Неназначение выездной проверки при ликвидации налогоплательщика не приводит к утрате права на проведение такой проверки впоследствии после составления промежуточного ликвидационного балансаНалогоплательщиком 19.08.2022 принято решение о ликвидации. 14.12.2022 внесена запись о государственной регистрации его промежуточного баланса.
После этого налоговым органом на основании имеющихся документов (в том числе полученных в рамках камеральных проверок и вне рамок проверки) проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за период 2021-2022 годы. По результатам анализа установлено в том числе использование незаконной схемы получения налоговой экономии в виде неправомерного применения налоговых вычетов по НДС по взаимоотношениям с «проблемными» контрагентами.
В адрес налогоплательщика налоговым органом направлены уведомления от 03.02.2023 и от 06.02.2023 о вызове в налоговый орган на заседание рабочей группы 14.02.2023 с целью рассмотрения вопроса о добровольном уточнении налоговых обязательств и представлении уточненных деклараций по НДС и налогу на прибыль. Налогоплательщик на заседание не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил и не уточнил свои налоговые обязательства с учетом выявленных налоговых рисков.
Далее на основании п. 2 ст. 89 НК РФ налоговый орган принял решение от 01.03.2023 о проведении выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика за период с 01.01.2021 по 31.12.2022.
Налогоплательщик обратился в суд с требованием о признании незаконным решения о проведении выездной налоговой проверки, поскольку оно принято спустя два с половиной месяца с даты государственной записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Суды рассмотрели спор в пользу налогового органа, указав следующее.
Нормы НК РФ, регулирующие порядок проведения выездной налоговой проверки в случае ликвидации юридического лица, не могут быть истолкованы таким образом, что, если налоговый орган не воспользовался своим правом на проведение выездной налоговой проверки в связи с ликвидацией налогоплательщика в срок, установленный в ст. 63 Гражданского кодекса РФ, то он утрачивает право на проведение выездной налоговой проверки. Поэтому доводы налогоплательщика о невозможности проведения налоговой проверки после представления промежуточного баланса не свидетельствуют о незаконности принятого решения о проведении выездной налоговой проверки.
Кроме того, основанием для начала выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика послужила не его ликвидация (п. 11 ст. 89 НК), а выявленные факты использования налогоплательщиком незаконной схемы получения налоговой экономии и неуточнение своих налоговых обязательств с учетом выявленных налоговых рисков.
(постановление АС Поволжского округа от 06.03.2024 по делу № А72-6780/2023 ООО "Древо М") Суд признал, что налоговый орган обязан предоставить налогоплательщику подробный расчет начисленной пениНалогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о предоставлении подробного расчета сумм пени по требованиям налогового органа.
Налоговый орган в ответ сообщил налогоплательщику о наличии у него права на осуществление совместной сверки расчетов с налоговыми органами и на получение акта совместной сверки. При этом предоставление расчетов пеней по требованиям не входит в процедуру сверки расчетов с бюджетом.
Налогоплательщик обжаловал в суде непредоставление ему подробного расчета пени, но суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении его требования исходя из следующего.
Спорные требования налогового органа об уплате недоимки и пеней составлены по форме, утвержденной приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@ "Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам", и соответствуют требованиям ст. 69 НК РФ.
Согласно пояснениям налогового органа, расчет пени, включенной в одно конкретное требование, не представляется технически возможным в программном комплексе «Система электронной обработки данных».
НК РФ не предусмотрена обязанность налогового органа по предоставлению налогоплательщику подробного расчета сумм пени, включенных в требования с указанием сведений, за какой конкретно налоговый период произведено начисление пени, ставки пени, сумм недоимки, на которые начислены пени, и основания их образования.
Суд кассационной инстанции по жалобе налогоплательщика отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение, указав следующее.
Нижестоящими судами не учтено, что спорные требования не позволяют налогоплательщику при их получении оценить правомерность, правильность и корректность расчета начислений - установить за какой конкретно налоговый период произведено начисление пени, ставку пени, сумму недоимки, на которую начислены пени, и основания ее образования. Вместе с тем, обозначенные налогоплательщиком обстоятельства являются существенными и подлежат обязательной оценке судами с целью принятия законных и обоснованных судебных актов.
Выводы судов о том, что НК РФ не предусмотрена обязанность налогового органа о предоставлении налогоплательщику подробного расчета сумм пени, включенных в требования с указанием сведений, за какой конкретно налоговый период произведено начисление пени, ставки пени, сумм недоимки, на которые начислены пени, и основания их образования, противоречат правовой позиции, изложенной в решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.07.2021 №
АКПИ21-372.
(постановление АС Московского округа от 12.03.2024 по делу № А40-117860/2023 ООО "Дальневосточная вагоноремонтная компания") Несоблюдение банком очередности списания налоговых платежей со счета налогоплательщика не освобождает налоговый орган от уточнения платежа по требованию налогоплательщикаНалоговый орган принял решение о взыскании налоговой задолженности за счет средств налогоплательщика на счетах в банках. Между тем банком со счета налогоплательщика сначала были списаны суммы в погашение пеней по НДС (а не самой недоимки), что привело к недостаточности средств для погашения задолженности по самому налогу (НДС) и дополнительному начислению пени по НДС на сумму задолженности.
В связи с этим налогоплательщик, не оспаривая действия банка, обратился в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа в размере вышеуказанной суммы пеней путем его зачета в счет уплаты недоимки по НДС.
Налоговый орган отказал налогоплательщику в уточнении платежа. Его позиция основана на том, что согласно направленным поручениям, им производилось взыскание налога, пени и штрафа, в графе «очередность платежа» указана 3-я очередь. Каких-либо требований по очередности направления инкассовых поручений в банк нормами налогового законодательства не установлено. Таким образом, по мере поступления инкассовых поручений в банк было произведено списание денежных средств со счета налогоплательщика.
Суды признали незаконным отказ налогового органа в уточнении платежа, отметив следующее.
Списание по поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ на основании ст. 855 ГК РФ должно производиться в третью очередь. В свою очередь, очередность списания налоговых платежей регламентируется не только общей нормой ст. 855 ГК РФ, но и специальной нормой - п. 5 ст. 75 НК РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Вывод о том, что при недостаточности на счетах налогоплательщика средств для единовременного погашения сумм налогов и пеней, в первую очередь подлежат списанию именно суммы в счет погашения обязательств по уплате налогов (недоимка), следует из правовой природы пеней, служащих одним из способов исполнения обязанности по уплате налогов (п. 1 ст. 72 НК РФ).
Банк, получив спорные инкассовые поручения, при списании должен был руководствоваться положениями не только ст. 855 ГК РФ, но и положениями п. п. 5, 6 ст. 75 НК РФ, не допуская взыскания пеней ранее взыскания недоимки по налогу.
Налоговый орган, рассматривая указанное заявление об уточнении платежа, обязан был учесть установленную п. 5 ст. 75 НК РФ очередность списания денежных средств и, выявив допущенное банком нарушение этой очередности, обязан был уточнить платеж путем зачета в счет уплаты основного долга по НДС. Однако он отказал в этом налогоплательщику по формальным основаниям, в то время как списание сумм пеней ранее списания сумм налогов влечет увеличение налогового бремени налогоплательщика, что является недопустимым.
(постановление АС Центрального округа от 12.03.2024 по делу № А35-11555/2022 ООО "Луч")