Приостановление судом исполнения решения налогового органа о налоговых доначислениях не препятствует налогоплательщику добровольно исполнить егоПо итогам выездной проверки налоговый орган вынес решение, которым налогоплательщику были доначислены налоги, пени и штрафы. Налогоплательщик оспорил это решение в суде, подав ходатайство о приостановлении его исполнения до рассмотрения спора по существу.
Тем не менее, в период действия приостановления этого решения (2021 и 2022 гг.) налогоплательщик добровольно уплатил часть налоговых доначислений. Однако налоговый орган зачел часть этой суммы в счет уплаты текущих налоговых платежей, а не в счет погашения доначислений по налоговой проверке (хотя в платежных поручениях в качестве назначения платежа было прямо указано на погашение доначислений по налоговой проверке).
В дальнейшем налоговый орган начал процедуру принудительного взыскания доначисленной суммы, включив в нее и ту вышеназванную сумму, которую налогоплательщик уже уплатил добровольно.
В обоснование распределения денежных средств в таком порядке налоговый орган ссылался на то, что исполнение его решения по налоговой проверке было приостановлено, в связи с чем у него отсутствовали правовые основания для распределения поступивших денежных средств по назначению, указанному в платежных документах.
Суды не согласились с позицией налогового органа и рассмотрели спор в пользу налогоплательщика, отметив следующее.
Вопреки доводам налогового органа, приостановление арбитражным судом действия решения налогового органа по итогам выездной проверки не лишает налогоплательщика возможности добровольно полностью или частично его выполнить. Принятые судом обеспечительные меры лишь исключают возможность совершения налоговым органом каких-либо действий, направленных на взыскание недоимки. Принятые судом обеспечительные меры адресованы именно налоговому органу.
Налоговый орган не вправе «разносить» платежи без их назначения, указанного налогоплательщиком в платежном поручении. Особенности работы программного обеспечения, используемого ФНС для учета исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками, не должны порождать возникновение дополнительных обязанностей, не предусмотренных налоговым законодательством, в частности, в виде необходимости составления заявления о зачете денежных средств.
В рассматриваемом случае достаточным выражением воли налогоплательщика являлось указание в поле платежного поручения «назначение платежа» информации, идентифицирующей налоговое обязательство, в счет исполнения которого внесены денежные средства.
Суды также отметили, что нормы НК РФ, предполагающие автоматическое определение принадлежности денежных средств на основании учтенной на ЕНС налогоплательщика суммы его совокупной обязанности, вступили в силу с 01.01.2023 и, соответственно, не могут быть применимы к спорным правоотношениям.
(постановление АС Западно-Сибирского округа от 25.12.2024 по делу № А75-21546/2023 ООО "НПО "Промтех-М")Суд признал, что правопреемство в форме выделения само по себе не является основанием для налоговых доначислений по операциям правопредшественника с контрагентамиНалогоплательщик был создан путем реорганизации в форме выделения и зарегистрирован в качестве юридического лица 18.09.2019. Позже в этом же году организация, из которой он был выделен (правопредшественник), была ликвидирована.
Далее налоговый орган провел выездную проверку налогоплательщика по всем налогам за 2018–2020 гг. и произвел доначисления НДС и налога на прибыль в связи с необоснованным, по его мнению, учетом налоговых вычетов и расходов в период с 01.01.2018 по 18.09.2019 по операциям правопредшественника с некоторыми контрагентами.
При этом налоговый орган исходил из того, что налогоплательщик, как правопреемник, в силу положений ст. 50 НК РФ несет обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица.
Суды рассмотрели спор в пользу налогоплательщика, отметив следующее.
После принятия правопредшественником решения о добровольной ликвидации налоговым органом по месту его учета выездная налоговая проверка не проводилась. Ликвидационный баланс был принят инспекцией без замечаний. Таким образом, до ликвидации правопредшественник не имел задолженности по уплате налоговых обязательств, как на момент государственной регистрации выделенного из его состава налогоплательщика, так и на момент своей ликвидации по состоянию на 2019 год.
Утвержденный разделительный баланс не содержит передачи налогоплательщику прав и обязанностей по исполненным обязательствам со спорными контрагентами.
Действующее налоговое законодательство не предусматривает возможности проведения выездной налоговой проверки хозяйствующего субъекта за период до его создания в качестве юридического лица, а также как и определение налоговых обязательств ликвидированного юридического лица, в период после его ликвидации.
Условием для возложения солидарной обязанности по уплате налогов на созданные в результате выделения из реорганизованного юридического лица организации является совокупность следующих условий, установленных п. 8 ст. 50 НК РФ: налогоплательщик в результате состоявшегося выделения не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов; состоявшаяся реорганизация направлена на неисполнение указанной обязанности. При этом данная солидарная обязанность возникает исключительно на основании решения суда.
(постановление 13 ААС от 23.12.2024 по делу № А56-10678/2024 ООО "Новатон Северо-Запад")