Суд признал, что налогоплательщик неправомерно принял к вычету НДС по оборудованию, фактически предназначенному исключительно для майнинга криптовалютыМежду налогоплательщиком (покупатель) и контрагентом был заключен договор поставки на приобретение товара с наименованием "Antminer T19". В счете-фактуре в наименовании поставляемого товара отражено: «Устройство для майнинга B1TMAINATMNER Т-19».
По данному оборудованию налогоплательщик применил вычет НДС, указывая, что оно могло быть задействовано в создании и функционировании дата-центра, деятельность которого облагается НДС.
Налоговый орган и суды признали применение вычета неправомерным исходя из того, что налогоплательщик ни нормативного, ни документального обоснования в подтверждение своего довода не привел. При этом налоговым органом не установлено поступлений за оплату оборудования, аренду оборудования и иных платежей, подтверждающих использование спорного оборудования в облагаемой НДС деятельности.
Суды отметили, что при анализе технических характеристик и направлений использования оборудования установлено, что оборудование Antminer T19 - это популярное устройство для добычи криптовалюты на алгоритме SHA 256, прежде всего Bitcoin (BTC).
По заключению специалиста, спорное оборудование может быть использовано исключительно для майнинга, а в деятельности дата центра с целью обработки, хранения и распространения информации оборудование использовать нельзя, поскольку использование вычислительного оборудования в указанных целях без переукомплектования невозможно.
Кроме того, налогоплательщик израсходовал 909.612 мВт. ч. электроэнергии за квартал. При этом у него отсутствуют производственные мощности, оборудование, которое потребляет большое количество электроэнергии. В ходе осмотра обнаружен трансформатор Р 10/0.4 кв., который соответствует максимальной мощности напряжения равной 150,0 кВт. При указанной мощности и с учетом электропотребления оборудования для майнинга в 3 150 ватт трансформатор мог использоваться для обеспечения производства криптовалюты.
Как следует из письма Минфина России от 05.12.2022 № 03-03-06/1/118755 в настоящее время в законодательстве РФ отсутствует как определение понятия «майнинг», так и правовая база, регламентирующая правоотношения, возникающие при осуществлении указанной деятельности. Между тем, проектом федерального закона № 1065710-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», принятого в первом чтении 17.02.2021, предусмотрено в том числе внесение в п. 2 ст. 146 НК РФ изменения, согласно которому осуществление операций, связанных с обращением цифровой валюты, не признается объектом налогообложения НДС.
В российском законодательстве нормы, регулирующие правовой статус криптовалют, отсутствуют. В целом же под криптовалютой понимается разновидность цифровой валюты, основанная на применении криптографии для создания и контроля новых единиц валюты и осуществления транзакций. Поскольку криптовалюта не подлежит централизованному регулированию, ее можно отнести к виртуальной валюте либо, с учетом особенностей, выделить в отдельную разновидность цифровой валюты.
Таким образом, вышеуказанное оборудование предназначено для промышленной добычи криптовалюты (майнинга), что прямо следует из материалов проверки и заключения специалиста, а операции майнинга не являются деятельностью, облагаемой НДС и заявление налогоплательщиком к НДС к вычету является неправомерным.
(постановление АС Московского округа от 26.10.2023 по делу № А40-273884/2022 ООО "СИБ-ТЕХ") ОЦЕНКА TAXOLOGYСпор является достаточно оригинальным, учитывая, что и законодательство, и судебная практика по всем вопросам, связанным с криптовалютой, находятся пока в стадии становления. Это накладывает свой отпечаток и на доказывание по таким спорам (сбор, исследование и оценку доказательств) и на аргументы, которые суд использует в своей мотивировке. Как видим из данного дела, суд опирается здесь не столько на нормы НК РФ, сколько на мнения и суждения третьих лиц, а также на предположения, которые обычно используются в спорах качестве дополнительных, а не основных доказательств (позиция Минфина, законопроект, рассматриваемый в ГосДуме, заключение специалиста, предположение о связи используемой мощности трансформатора с фактом майнинга и т.п).
Суд признал, что оказываемые налогоплательщиком услуги являлись не рекламными и маркетинговыми, а информационнымиМежду налогоплательщиком (промоутер) и иностранной компанией было заключено соглашение об оказании услуг по продвижению информации о продукции этой компании до сведения третьих лиц и продвижению самой продукции на территории РФ.
Налогоплательщик рассматривал эти услуги как рекламные и маркетинговые, которые в силу места их оказания (ст. 148 НК РФ) не облагаются НДС РФ.
Налоговый орган в ходе проверки пришел к выводу, что данные услуги являются не рекламными или маркетинговыми, а информационными, и подлежат обложению НДС.
Суды согласились с позицией налогового органа исходя из следующих обстоятельств.
Представленные в ходе проверки акты оказанных услуг и отчеты к ним не содержат информации о проведенном налогоплательщиком мониторинге потенциальных возможностей рынка, приемлемости продукции, осведомленности о ней потребителей и целевой аудитории, покупательских привычках потребителей, анализ фактов, влияющих на развитие рынка, определение степени насыщенности рынка продукцией, сегментация рынка, исследование мощностей товаропроводящей сети и оценку прочих факторов в целях формирования наиболее оптимального маркетингового плана, а содержат лишь количество и наименование проведенных мероприятий.
Доведение информации о продукции осуществлялось ограниченному кругу лиц, не являющихся конечными потребителями лекарственных средств (врачи, представители аптек, участники конференций и круглых столов), что противоречит определению рекламных услуг и не позволяет отнести заявленные услуги к рекламным.
При комплексном анализе представленных документов установлено, что смысл оказанных налогоплательщиком услуг заключался именно в доведении информации до третьих лиц (медицинских и фармацевтических специалистов), в том числе путем проведения лекций на специализированных медицинских мероприятиях, а также проведения индивидуальных визитов (встреч) с врачами и представителями аптек. Услуги по доведению информации о продукции иностранной компании до сведения третьих лиц следует расценивать как информационные услуги, оказанные на территории РФ.
Называя оказываемые услуги «маркетинговыми и рекламными», налогоплательщик пытается обосновать правомерность неисчисления НДС с реализации спорных услуг, - отметил суд.
(постановление АС Московского округа от 19.10.2023 по делу № А40-218059/2022 ООО "НоваМедика")