Суд признал, что нахождение директора налогоплательщика под домашним арестом и стражей не являлось препятствием для своевременного обжалования решения налогового органаНалоговый орган принял решение от 04.02.2022 об отказе в возврате суммы излишне уплаченного налога. 27.06.2023 года налогоплательщик обратился с жалобой на это решение, просил восстановить срок для подачи жалобы. Ходатайство о восстановлении срока мотивировано тем, что в отношении генерального директора с 22.03.2022 по 11.12.2022 избрана мера пресечения в виде содержания под стражей и домашнего ареста, с 12.12.2022 по 02.06.2023 он отбывал наказание в исправительной колонии по приговору суда.
В ответ на эту жалобу налоговый орган принял решение от 10.07.2023 об оставлении ее без рассмотрения в связи с пропуском срока на обжалование решения, предусмотренного ст. 139 НК РФ, мотивировав это тем, что заявитель жалобы не представил доказательства, подтверждающие отсутствие у генерального директора возможности оформить доверенность на ведение дел представителю через органы, осуществляющие предварительное расследование или администрацию исправительного учреждения.
Налогоплательщик оспорил в суде оставление его жалобы без рассмотрения, ссылаясь на то, что из установленного законом годичного срока для обжалования у директора из 365 дней объективно имелось 14 дней на подачу жалобы, в остальное время это было невозможно в связи с наличием определенных обстоятельств, в том числе установленного судом запрета на общение со свидетелями, имеющими отношение к расследуемому уголовному делу; получение и отправление почтово-телеграфной корреспонденции; ведение переговоров с использованием любых средств связи, в том числе посредством сети «Интернет».
Налоговый орган в качестве возражений указал на то, что период домашнего ареста, директором 26.05.2022 представлено заявление о государственной регистрации прекращения им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, на основании которого он снят с учета в налоговом органе (в качестве контактного электронного адреса указан электронный адрес бухгалтера). Кроме того, в апреле и мае 2022 налогоплательщик представил налоговую отчетность по нескольким налогам. Следовательно, в это время у него была возможность реализовать свое право на подачу жалобы в налоговый орган.
Суды согласились с доводами налогового органа и рассмотрели спор в его пользу. При этом среди прочего был отклонен довод налогоплательщика о том, что в распоряжении директора в спорном периоде отсутствовали учредительные документы, которые он мог бы предъявить нотариусу для установления правоспособности юридического лица, согласно выписке из ЕГРЮЛ. Юридический адрес налогоплательщика совпадает с адресом места жительства директора, где он находился в период домашнего ареста, следовательно, директор имел доступ к учредительным документам налогоплательщика.
Суды отметили также, что внутренние организационные проблемы юридического лица, возникшие не в силу объективных, непреодолимых обстоятельств, а вследствие порядка организации работы предприятия, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска срока.
(постановление АС Северо-Кавказского округа от 14.06.2024 по делу № А53-26618/2023 ООО "Капитал")Суд признал, что отказ налогового органа выдать налогоплательщику копию ранее направленного ему акта налоговой проверки не нарушает его праваВ отношении налогоплательщика была проведена выездная проверка, по итогам которой составлен акт от 28.02.2023. Далее ему было направлено приглашение для вручения акта в налоговом органе, а после неявки направлен акт по ТКС и по почте. Согласно сведениям, отраженным на официальном сайте АО «Почта России» и почтовом уведомлении о вручении, письмо получено адресатом 14.03.2023. Затем 28.04.2023 по итогам рассмотрения материалов проверки налоговым органом принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Между тем, 06.06.2023 налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о выдаче копии акта выездной проверки от 28.02.2023.
По результатам рассмотрения данного заявления в рамках Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» налоговым органом принято решение об отказе в повторном направлении акта проверки, оформленное письмом от 13.06.2023.
Ссылаясь на п. 5 ст. 100 НК РФ налоговый орган сообщил налогоплательщику о направлении запрашиваемых документов заказной корреспонденцией по адресу его регистрации, отраженному в ЕГРЮЛ, а также о получении указанной корреспонденции налогоплательщиком. Кроме того указал, что доказательств, опровергающих факт получения акта от 28.02.2023, налогоплательщиком не представлено.
В связи с этим налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа налогового органа в выдаче копии акта выездной налоговой проверки.
Суды рассмотрели спор в пользу налогового органа исходя из отсутствия прямой обязанности налогового органа повторно выдавать налогоплательщику копию акта налоговой проверки, который им получен, а также отсутствия в материалах дела доказательств обращения налогоплательщика с ходатайством об ознакомлении с материалами налоговой проверки.
Суды отметили, что налогоплательщик не был лишен права на всех стадиях рассмотрения материалов выездной налоговой проверки участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки и представлять свои объяснения и возражения. Им не доказано несоответствие оспариваемого отказа налогового органа в выдаче копии акта налоговой проверки нормам действующего налогового законодательства и нарушения своих прав и законных интересов.
(постановление АС Дальневосточного округа от 18.06.2024 по делу № А73-16901/2023 ООО "Техас")Взаимозависимость налогоплательщика и его поручителя может быть признана основанием для отказа в согласовании предоставления отсрочки по уплате налогаНалогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о предоставлении рассрочки по уплате налоговой задолженности. Рассрочка была заявлена по основанию, предусмотренному подп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ (угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов). В качестве обеспечения исполнения решения о предоставлении рассрочки налогоплательщик предложил поручительство взаимозависимого физлица (учредитель и директор).
Изначально налоговый орган принял решение о предоставлении рассрочки, однако региональный Минфин не согласовал ее предоставление, после чего налоговый орган вынес уведомление о невступлении в силу решения о предоставлении рассрочки.
Минфин исходил, в частности, из того, что анализ финансового состояния поручителя и его платежеспособности налоговым органом в адрес Министерства не представлен и, учитывая, что поручитель является единственным учредителем и директором налогоплательщика, имеются основания считать предоставление такого поручительства способом обеспечения обязательств с высоким риском неисполнения. Согласовать представление в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате рассроченной задолженности налогоплательщика такой договор поручительства не представляется возможным.
В связи с этим налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения регионального Минфина об отказе в согласовании решения о предоставлении рассрочки, а также с заявлением о признании незаконным решения налогового органа о невступлении в силу и не подлежащем исполнению решения о предоставлении рассрочки.
По мнению налогоплательщика, согласование решения о предоставлении налоговыми органами рассрочки в части уплаты задолженности по налогу на имущество организаций производится Минфином исключительно через формальную проверку документации, представленной налоговым органом. Таким образом, отказ в согласовании решения налогового органа о предоставлении заявителю рассрочки по уплате налога противоречит положениями действующего законодательства. Взаимозависимость поручителя и налогоплательщика не является в силу положений закона основанием для отказа в согласовании решения о предоставлении рассрочки.
Суды отказали в удовлетворении требований налогоплательщика, указав следующее.
Проведя анализ финансового состояния налогоплательщика, и платежеспособности его поручителя, установив факт их взаимозависимости, в отсутствие сведений о наличии у налогоплательщика ликвидного имущества, на которое может быть обращено взыскание, Минфин пришел к обоснованному выводу о том, что в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате рассроченной задолженности регрессные требования будут предъявлены к единственному учредителю и его директору, являющемуся одновременно поручителем, что, в свою очередь, может привести к невыполнению условий договора поручительства и невзысканию задолженности.
(постановление АС Волго-Вятского округа от 18.06.2024 по делу № А43-26143/2023 ООО "ТС ГРУПП")