Регистрация за налогоплательщиком помещений в здании, являющихся местами общего пользования, не освобождает его от уплаты по ним налога на имущество со всей их площадиНалогоплательщику принадлежало несколько нежилых помещений в здании. Налоговый орган направил ему сообщение о сумме исчисленного налога на имущество организаций на основании сведений из ЕГРН, согласно которым налогоплательщику принадлежат на праве собственности эти объекты недвижимости.
Налогоплательщик не согласился с расчетом налогового органа, направил ему пояснения и свой расчет, согласно которому налог рассчитан исходя из соразмерности долей в праве на общее имущество. По мнению налогоплательщика, спорные объекты недвижимости, зарегистрированные на праве собственности за ним, относятся к помещениям общего пользования зданий, в связи с чем, обязанность по уплате налога на имущество организаций должны нести все собственники помещений в здании. Аналогичный порядок применим и к обязанности по уплате земельного налога.
В ответ налоговый орган со ссылкой на письмо Минфина России от 22.06.2017 №03-05-04-01/39276 сообщил, что в отношении помещений общего пользования в здании налогоплательщиком налога на имущество признается лицо, на которое зарегистрированы соответствующие права на эти помещения.
Суды не согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа, указав следующее.
Гражданским кодексом РФ прямо предусмотрена обязанность собственников недвижимого имущества соразмерно своей доли в праве общей собственности на общее имущество уплачивать налоги.
В Налоговом кодексе такой обязанности не предусмотрено, так как установлена обязанность уплачивать налог тем собственником, на кого зарегистрировано право собственности на помещения, без пропорционального разделения в зависимости от категории использования. При этом в рамках гражданского законодательства предусмотрено право на взыскание расходов по уплате налогов, в том числе начисленного за места общего пользования, с других собственников помещений.
В настоящем случае налогоплательщик не воспользовался правом ни на государственную регистрацию доли помещения, ни на урегулирование вопроса в отношении взыскания расходов в размере уплаченных налогов с других собственников помещений, а возложил данную обязанность на налоговый орган, в полномочия которого не входит пропорциональное разделение помещений мест общего пользования между всеми собственниками.
Позиция налогоплательщика о пропорциональном распределении налогообложения вспомогательных помещений вне зависимости от государственной регистрации правообладания в настоящем споре не применима.
(постановление 9 ААС от 28.10.2024 по делу № А40-43798/2024 ООО "Проектные решения") Отсутствие у собственника здания зарегистрированного права на отдельные помещения в нем не является препятствием для применения льготной налоговой ставки по нимРегиональным налоговым законом был предусмотрен понижающий коэффициент к налоговой ставке по налогу на имущество в отношении нежилых помещений, отвечающих определенным условиям.
Налогоплательщик являлся собственником здания, в котором находились помещения, соответствующие указанным условиям, в связи с чем он обратился в налоговый орган с заявлением о применении понижающего коэффициента.
Налоговый орган отказал в применении этого коэффициента исходя из того, что он подлежит применению только к помещениям, являющимся самостоятельными объектами недвижимости и включенными в приложение к нормативному акту «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (кадастровый перечень).
Суды не согласились с позицией налогового органа и рассмотрели спор в пользу налогоплательщика, отметив следующее.
Рассматриваемые нормы налогового закона не содержат каких-либо предписаний о том, что они могут применяться только в отношении помещений, являющихся самостоятельными объектами недвижимости.
Фактически подход налогового органа искусственно ограничивает возможность применения понижающего коэффициента только теми организациями, которые владеют зданиями наряду с другими лицами, а также теми, чья собственность на здание оформлена по помещениям. Такой подход не имеет под собой экономических оснований, дискриминирует налогоплательщиков, право собственности которых оформлено на здание в целом. При том, что сама по себе форма учета права собственности не может является фактором налогообложения, поскольку это исключительно технический вопрос.
Налоговый орган искусственно стимулирует правообладателей делить право собственности на здания на отдельные помещения. Для целей налогообложения нет никакой разницы между налогоплательщиком (владеющем всей совокупностью нежилых помещений, в составе единого здания), и любым иным собственником 100% нежилых помещений в здании (владеющим отдельными помещениями), иной подход поставил бы таких налогоплательщиков, владеющих равнозначными основными средствами, в разные условия по несению налоговой нагрузки.
Суды отклонили довод налогового органа о том, что налоговое законодательство не содержит методики, которая позволяла бы применить льготную ставку налогообложения к отдельным помещениям здания. Поскольку стоимость спорных помещений не определена, налогоплательщик правомерно рассчитал их стоимость, пропорционально к стоимости здания в целом, и применил к ним понижающий коэффициент налоговой ставки.
(постановление 9 ААС от 14.11.2024 по делу № А40-32002/2024 ЗАО "МОФ "Парижская коммуна")