Суд признал, что получение налогоплательщиком статуса аккредитованной IT-организации в период проведения выездной налоговой проверки не являлось основанием для прекращения последнейРешением Минцифры России от 10.03.2022 налогоплательщику была предоставлена государственная аккредитация организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. Затем эта аккредитация была аннулирована 20.12.2022, а решением Минцифры России от 15.03.2023 – предоставлена вновь.
При этом 28.12.2022, то есть в период, когда у налогоплательщика вышеназванная аккредитация отсутствовала, налоговый орган принял решение о проведении в отношении него выездной налоговой проверки.
Между тем, Указом Президента РФ от 02.03.2022 № 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации" Правительству РФ было поручено принять меры, направленные, в том числе, на освобождение аккредитованных организаций от налогового контроля, валютного контроля и других видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на срок до трех лет (абзац пятый подпункта "г" пункта 1 Указа Президента РФ № 83).
На основании этого Указа № 83 Правительством Российской Федерации 24.03.2022 было принято постановление № 448, которое при этом не распространяло мораторий на осуществление налогового контроля. В то же время из содержаний письма Минфина России от 18.03.2022 № 03-02-06/21331 и письма ФНС России от 24.03.2022 № СД-4/3586@ следовало, что территориальным налоговым органом предписано приостановить до 03.03.2025 назначение выездных проверок в отношении организаций, которые в установленном порядке приобрели государственную аккредитацию в качестве организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. При этом уже проводимые (назначенные до получения налогоплательщиком государственной аккредитации в качестве организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий) выездные налоговые проверки завершаются в установленном порядке, то есть, в соответствии с положениями НК РФ.
Тем не менее, налогоплательщик посчитал, что после возобновления у него аккредитации 15.03.2023 продолжение в отношении него выездной проверки является незаконным, и обратился в суд с требованием признать эту проверку незаконной либо обязать налоговый орган завершить ее.
Лишь суд апелляционной инстанции рассмотрел этот спор в пользу налогоплательщика исходя из того, что ситуация, имеющая место в рассматриваемом случае (назначение проверки по причине временного отсутствия у организации аккредитации, но в период действия Указа № 83 и издания вышеуказанных писем подразделениями Правительства РФ), не имеет четкого нормативного регулирования. Однако учитывая, что прямо определенной целью Указа № 83 является поддержка отрасли информационных технологий, то решение о проведении выездной проверки противоречит положениям Указа и целям его принятия.
Суды же первой и кассационной инстанций рассмотрели спор в пользу налогового органа исходя из того, что в период принятия налоговым органом решения о проведении выездной проверки налогоплательщик не имел статуса аккредитованной организации.
(постановление АС Поволжского округа от 19.02.2024 по делу № А49-6308/2023 АО "ПО "Электроприбор")Суд признал, что налоговый орган неправомерно скорректировал свое решение, принятое по итогам налоговой проверкиПо итогам налоговой проверки налоговый орган вынес решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ему была доначислена недоимка. Это решение было направлено налогоплательщику по ТКС, однако далее налоговый орган направил это решение также и по почте. При этом текстуально оба решения несколько различались между собой.
В период рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика на это решение он получил от налогового органа сообщение о том, что решение, полученное по ТКС, следует считать недействительным из-за некоего сбоя в программном комплексе АИС-Налог 3. Действительным же следует считать решение, направленное по почте. В итоге апелляционная жалоба налогоплательщика была оставлена без удовлетворения.
Налогоплательщик оспорил решение налогового органа в суде, и оно было признано недействительным по процессуальным основаниям, а именно в связи с наличием двух различных вариантов этого решения, направленных по ТКС и по почте.
При этом решение, направленное по ТКС, которое было направлено и получено ранее решения, направленного по почте, дефектов по форме и содержанию не имело. Ссылка налогового органа на технический сбой в программном комплексе АИС-Налог-3 отклонена судами ввиду недоказанности.
Решение же, направленное по почте, не просто текстуально отличалось от решения, направленного по ТКС, но и ухудшало положение налогоплательщика. Так, например, в ТКС-варианте налогоплательщику предлагалось удержать неудержанный НДФЛ, а в почтовом варианте уплатить эту сумму НДФЛ в качестве недоимки, то есть, по сути налоговый орган увеличил тем самым общий размер доначисленных ему сумм, что привело к ухудшению положения налогоплательщика.
Особое значение имеет оценка, которая дана налоговым органом показаниям руководителей спорных контрагентов: в одном решении налоговый орган приходит к выводу о том, что руководитель контрагента располагает полной информацией о деятельности организации и взаимоотношениях с проверяемым налогоплательщиком, в другом решении делается обратный вывод.
То есть налоговым органом по итогам налоговой проверки вынесены два решения с измененным содержанием, не связанным с исправлением описок (опечаток), однако вынесение двух решений по итогам одной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрено. В данном случае процедурное нарушение со стороны налогового органа не только ухудшило положение налогоплательщика, но и нарушило его права, так как была создана неопределенность его правового положения.
Суд также отметил, что УФНС при рассмотрении апелляционной жалобы на решение ИФНС не воспользовалось предоставленным ему правом отменить и вынести новое решение, приведя таким образом оспариваемое решение налогового органа в соответствие с действующим законодательством.
(постановление АС Поволжского округа от 21.02.2024 по делу № А57-32186/2022 ООО Специализированный застройщик "Строительная компания "Система")Налоговый орган не вправе принимать обеспечительные меры в отношении дебиторской задолженностиВ рамках обеспечения возможности исполнения решения, принятого по итогам налоговой проверки, в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ налоговый орган вынес решение о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа дебиторской задолженности четырех юридических лиц, а также в виде приостановления операций по всем расчетным счетам в банка в соответствии со ст. 76 НК РФ.
Налогоплательщик оспорил применение обеспечительных мер в отношении дебиторской задолженности, указывая на то, что дебиторская задолженность (право требования, принадлежащее должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг) не поименована в качестве вида объектов гражданских прав, относимых к имущественным правам для целей НК РФ (п. 2 ст. 38), а также в п. 10 ст. 101 НК РФ, в связи с чем, в рассматриваемых правоотношениях такое право требования не может учитываться при определении имеющегося у налогоплательщика имущества в целях определения возможности принятия обеспечительных мер.
Суды первой и апелляционной инстанции не согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа, исходя из того, что право на получение дебиторской задолженности является имущественным правом, а сама дебиторская задолженность является частью имущества организации, на которое может быть наложен запрет на отчуждение.
Суд кассационной инстанции отменил акты нижестоящих судов, рассмотрев спор в пользу налогоплательщика, исходя из следующего.
Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Для целей названного Кодекса не признаются имуществом имущественные права, за исключением безналичных денежных средств и бездокументарных ценных бумаг (п. 2 ст. 38 НК РФ). Дебиторская задолженность не является реальным имуществом, которым обладает то или иное лицо на конкретную дату, а представляет собой имущественное право требования к третьим лицам.
Обеспечительные меры, принятые налоговым органом на основании п. 10 ст. 101 НК РФ, не являются мерой по принудительному взысканию налога, а только направлены на обеспечение исполнения решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности и могут касаться лишь того имущества налогоплательщика, которое может быть отчуждено исключительно им самим.
Суд также сослался в своем постановлении на
решение Верховного Суда РФ от 12.05.2022 № АКПИ22-118.
(постановление АС Поволжского округа от 13.02.2024 по делу № А55-1919/2023 ООО "Модуль")