Отсутствие повторного обращения налогового органа в ССП для взыскания налоговой задолженности после окончания исполнительного производства само по себе не является основанием для признания ее безнадежной к взысканиюНалоговый орган принял в отношении налогоплательщика предусмотренные ст.ст. 46, 47 НК РФ меры по принудительному взысканию налоговой задолженности, в т.ч. обращение в Службу судебных приставов (ССП). Несмотря на это, спорная задолженность взыскана не была, инкассовые поручения на были закрыты, соответствующие исполнительные производства окончены на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 и п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В связи с этим налогоплательщик обратился в налоговый орган, а затем и в суд с заявлением о признании спорной задолженности безнадежной к взысканию.
Суды первой и апелляционной инстанций рассмотрели спор в пользу налогоплательщика. Признавая спорную задолженность безнадежной к взысканию, а обязанность по ее уплате прекращенной, суды исходили из того, что налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания задолженности, поскольку исполнительные производства о взыскании спорных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов окончены, доказательств повторного предъявления исполнительных документов в службу судебных приставов или признания недействительными постановлений об окончании исполнительных производств налоговым органом не представлено, последний расчетный счет налогоплательщика закрыт более года назад.
Суд кассационной инстанции отменил акты нижестоящих судов и рассмотрел спор в пользу налогового органа, указав следующее.
В данном случае налоговым органом были своевременно приняты меры, направленные на принудительное взыскание спорной задолженности. Установлено соблюдение налоговым органом положений ст.ст. 69, 70, 46 и 47 НК РФ. То обстоятельство, что последний расчетный счет налогоплательщика был закрыт, а налоговый орган в шестимесячный срок повторно не предъявил в службу судебных приставов исполнительные документы в отношении спорной задолженности, не свидетельствует о наличии оснований для признания задолженности безнадежной к взысканию в отношении организации, продолжающей свою деятельность.
В частности, поскольку положения ст.ст. 69, 70, 46 и 47 НК РФ налоговым органом соблюдены, возможно выставление налоговым органом инкассовых поручений в отношении спорной задолженности в случае открытия налогоплательщиком расчетного счета. При этом из бухгалтерского баланса налогоплательщика следует наличие дебиторской задолженности в размере более 74 млн. руб.
(постановление АС Северо-Западного округа от 07.05.2024 по делу № А13-1831/2023 ООО "Ардор") ОЦЕНКА TAXOLOGY Позиция кассационной инстанции в этом деле представляется несколько спорной, как минимум, в силу наличия противоположной судебной практики, представленной как нижестоящими судами в данном деле, так и иными судебными актами на уровне арбитражных судов округов. Например, в недавнем постановлении АС Западно-Сибирского округа от 20.06.2024 по делу №
А03-3989/2023 судом указано, что «пропуск налоговым органом установленного положениями Закона об исполнительном производстве срока для повторного предъявления в службу судебных приставов постановления о взыскании задолженности за счет имущества должника является основанием для признания такой задолженности безнадежной к взысканию на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ».
Кроме того, сейчас кассационный суд (АС СЗО), отменяя акты нижестоящих судов и рассматривая спор в пользу налогового органа по сути ссылается лишь на гипотетическую возможность открытия налогоплательщиком нового расчетного счета и наличия у него дебиторской задолженности, хотя апелляционный суд в этом деле указывал на отсутствие в данной ситуации правовых механизмов погашения налоговой задолженности за ее счет, и кассация этот довод оставила без внимания.
Суд признал, что при представлении налогоплательщиком отчетности в электронной форме истребование у него документов должно производиться тоже только в этой формеНалоговый орган на основании ст. 93.1 НК РФ направил налогоплательщику по почте требование о представлении документов. Оно было получено налогоплательщиком, но в установленный срок не исполнено, в связи с чем последний был привлечен к ответственности по ст. 129.1 НК РФ.
Налогоплательщик оспорил привлечение к ответственности, и суд первой инстанции рассмотрел спор в его пользу исходя из того, что п. 4 ст. 31 НК РФ отдельно установлена обязанность налогового органа использовать с определенными категориями налогоплательщиков исключительно электронный документооборот. Лицам, на которых возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме (к которым в данной ситуации относился и налогоплательщик), указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.
Установив ненаправление спорного требования указанным способом суд счел процедуру истребования у налогоплательщика документов (информации) нарушенной, а привлечение его к ответственности незаконным.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и рассмотрел спор в пользу налогового органа, отметив, что по смыслу п. 4 ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе выбрать любой из перечисленных способов вручения требования.
Суд кассационной инстанции отменил апелляционное постановление и вновь рассмотрел спор в пользу налогоплательщика, указав, что рассматриваемом случае для налогоплательщика, как для лица, обязанного представить налоговую декларацию в электронной форме, предусмотрено направление требования также по ТКС.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что налоговый орган вправе выбрать любой из перечисленных в абзаце 2 п. 4 ст. 31 НК РФ способ вручения требования основан на неверном толковании положений налогового законодательства.
(постановление АС Уральского округа от 03.07.2024 по делу № А76-27137/2023 АО "ЧТПЗ")