Решение о проведении повторной выездной проверки в целях контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа может быть принято сразу в день принятия решения по итогам первоначальной проверкиВ отношении налогоплательщика была проведена выездная проверка по всем налогам за 3 года. По ее результатам налоговым органом принято решение от 28.12.2022, согласно которому, в связи с недостаточно собранной доказательственной базой по нарушению, предусмотренному п. 1 ст. 54.1 НК РФ, недостаточных доказательств наличия умышленных действий (согласованности сторон), доначисление налогов и пени, а также привлечение налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, не представляется возможным. Начисления по налогам, пени, штрафу составили 0 руб.
В тот же день (28.12.2022) вышестоящий налоговый орган назначил повторную выездную налоговую проверку данного налогоплательщика в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
В связи с этим налогоплательщик оспорил в суде решение о проведении указанной повторной проверки, обратив внимание на тот факт, что она назначена в тот же день, когда было принято решение по результатам первоначальной проверки. При этом спорное решение не содержит в себе доказательств необходимости, обоснованности и законности проведения повторной выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика.
Суд рассмотрел спор в пользу налогового органа, отметив следующее.
НК РФ не предусмотрены ограничения по проведению вышестоящим налоговым органом повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на проведение на основании п. 10 ст. 89 НК РФ повторной выездной налоговой проверки в тот же день (28.12.2022) после принятия решения нижестоящим налоговым органом.
Налогоплательщик не представил доказательств того, что повторная выездная налоговая проверка не отвечает требованиям необходимости, обоснованности и законности, а также того, что данная проверка стала для него обременением и нарушает его права.
(решение АС г. Москвы от 13.09.2023 по делу № А40-160100/2023 ООО "Завод "ГазАтомМаш")ОЦЕНКА TAXOLOGYСпор является несколько оригинальным, учитывая, что чаще всего налогоплательщики видят нарушение своих прав, когда повторная проверка назначается «слишком поздно», а не «слишком рано» по отношению к дате принятия решения по итогам первоначальной проверки. Данное дело в определенной степени показывает, что с точки зрения налоговых органов в целом, выездных проверок без налоговых доначислений быть не должно, а если же такая ситуация все же произошла, то решение по первоначальной проверке, увы, заранее презюмируется как нуждающееся в ревизии, и какого-либо продолжительного времени для принятия вышестоящим налоговым органом решения о перепроверке такого решения не требуется.
Суд признал неправомерным перевыставление налоговым органом инкассовых поручений спустя 4 года после первоначального их выставленияВ феврале 2018 года налоговый орган вынес решение о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика. По данному решению в банк направлены инкассовые поручения.
В связи с отсутствием исполнения по данным инкассовым поручениям налоговый орган в феврале 2022 года переоформил инкассовые поручения, и с банковского счета налогоплательщика в ходе конкурсного производства были списаны денежные средства.
Налогоплательщик обратился в суд с требованиями о возврате незаконно взысканных сумм налога, признании безнадежными ко взысканию этих сумм исходя из того, что при перевыставлении инкассовых поручений указанные денежные средства взысканы с пропуском срока, предусмотренного ст. 46 НК РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований налогоплательщика, отметив при этом, что уполномоченный орган не лишен права перевыставить инкассовые поручения к открытому расчетному счету должника, поскольку такое перевыставление носит технический характер, учитывая соблюдение им предусмотренной статьей 46 НК РФ процедуры обращения взыскания на денежные средства должника в банках. Само по себе перевыставление налоговым органом инкассовых поручений на спорную сумму задолженности не носит самостоятельного характера по взысканию задолженности, оно не приводит к какому-либо повторному или дополнительному обременению налогоплательщика, не нарушает его прав, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на перенаправление (замены) инкассового поручения в связи с изменением расчетного счета или его закрытия.
Суд кассационной инстанции отменил акты нижестоящих судов и рассмотрел спор в пользу налогоплательщика, указав следующее.
Согласно разъяснениям, данным в абз. 5 - 8 п. 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016): к числу надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика согласно п. 2 ст. 46 НК РФ относится направление налоговым органом первого поручения на списание и перечисление денежных средств (перевод электронных денежных средств) в пределах двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Если и эти меры не были предприняты, взыскание задолженности производится в судебном порядке, срок на обращение в суд составляет шесть месяцев и начинает течь после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ). Поэтому инспекция не вправе направлять инкассовые поручения в банк после истечения названного срока.
Вывод судов о правомерности перевыставления инкассовых поручений в связи с закрытием счета налогоплательщика, противоречит позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлениях от 24.01.2006 № 10353/05, от 27.11.2007 № 8661/07, 18.03.2008 № 13084/07. В данном случае инкассовые поручения выставлены налоговым органом за пределами срока, установленного ст. 46 НК РФ, следовательно, налоговый орган нарушил сроки, предусмотренные для бесспорного взыскания налогов и сборов.
(постановление АС Московского округа от 20.09.2023 по делу № А40-213942/2022 ОАО "Зарубежводстрой")