НК РФ не устанавливает максимальную продолжительность допроса свидетеля налоговым органомПри оспаривании в суде решения налогового органа, принятого по итогам проведенной налоговой проверки, налогоплательщик заявил ходатайство о признании недопустимым доказательством протокола допроса свидетеля.
По мнению налогоплательщика, данное доказательство получено с нарушением федерального закона поскольку, в нарушение ст.187 УПК РФ (которая в данном случае должна применяться по аналогии закона и с учетом п. 7 ст. 3 НК РФ) допрос не может длиться непрерывно более 4 часов, в то время как фактически свидетель опрашивался в течение 5 часов 21 минуты, было задано большое количество вопросов, в связи с чем допрос был использован в качестве психологического насилия инспекции и опрашиваемый не мог точно оценить формулировки ответов и возможность искажения формулировок при изложении письменно инспектором.
Суд первой инстанции отклонил данное ходатайство, а суды вышестоящих инстанций признали такое отклонение обоснованным, указав следующее.
Допрос свидетеля был проведен в соответствии с нормами ст. 90 НК РФ.
В НК РФ продолжительность допроса никак не регламентируется, в связи с этим налоговый орган самостоятельно определяет время проведения допроса.
В вышеуказанном протоколе допроса какие-либо замечания свидетеля не отражены (в том числе о длительности допроса). Свидетель не отказался от дачи показаний, доказательств отказа в прерывании допроса, в предоставлении перерыва на отдых, прием пищи, в необходимости такого перерыва, а также того, что налоговым органом на свидетеля оказывалось психологическое давление, налогоплательщиком не представлено и материалы дела не содержат.
При этом содержание ответов ясное, четкое, конкретное, без затруднений, позволяющие оценить данные свидетелем ответы как не позволяющие усомниться в ясности понимания свидетеля в содержании ответов на заданные вопросы.
Проведение допроса с превышением указанной налогоплательщиком длительности не может повлечь его недействительность.
(постановление АС Дальневосточного округа от 27.01.2025 по делу № А51 13087/2022 ООО "Капитал-Строй") Суд признал, что начало срока начисления процентов на излишне уплаченную сумму налога не связано с вступлением в силу судебного акта, которым признана незаконность доначисления этой суммыНалогоплательщик в сентябре 2021 года получил справку о наличии у него переплаты по налогам и страховым взносам. В связи с этим 11.10.2021 он обратился в налоговый орган с заявлением о возврате переплаты. Далее он обратился с заявлением в суд, поскольку в срок переплата возвращена не была. Суд взыскал переплату в части налога на прибыль за 2018 год и налоговый орган возвратил ее, но без процентов, начисленных на сумму переплаты.
В связи с этим налогоплательщик обратился в суд с заявлением о взыскании указанных процентов. Начальный срок начисления этих процентов был определен датой 12.11.2021.
Суд первой инстанции взыскал данные проценты, однако начальный срок их начисления определил датой – 25.06.2022. Именно в эту дату вступило в силу решение суда по другому делу, которым было признано незаконным доначисление налога на прибыль за 2018 год. Суд (со ссылкой на судебные акты по делу о взыскании переплаты) исходил из того, что по состоянию на эту дату окончательно установлен размер переплаты налогоплательщика по налогу на прибыль за 2018 год. При этом в период со дня подачи уточненных деклараций по налогу на прибыль за 2018 год до даты вступления в силу решения суда об отмене доначислений налоговый орган не мог принимать решения о зачете/возврате налога на прибыль за 2018 год, поскольку не признавал за налогоплательщиком переплату в заявленном в уточненных декларациях размере.
Таким образом, налоговый орган обязан был принять решение о возврате переплаты не позднее 25.06.2022, в связи с чем проценты подлежат начислению с этой даты – 25.06.2022.
Суды апелляционной и кассационной инстанций не согласились с позицией суда первой инстанции и рассмотрели спор в пользу налогоплательщика, исходя из того, что хотя в судебных актах по спору о взыскании переплаты констатируется факт разногласий с налоговым органом по вопросу о размере переплаты, но это не означает, что судами было одобрено неисполнение налоговым органом в срок заявления налогоплательщика о возврате налога.
(постановление АС Поволжского округа от 30.01.2025 по делу № А72-15348/2023 ООО "Барышский мясокомбинат")Суд признал незаконным решение по итогам камеральной проверки налоговой декларации, поскольку ее данные уже были фактически учтены при принятии решения по выездной проверкеВ отношении налогоплательщика была проведена выездная налоговая проверка по всем налогам и сборам за 2016-2018 гг., по итогам которой ему доначислен НДС за 3-ий квартал 2017 г.
После составления акта выездной проверки, но до принятия решения по ней, налогоплательщик представил уточненную декларацию по НДС за первый квартал 2018 г., по итогам проверки которой налогоплательщику доначислен НДС.
При этом решение по итогам данной камеральной проверки было принято спустя два года после принятия решения по выездной проверке.
Налогоплательщик оспорил решение, принятое по итогам камеральной проверки, ссылаясь на то, что налоговый орган уже учел данные спорной декларации по НДС при принятии вышеназванного решения по итогам выездной проверки, не выявив нарушений по соответствующему налоговому периоду.
Налоговый орган в свою очередь ссылался на то, что в ходе камеральной проверки были выявлены дополнительные обстоятельства, указывающие на нереальность хозяйственных операций налогоплательщика с контрагентом.
Кроме того, законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на проведение одновременно как выездной, так и камеральной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же налоговый период.
Наконец, налоговый орган вправе, но не обязан учитывать факты подачи уточненных налоговых деклараций налогоплательщиками после составления акта выездной налоговой проверки, сохраняя свое право на последующую реализацию возможности осуществления в их отношении соответствующих мероприятий налогового контроля в рамках проведения камеральной налоговой проверки либо проведения повторной выездной налоговой проверки.
Тем не менее, суды рассмотрели спор в пользу налогоплательщика.
Суд первой инстанции отметил, что повторное доначисление налогов, пени и налоговых санкций по результатам проведенной камеральной налоговой проверки, а также исправление недостатков решения, вынесенного по итогам выездной налоговой проверки, путем вынесения решения по результатам проведения камеральной налоговой проверки противоречит положениям НК РФ.
Суд кассационной инстанции указал, что налоговый орган, завершив выездную налоговую проверку, должен обладать всей полнотой информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, осуществленной в проверенном периоде.
В рассматриваемом случае из содержания решения по выездной проверке следует, что в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля налоговым органом проведена проверка по спорной уточненной налоговой декларации по НДС. Следовательно, оснований для проведения проверки по уточненной декларации как в форме повторной выездной проверки в части уточненных данных, так и в форме камеральной проверки не имелось.
(постановление АС Поволжского округа от 16.01.2025 по делу № А55-38483/2023 ООО "Транссервис")