Признание налогоплательщика банкротом само по себе не является основанием для перевода его основных средств в долгосрочные активы к продажеВ 2020 г. налогоплательщик был признан несостоятельным (банкротом), и в отношении него открыта процедура конкурсного производства. В 2022 г. он представил уточненную декларацию по налогу на имущество организаций за 2020 год, по итогам проверки которой налоговый орган пришел к выводу о занижении налоговой базы в связи с неотражением в налоговой декларации остаточной стоимости 14-ти объектов недвижимого имущества.
По мнению налогоплательщика, уплата налога на указанные объекты имущества не предполагается в связи с переводом их из основных средств в долгосрочные активы к продаже; основанием для перевода имущества является признание налогоплательщика банкротом, что влечет продажу всего имущества и ликвидацию юридического лица. Кроме того, в 2021 г. конкурсный управляющий как раз и принял решения о переводе спорных объектов недвижимости из основных средств в долгосрочные активы к продаже.
Суды отклонили эти доводы налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа, отметив следующее.
В материалах дела отсутствует информация, датируемая именно 2020 годом, которая свидетельствовала бы о принятии налогоплательщиком решений о продаже спорных объектов, а также о наличии с его стороны действий, указывающих на реализацию им имущества и невозобновление его использования (в частности, не представлены решения о продаже недвижимого имущества, отсутствует соглашение/договор о продаже имущества, опубликование объявлений о продаже (об объявлении торгов) и т.д.).
Фактически информация о порядке, условиях и сроках реализации спорного имущества налогоплательщика, о проведении торгов, о заключении договоров купли-продажи, о дате прекращения владения на объекты недвижимости датируется 2022 годом (на 1 объект - декабрем 2021 года).
Решение конкурсного управляющего от 2021 года о переводе зданий (объектов недвижимости) не является надлежащим доказательством перевода имущества из основных средств в долгосрочные активы к продаже в соответствии с пунктом 10.1 ПБУ 16/02, поскольку оно не имеет ретроспективного действия в отношении прошлых периодов (то есть 2020 года).
Довод налогоплательщика о том, что признание его банкротом автоматически предполагает продажу всего имущества, отклонен, поскольку признание должника банкротом и введение процедур банкротства не препятствует осуществлению им финансово-хозяйственной деятельности и не лишает его статуса налогоплательщика (плательщика сборов) по налогу на имущество, то есть участника отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по смыслу ст. 9 НК РФ. Должник не освобождается от выполнения обязанностей, указанных в ст. 23 НК РФ, с учетом положений Закона о банкротстве определяется лишь порядок выполнения этих обязанностей.
(постановление АС Западно-Сибирского округа от 10.11.2023 по делу № А03-17941/2022 ЗАО "Бийский крупяной комбинат "Наладчик") Суд признал, что для целей применения инвестиционной льготы значение имеет факт создания объекта, а не оформления на него права собственности и ввода в эксплуатациюРегиональным налоговым законом была предусмотрена налоговая льгота в отношении имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации инвестиционного проекта в течение первых трех лет его реализации со дня включения инвестиционного проекта в реестр инвестиционных проектов.
Реализуемый налогоплательщиком проект (создание тепличного комплекса, состоящего из нескольких объектов) был включен в реестр проектов 07.06.2016. Тепличный комплекс начал фактически эксплуатироваться с 01.03.2019, но принят приемочной комиссией только 06.12.2019. Разрешение на ввод в эксплуатацию выдано 13.01.2020, регистрация объектов произведена 10.02.2020.
Налогоплательщик представил декларацию по налогу на имущество организаций за 2021 год, в которой была заявлена налоговая льгота в отношении имущества, созданного в результате реализации инвестиционного проекта.
Налоговый орган признал применение льготы неправомерным, так как, по его мнению, налогоплательщик превысил трехлетний срок реализации проекта, необходимый для получения налоговой льготы, так как проект был включен в реестр 07.06.2016, а постановка объектов на 01 счет (31.12.2019), разрешение на ввод в эксплуатацию произведены уже за пределами 3-летнего срока со дня включения в реестр.
Кроме того, девять из введенных в эксплуатацию объектов, входящих в состав тепличного комплекса, не были зарегистрированы на праве собственности.
Суды не согласились с позицией налогового органа и рассмотрели спор в пользу налогоплательщика, исходя из следующего.
Спорные объекты с 01.03.19, до истечения трех лет с момента включения проекта в региональный реестр инвестиционных проектов (07.06.19), были доведены до состояния готовности и возможности их реальной эксплуатации и фактически эксплуатировались, были способны приносить организации экономические выгоды (доход) и фактически приносили доход уже во втором квартале 2019 года, отвечали всем требованиям для их принятия организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
Отсутствие государственной регистрации на объект недвижимости не препятствует признанию его основным средством для целей бухгалтерского учета и, как следствие, объектом налогообложения налогом на имущество организаций. В то же время 9 из 12 спорных объектов являются составными частями единого тепличного комплекса, в связи с чем льгота по налогу на имущество должна распространяться на все объекты, входящие в тепличный комплекс.
Для целей применения льготы имеет значение момент, когда выступающий результатом инвестиционной деятельности объект создан, то есть, приведен в состояние, пригодное для его реального использования, то есть, независимо от регистрации на него права собственности и оформления ввода в эксплуатацию. В региональном налоговом законе для целей применения льготы по налогу указывается на создание имущества как результата реализации инвестиционного проекта.
(постановление АС Центрального округа от 16.11.2023 по делу № А48-881/2023 ООО "Промпарк")