Нормы НК РФ, допускающие возможность проведения осмотра и выемки у взаимосвзязанных с налогоплательщиком лиц вне их налоговой проверки, сами по себе не нарушают конституционных правНалогоплательщик обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение его конституционных прав подпунктами 2, 3 и 6 п. 1 ст. 31, абзацами вторым – четвертым п. 1 ст. 92 и ст. 94 НК РФ.
Поводом для обращения в КС РФ стало то, что ранее налоговый орган провел выездную проверку третьего лица. Одним из оснований для осмотра и выемки документов в ходе этой проверки стало отсутствие проверяемой организации по адресу местонахождения. В связи с этим налоговый орган провел осмотр и выемку в помещениях налогоплательщика (т.е. третьего лица по отношению к проверяемому лицу).
Арбитражные суды в ходе оспаривания налогоплательщиком такого осмотра и выемки заняли различную позицию. Суды, рассмотревшие спор в пользу налогоплательщика, исходили из того, что полномочия налогового органа по производству осмотра и выемки ограничены помещениями и документами (предметами) проверяемого лица; взаимозависимость проверяемого лица и его контрагента не является основанием для проведения любых предусмотренных для налоговой проверки контрольных мероприятий в отношении контрагента.
Другие суды исходили из того, что взаимозависимость проверяемого лица и его контрагента является достаточным основанием для осмотра их общих помещений и выемки документов. В итоге спор был рассмотрен в пользу налогового органа.
В своей жалобе в КС РФ налогоплательщик указал на то, что оспариваемые положения НК РФ не соответствуют ст. 55 (часть 3) Конституции РФ в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, фактически расширяют субъектный состав лиц, территории и помещения которых могут быть подвергнуты таким мерам налогового контроля как осмотр и выемка предметов и документов, позволяют налоговым органам проводить указанные мероприятия в отношении неограниченного круга лиц, включая тех лиц, в отношении которых ими не проводится налоговых проверок, а также не по месту нахождения проверяемых ими налогоплательщиков, что представляет собой не предусмотренное федеральным законом ограничение свободы экономической деятельности субъектов предпринимательской деятельности.
КС РФ отказал в принятии жалобы налогоплательщика к рассмотрению, указав, в частности, что правовое регулирование контрольных мероприятий подлежит применению с учетом действия принципа недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (ст.ст. 35 и 103 НК РФ).
Установленные положениями НК РФ, регламентирующими порядок и основания проведения в рамках выездной налоговой проверки осмотра и выемки документов и предметов, перечень и объем контрольных мероприятий отвечают целям законодательного регулирования налогового контроля, направленного в том числе на выявление схем искусственного уменьшения налоговых обязательств, и не предполагают их произвольного и формального применения должностными лицами налоговых органов.
Таким образом, подпункты 2, 3 и 6 пункта 1 статьи 31, абзацы второй – четвертый пункта 1 статьи 92 и статья 94 НК РФ сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
(отказное Определение КС РФ от 11.06.2024 № 1437-О ООО "Ле-Интеграция")ОЦЕНКА TAXOLOGY В данном случае на рассмотрение Конституционного Суда была представлена одна из актуальных проблем правоприменительной налоговой практики в сфере налогового контроля, которая не раз находила отражение в судебных актах арбитражных судов и освещалась на страницах нашего дайджеста.
КС РФ ожидаемо отказал в принятии жалобы к рассмотрению, а также не стал давать какой-либо развернутой мотивировки (как он сделал это ранее, например, в отношении другого контрольного мероприятия – истребования документов по п. 2 ст. 93.1 НК РФ – в Определении
от 07.04.2022 № 821-О). Сейчас КС фактически акцентировал внимание на том, что поскольку основной целью налогового контроля является вполне благая цель - борьба с незаконными налоговыми схемами, то ради ее достижения налоговым органам могут быть предоставлены самые широкие (хотя и не безграничные) полномочия и пределы усмотрения при проведении контрольных мероприятий, то есть в некотором роде поддерживается принцип «цель оправдывает средства».
Суд признал, что налоговый орган не обеспечил соблюдение положений НК РФ, устанавливающих очередность взыскания недоимки, пени и штрафаНалоговый орган в один день (01.09.2022) и в одно время направил в банк инкассовые поручения на списание и перечисление со счета налогоплательщика денежных средств в счет недоимки по налогу, пени и штрафам. При этом инкассовые поручения поступили в банк произвольно в 5 архивах (без учета их порядковой нумерации).
В связи с этим, исходя из даты и времени получения банком инкассовых поручений в первоочередном порядке со счета налогоплательщика были списаны денежные средства по инкассовым поручениям в счет погашения пени по НДС (при наличии непогашенной задолженности по налогу на основании инкассовых поручений).
