Ограничения по годичному сроку направления инкассовых поручений касаются всех счетов, к которым могли быть выставлены инкассовые порученияВ связи с неисполнением налогоплательщиком, признанным банкротом, требований об уплате налога налоговый орган в 2019 году выставил несколько инкассовых поручений, направленных на взыскание недоимки со счетов налогоплательщика в банках.
Банк в этом же году возвратил эти поручения налоговому органу в связи с невозможностью исполнения в отсутствие данных, подтверждающих отнесение поручений к текущим платежам. Однако в декабре 2021, январе 2022 г. налоговый орган повторно выставил инкассовые поручения к этому же расчетному счету налогоплательщика.
Налогоплательщик обратился в суд с требованием о признании не подлежащими исполнению этих повторных инкассовых поручений исходя из того, что налоговым органом пропущен предусмотренный п. 1 ст. 47 НК РФ годичный срок на выставление оспариваемых инкассовых поручений после принятия решения в порядке ст. 46 НК РФ об обращении взыскания на денежные средства организации, а первоначально направленные инкассовые поручения, которые были возвращены банком, не могут считаться принятыми к исполнению, поскольку налоговым органом не была соблюдена процедура направления поручений.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований налогоплательщика. По их мнению, из содержания ст. 46, 47 НК РФ следует, что сроки установлены только для принятия решения о взыскании задолженности по уплате налогов (не позднее 2 месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога); срок для направления инкассовых поручений в банк нормами НК РФ не предусмотрен, как и не предусмотрены последствия направления инкассовых поручений позднее даты вынесения решения о взыскании; законодательством о налогах и сборах не установлено предельных сроков, в течение которых могут исполняться правомерно принятые, с соблюдением установленных законом сроков решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика и выставленные на их основании инкассовые поручения.
При этом суды сделали вывод о неприменимости в данном случае правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 № 13114/13, а именно: «выставление повторных инкассовых поручений к иным расчетным счетам налогоплательщика, равно как и поручений на взыскание электронных денежных средств (п. 6.1 ст. 46 НК РФ), производится налоговым органом в пределах установленного п. 1 ст. 47 НК РФ годичного срока, в течение которого должно быть принято решение об обращении взыскания за счет иного имущества налогоплательщика», обосновав его (свой вывод) тем, что в рассматриваемом случае повторные инкассовые поручения были выставлены на тот же расчетный счет налогоплательщика в том же банке.
Суд кассационной инстанции не согласился с выводами нижестоящих судов и рассмотрел спор в пользу налогоплательщика, отметив, в частности, что нет оснований полагать, что ограничение по годичному сроку направления инкассовых поручений (на которое указал Президиум ВАС РФ в постановлении от 04.02.2014 № 13114/13) касается только «иных расчетных счетов», поскольку в противном случае фактически утверждается «неравнозначность» расчетных счетов, при которой к одному счету (к которому были первоначально выставлены поручения, но оплата не была произведена по каким-либо обстоятельствам) налоговый орган может направлять инкассовые поручения без какого-либо ограничения во времени, но к другим счетам – только в пределах годичного срока.
(постановление АС Западно-Сибирского округа от 30.11.2023 по делу № А27-5796/2022 ООО "МАН")Суд признал обоснованным подтверждение налогоплательщиком права на льготу на основании уточненного расчета, представленного уже после акта камеральной проверкиРегиональным налоговым законом была предусмотрена льгота по налогу на имущество организаций, одним из условий применения которой было соблюдение соотношения среднемесячной зарплаты работников налогоплательщика и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций в целом по экономике региона. Размер первого из указанных показателей должен быть не ниже 90% размера второго.
По данным Росстата, размер второго показателя за 2020 год составлял 43 154 руб., 90% от нее составляет 38 838,60 руб. Согласно расчету налогоплательщика за 2021 год (РСВ), общая сумма выплат за этот год в пользу работников (директора налогоплательщика) составила 462 520,04 руб., соответственно, среднемесячная заработная плата работников – 38 543,34 руб. (462 520,04 руб./ 12).
На основании соотношения данных показателей налоговый орган в акте проверки от 14.07.2022 пришел к выводу о несоблюдении налогоплательщиком права на льготу. Однако до вынесения решения по итогам проверки налогоплательщик 19.08.2022 представил уточненные расчеты по НДФЛ, РСВ, после которых такое право у него появилось. Уточнение выплат на 4 700 руб. (467 220,04 – 462 520) налогоплательщик объяснил тем, что не учел в первичных расчетах (отчетности по НДФЛ и страховым взносам) выплату директору премии в размере 4 700 рублей.
По мнению налогового органа, представленные документы свидетельствуют о направленности действий налогоплательщика лишь на формальное соблюдение условий для предоставления льготы. Документы представлены им уже после составления акта камеральной проверки, а банковские выписки не подтверждают, что вышеназванная премия фактически была выплачена.
Тем не менее, суды рассмотрели спор в пользу налогоплательщика. Суд первой инстанции отметил, что довод налогового органа о наличии в действиях налогоплательщика по уточнению налоговых обязательств по НДФЛ и страховым взносам искусственной схемы с целью формального соблюдения условий для предоставления льготы по налогу на имущество организаций в части размера среднемесячной заработной платы, судом отклоняется, поскольку носит предположительный характер и не подтвержден документально.
Суд апелляционной инстанции отметил по этому поводу, что
стремление налогоплательщика воспользоваться налоговой льготой, предоставляемой законом, и соблюдение им для этого условий, установленных законом, не говорит о незаконности действий.Доказательств того, чтобы не признавать доход (выплату) в указанной сумме доходом директора, полученным от налогоплательщика в 2021 году, налоговым органом не представлено.
(постановление АС Уральского округа от 16.11.2023 по делу № А60-72316/2022 ООО "Деловые метры") ОЦЕНКА TAXOLOGYДостаточно интересный пример того, как налоговому органу не удалось на основании лишь домыслов и предположений доказать недобросовестность налогоплательщика при представлении им уточненных расчетов. Теоретически, конечно, нельзя исключать ситуацию, когда тот или иной налогоплательщик мог бы попытаться «задним числом» дооформить какую-либо выплату работнику (тем более, если единственным работником является сам директор), подать уточненные расчеты, чтобы получить право на льготу, однако в данной ситуации суды ясно дали понять, что исходят из презумпции добросовестности налогоплательщика.
Примечательно и то, что не сработал и довод налогового органа о том, что уточненные расчеты подавались уже после акта проверки, то есть после того как налогоплательщик должен был узнать о несоблюдении права на льготу. В данном случае момент осведомленности налогоплательщика о таком несоблюдении не имеет того же значения, что момент уточнения им налоговых обязательств после акта проверки для целей избежания привлечения к налоговой ответственности (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).