Представление уточненного уведомления о контролируемых сделках не влияет на начало течения срока налоговой проверки цен по таким сделкам, если налоговый орган не обосновал значимость новых/уточняемых сведенийВ 2018 году налогоплательщик представил в налоговый орган уведомление о контролируемых сделках, в котором содержались сведения о ряде сделок, включая сделку по приобретению услуг у иностранного контрагента. Через 5 месяцев налогоплательщик представил уточненное уведомление, в котором отразил еще одну сделку с другим контрагентом.
Налоговый орган в 2020 году на основании ст. 105.17 НК РФ вынес решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделки между взаимозависимыми лицами.
По мнению налогоплательщика, налоговый орган пропустил двухлетний срок для назначения такой проверки, который должен исчисляться с момента подачи первоначального уведомления. Налоговый орган, в свою очередь, исходил из того, что этот срок должен исчисляться с момента подачи уточненного уведомления и в таком случае он не является пропущенным.
Суды изначально рассмотрели спор в пользу налогового органа, но в связи с принятием Конституционным Судом РФ по жалобе налогоплательщика Постановления
от 14.07.2023 № 41-П судебные акты были отменены по новым обстоятельствам, а спор был рассмотрен повторно.
При новом рассмотрении суды апелляционной и кассационной инстанций приняли судебные акты в пользу налогоплательщика, учитывая правовую позицию, изложенную в Постановлении № 41, придя к выводу, что налоговым органом в оспариваемом решении не приведены обстоятельства значимости новых сведений, представленных налогоплательщиком в уточненном уведомлении, предполагающие исчисление срока с даты получения уточненного уведомления.
Суды отметили, что в вышеуказанном Постановлении КС РФ № 41-П были определены критерии выбора начального момента исчисления двухлетнего срока для назначения проверки. КС РФ обратил особое внимание на обязанность налогового органа при принятии соответствующего решения мотивировать исчисление срока с даты получения уточненного уведомления, что исходя из вышеизложенного, предполагает обоснование в решении значимости содержащихся в уточненном уведомлении новых сведений для целей принятия соответствующего решения.
Оспариваемое решение ФНС России такого обоснования не содержит. Такое обоснование в виде ссылки на пересечение предмета названных сделок (проверяемой сделки из первоначального уведомления и сделки из уточненного уведомления), было впервые приведено налоговым органом только при повторном рассмотрении настоящего дела в суде.
Кроме того, суд установил, что обе сделки в действительности имели различный предмет, не были связаны друг с другом, а правильность исчисления налогоплательщиком налогов по сделке из уточненного уведомления уже была проверена в рамках выездной налоговой проверки, решение по которой было вынесено за год до вынесения оспариваемого решения о проведении проверки на основании ст. 105.17 НК РФ.
(постановление АС Московского округа от 04.09.2024 по делу № А40-36350/2021 ПАО "ВымпелКом")