НК РФ не обязывает налоговый орган возобновить приостановленную выездную проверку сразу же после получения истребованных документов, из-за которых она была приостановленаНалогоплательщик обратился в суд с требованием о признании безнадежной к взысканию недоимки по НДС, доначисленной по итогам выездной проверки.
В обоснование своих требований он указал на нарушение налоговым органом процедурных сроков при проведении проверки, принятии решения по ней и рассмотрения апелляционной жалобы на это решение.
В частности, срок проведения выездной налоговой проверки суммарно превышен на 2 месяца 27 дней вследствие несвоевременного возобновления проверки после ее приостановления в связи с необходимостью истребования документов у контрагентов налогоплательщика. Нарушение этого срока, наряду с нарушением других процедурных сроков, должно учитываться при исчислении 2-летнего предельного срока на взыскание налоговой задолженности.
Суд первой инстанции согласился с данным доводом налогоплательщика, отметив, что продолжительность приостановления выездной налоговой проверки обусловлена временем, необходимым для такого истребования. После получения налоговым органом истребованных документов (или истечения срока для их представления) необходимость в приостановлении отпадает, и проверка должна быть возобновлена. Наличие максимально возможного 6-месячного срока приостановления выездной налоговой проверки не означает, что налоговый орган, получивший необходимую информацию (документы), может возобновить проверку по своему усмотрению.
Суд апелляционной инстанции не согласился с позицией суда первой инстанции, указав следующее.
Согласно письму Минфина России от 12.11.2012 № 03-02-07/1-288, специального срока, в течение которого налоговый орган обязан возобновить проведение выездной налоговой проверки в зависимости от получения от контрагента или иных лиц истребованных документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.
Судебный контроль периода приостановления выездной проверки возможен исключительно в случае нарушения налоговым органом общего шестимесячного срока приостановления, а также приостановления проведения налоговой проверки по основанию, указанному в подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ, более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. В остальных случаях налоговый орган самостоятельно определяет срок возобновления проведения проверки.
Принимая во внимание, что ни НК РФ, ни иными нормативными актами не установлен срок возобновления проведения проверки, при отсутствии нарушения налоговым органом общего срока приостановления, невозобновление проверки на следующий день после получения истребованных документов не может быть признано ни нарушением налоговым органом сроков производства выездной проверки, ни необоснованно длительным вмешательством государства в хозяйственную деятельность проверяемого налогоплательщика.
(постановление 13 ААС от 22.12.2024 по делу № А56-36664/2024 ООО"ЭнергоСталь")Нормами действующего законодательства не предусмотрен запрет на взыскание налоговым органом сумм ошибочно возвращенного налогаНалогоплательщик в 2017–2022 гг. уплачивал налог на имущество организаций по объекту, ежегодно включаемому в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В 2022 году суд признал незаконным включение данного объекта в перечень.
В связи с этим налогоплательщик представил уточненные декларации за 2017–2021 гг., уменьшив сумму налога к уплате. В итоге сначала в КРСБ отражено уменьшение налога, а затем в сальдо ЕНС по состоянию на 01.01.2023 включена переплата.
В связи с этим в апреле 2023 года налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о распоряжении денежными средствами на ЕНС путем возврата. На основании решения о возврате указанная сумма была возвращена налоговым органом налогоплательщику.
Однако далее ФНС России установила, что по состоянию на 01.01.2023 истек трехлетний срок со дня фактической уплаты налога. Следовательно, переплата по налогу на имущество за 2017–2019 гг. не подлежала отражению в сальдо ЕНС. В связи с этим ФНС России пришла к выводу о том, что возврат переплаты по налогу на имущество, образовавшейся за 2017–2019 гг., осуществлен налоговым органом необоснованно. Инспекции ФНС было поручено актуализировать сальдо ЕНС. В сальдо ЕНС были отражены начисления по налогу на имущество организаций, а затем была начата процедура их принудительного взыскания.
Налогоплательщик оспорил эти меры принудительного взыскания, но суды рассмотрели спор в пользу налогового органа, исходя из того, что эти меры соответствуют требованиям действующего законодательства, а действия налогового органа были направлены на восстановление налоговых обязательств налогоплательщика перед бюджетом РФ в результате возврата неправомерно образованного положительного сальдо ЕНС.
Суды отметили, что нормами действующего законодательства не предусмотрен запрет на взыскание налоговым органом сумм ошибочно возвращенного налога с целью защиты прав и интересов Российской Федерации.
Также не предусмотрены специальные правила, регулирующие основания и порядок взыскания задолженности, образовавшейся в результате актуализации сальдо ЕНС налогоплательщика.
Учитывая налоговую выгоду налогоплательщика, полученную в результате неправомерно (ошибочно) возращенных из бюджета денежных средств, эти средства не могут признаваться частью принадлежащего ему на законных основаниях имущества. В связи с чем, основания и порядок взыскания сумм задолженности, формирующих отрицательное сальдо ЕНС регулируются общими механизмами, предусмотренными главами 8 и 10 НК РФ, направленными на обеспечение полноты и своевременности исполнения налогоплательщиками возложенных на них налоговых обязанностей.
(постановление 9 ААС от 19.12.2024 по делу № А40-138368/2024 ООО "Про-Бизнес")