По мнению налогоплательщика, в такой ситуации налоговым органом нарушен порядок списания денежных средств, установленный п. 5 ст. 75 НК РФ (в актуальной для рассмотрения спора редакции), в силу которого пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Такие действия налогового органа должны быть признаны незаконными.
Налоговый орган в свою очередь указывал на то, что спорные инкассовые поручения были направлены им в банк одновременно в хронологическом порядке по присвоенным им порядковым номерам. В процессе принудительного исполнения обязанности по уплате налога и пени списание денежных средств со счета налогоплательщика является исключительно прерогативой банка.
Нарушение прав и законных интересов налогоплательщика в связи с наличием недоимки по налогу и отнесением взыскиваемых в принудительном порядке налога и пени к одной (третьей) очереди.
Суды не согласились с позицией налогового органа и рассмотрели спор в пользу налогоплательщика, указав следующее.
Согласно п. 2 ст. 22 НК РФ права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов, что предполагает необходимость гармонизации правоприменительной деятельности налоговых органов и законных интересов налогоплательщиков.
В связи с этим налоговые органы при реализации своих властных полномочий, принимая во внимание, что ГК РФ (п. 2 ст. 855) не регулирует вопрос приоритетности списания недоимки по налогам, пеней и (или) штрафов в рамках одной третьей очереди, а в силу п. 3.8 Положения Банка России от 06.11.2014 № 440-П датой и временем получения банком решения налогового органа об операциях и переводах в электронной форме считаются дата и время завершения проверки банком сообщения, содержащего решение налогового органа об операциях и переводах, должны обеспечить соблюдение положений Налогового кодекса, устанавливающих очередность взыскания недоимки, пени и штрафа в целях недопущения нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков.
Вопреки доводам налогового органа, в силу п. 2 ст. 855 ГК РФ для банка при исполнении поступивших инкассовых поручений правовое значение имеет не их нумерация, а очередность их поступления в банк по дате и времени.
(постановление АС Западно-Сибирского округа от 05.07.2024 по делу № А03-20224/2022 ООО "Строй-Индустрия")Суд признал, что списанная по инкассовому поручению налогового органа сумма недоимки фактически являлась погашением ущерба, причиненного преступлением, и в силу этого не подлежала возврату в качестве незаконно взысканнойНалоговым органом на основании ст. 46 НК РФ было принято решение от 24.12.2019 о взыскании с налогоплательщика налогов и пеней. Инкассовые поручения на списание денежных средств по указанному решению направлены в банк, и 28.01.2021 денежные средства списаны с расчетного счета налогоплательщика.
Налогоплательщик, полагая, что у налогового органа отсутствовали полномочия по направлению в банки инкассового поручения по списанию у налогоплательщика денежных средств, спустя 13 месяцев с момента принятия решения об их взыскании денежных средств, обратился в суд с заявлением о возврате незаконно списанных денежных средств.
Суды первой и апелляционной инстанций согласились с позицией налогоплательщика, отклонив доводы налогового органа о том, что в указанные 13 месяцев им уже предпринимались меры, направленные на взыскание налоговой задолженности за счет денежных средств в банках.
Между тем, налоговый орган заявил также довод о том, что платеж, являющийся предметом настоящего спора, в действительности был совершен в счет возмещения ущерба перед бюджетной системой, поскольку стал основанием для прекращения уголовного дела в отношении руководителя налогоплательщика.
Такой платеж в силу п. 13.1 ст. 78 НК РФ (в актуальной для рассмотрения спора редакции) не признается суммой излишне уплаченного налога и зачету или возврату в предусмотренном порядке не подлежит.
Суды отклонили и этот довод, указав, что налогоплательщик в добровольном порядке не уплачивал денежные средства, являющиеся предметом настоящего спора. В свою очередь, налоговым органом денежные средства взысканы в принудительном порядке. В назначении платежных документов из налогового органа на списание у налогоплательщика средств указывается конкретное решение на списание и отсутствует ссылка на то, что средства списываются в счет возмещения ущерба. Таким образом, ссылка налогового органа на постановление о прекращении уголовного дела является необоснованной.
Суд кассационной инстанции не согласился с такой позицией нижестоящих судов, отменил их судебные акты и рассмотрел спор в пользу налогового органа, указав, что в вышеприведенном п. 13.1 ст. 78 НК РФ нет указания на то, что денежные средства, уплаченные в счет возмещения ущерба, должны быть обязательно уплачены в добровольном порядке. Они должны быть уплачены, но в каком порядке: добровольном или принудительном – значения не имеет. Учитывая это, выводы нижестоящих судов основаны на неверном толковании нормы материального права.
(постановление АС Московского округа от 13.06.2024 по делу № А40-157957/2023 ЗАО "АИСА ИТ-Сервис")