с федеральным законом, действующим в период проведения таких мероприятий.
Поскольку на момент принятия оспариваемых решений налогового органа изменения, внесенные Федеральным законом № 325-ФЗ в п. 9 ст. 226 НК РФ, вступили в силу, то налоговый орган правомерно доначислил к взысканию налог за счет средств налогового агента и предложил последнему его уплатить.
(постановление АС Волго-Вятского округа от 14.03.2025 по делу № А43-12261/2023 ООО "Тосол-Синтез-Инвест")