Признание судом недействительным решения налогового органа по итогам налоговой проверки влечет недействительность, и решения о взыскании соответствующих налоговых доначисленийПо итогам налоговой проверки налоговый орган принял решение от 20.09.2022, которым налогоплательщику были доначислены налоги. Далее, на основании этого решения (после выставления требования об уплате налога), он принял решение от 17.07.2023 о взыскании этой налоговой задолженности за счет денежных средств налогоплательщика в банках. Указанные денежные средства списаны с расчетного счета налогоплательщика и перечислены на ЕНС.
Между тем, после этого суд признал незаконным вышеупомянутое решение налогового органа от 20.09.2022, при этом в рамках другого дела налогоплательщик оспорил и решение от 17.07.2023.
Налоговый орган в качестве довода о законности решения о взыскании от 17.07.2023 указывал на то, что на момент его вынесения решение налогового органа от 20.09.2022 (на основании которого оно принято), еще не было признано незаконным и отменено.
Суды не согласились с позицией налогового органа и признали решение от 17.07.2023 незаконным, указав следующее.
Признание оспариваемого ненормативного акта недействительным означает, что указанный акт не порождает правовых последствий с момента его принятия.
В соответствии с ч. 8 ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт, не отвечающий требованиям закона, является незаконным (ничтожным) с момента его принятия, а не с момента вступления в силу решения суда о признании его недействительным (
Определение Верховного Суда РФ от 17.10.2016 N 309-АД16-10395 по делу №
А60-16466/2015).
Таким образом, решение налогового органа от 17.07.2023, вынесенное на основании недействительного с момента принятия решения налогового органа от 20.09.2022, не соответствует закону и нарушает права налогоплательщика.
То обстоятельство, что на момент вынесения оспоренного решения, решение налогового органа от 20.09.2022 не было отменено, не опровергает факта незаконности решения от 17.07.2023 о взыскании налоговой задолженности за счет денежных средств.
(постановление АС Поволжского округа от 15.12.2024 по делу № А12-22597/2023 ООО "ФинАгро Трейд")Отсутствие в решении о проведении выездной проверки ИП указания на наличие у проверяемого статуса ИП не свидетельствует о незаконности такой проверкиНалоговый орган вынес решение о проведении в отношении индивидуального предпринимателя (ИП) выездной налоговой проверки.
Налогоплательщик оспорил данное решение с указанием на то, что из него не следует, что проверка проводится в отношении именно ИП, то есть, по сути проверка назначена в отношении него как обычного физлица. Однако такой субъект, как индивидуальный предприниматель, будучи физическим лицом, в то же время фактически является самостоятельным субъектом налоговых отношений, на что указывает частота его упоминания в налоговом законодательстве, и отличный от простого физического лица порядок взыскания, а также различия в налогообложении.
Налоговый орган, в свою очередь, указывал на то, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено вынесение нескольких решений для проведения выездной налоговой проверки физического лица: в качестве индивидуального предпринимателя и в качестве лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность. Единая форма решения о проведении выездной налоговой проверки утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ для индивидуального предпринимателя и физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Кроме того, при проведении выездных налоговых проверок в отношении физических лиц предметом выездной налоговой проверки могут быть правильность исчисления и своевременность уплаты всех налогов, включая налоги, подлежащие уплате физическим лицом, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя (Письмо Минфина № 03-02-08/87997 от 14.11.2019).
Суды согласились с позицией налогового органа и признали решение о проведении выездной проверки законным, указав следующее.
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждена Приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. Требование об указании на регистрацию проверяемого физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не содержит ни данный приказ, ни статья 89 НК РФ.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность по уплате налогов. При этом налоговое законодательство не разграничивает налогоплательщиков - физических лиц на физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не имеющих названного статуса.
(постановление АС Дальневосточного округа от 25.12.2024 по делу № А16-932/2024 ИП Явиц)