Суд признал, что нарушение формата представления пояснений к налоговой декларации, которые были использованы (учтены) налоговым органом, само по себе не влечет привлечение к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФВ ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС налоговый орган на основании п. 3 ст. 88 НК РФ направил налогоплательщику требование о предоставлении пояснений.
Налогоплательщик по ТКС предоставил эти пояснения, но налоговый орган установил, что пояснения не соответствуют формату, установленному приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@.
В связи с этим налоговый орган счел, что налогоплательщик не исполнил свою обязанность по своевременному представлению документов, сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, тем самым совершил налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
Налогоплательщик оспорил привлечение к ответственности, и суды рассмотрели спор в его пользу исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, пояснения по спорному требованию действительно были представлены налогоплательщиком в нарушение установленного формата. Между тем, сторонами не оспаривается, что пояснения и документы, приложенные к ним, были приняты, использованы и учтены налоговым органом при проведении камеральной проверки налоговой декларации по НДС, проверка завершилась, акт по результатам проверки не составлялся.
Таким образом, принимая во внимание, что соответствующие документы (информация) были представлены налогоплательщиком в установленный срок, представленные пояснения приняты налоговым органом и использованы в рамках камеральной проверки, суды пришли к выводу об отсутствии в действиях налогоплательщика состава правонарушения, ответственность за совершение которого установлена п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
(постановление АС Волго-Вятского округа от 03.10.2023 по делу № А28-10382/2022 10382/2022 ООО "Арсенал") Назначение выездной проверки при наличии еще не вступившего в силу решения по предыдущей выездной проверке признано правомернымВ отношении налогоплательщика была проведена выездная проверка за 2017-2019 гг. Проверка началась 08.07.2020 и была завершена 06.07.2021 (дата справки о проведенной проверке). Решение по данной проверке принято 23.05.2022, а уже 16.08.2022 налоговый орган принял решение о проведении новой выездной проверки – за последующие периоды (2020, 2021 гг.).
В такой ситуации налогоплательщик счел, что назначение очередной выездной налоговой проверки в 2022 году с учётом окончания предыдущей выездной проверки в 2021 году уже само по себе указывает на избыточное и неограниченное по продолжительности применение мер налогового контроля. К тому же на дату назначения новой проверки еще не вступило в силу решение налогового органа по предыдущей выездной проверке. При этом в рамках новой проверки налоговый орган проверял отношения налогоплательщика с теми же самыми контрагентами, что и в ходе этой предыдущей проверки.
Суды отказали налогоплательщику в признании недействительным решения о назначении новой выездной проверки от 16.08.2022, отметив следующее.
В соответствии с п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Период проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и оформления результатов налоговой проверки (акт, решение) – не входит в срок проведения выездной проверки.
Предыдущая выездная налоговая проверка (за 2017-2019 гг.) закончена 06.07.2021 года, о чем составлена справка о проведенной проверке. Назначение новой выездной налоговой проверки в следующем календарном году - 16.08.2022 соответствует положениям действующего законодательства.
Невступление в силу на момент назначения новой выездной проверки решения налогового органа по предыдущей выездной проверке не исключает возможность вынесения решения о проведении новой выездной налоговой проверки.
Кроме того, как указал налоговый орган, в рассматриваемом случае невступление в силу решения по проведенной налоговой проверке от 23.05.2022 в течение нескольких месяцев обусловлено действиями самого налогоплательщика, систематически представляющего в вышестоящий налоговый орган дополнения к апелляционной жалобе с приложением значительного объема новых документов. Продление сроков рассмотрения жалобы было направлено на реализацию права налогоплательщика на всестороннее рассмотрение его доводов и вновь представленных документов.
Что касается довода налогоплательщика о проверке отношений с теми же самыми контрагентами, то отражение налогоплательщиком в учете операций с одними и теми же контрагентами на протяжении нескольких налоговых периодов не лишает налоговый орган права подвергнуть анализу и проверке данные операции применительно к каждому налоговому периоду.
(постановление АС Поволжского округа от 10.10.2023 по делу № А72-13736/2022 ООО "АЛЬФА ЛЮКС") ОЦЕНКА TAXOLOGYДело является очередным примером отрицательного отношения налогоплательщика к необоснованному и/или несвоевременному и/или избыточному, по его мнению, налоговому контролю. Совсем недавно мы рассказывали о ситуации, когда после вынесения решения по итогам выездной проверки налоговый орган тут же назначает повторную выездную проверку (
TaxDigest № 271, дело №
А40-160100/23), а сейчас налоговый орган, не успев окончательно разобраться с одной выездной проверкой (принять решение по ней), уже назначает выездную проверку за последующие годы. Негативное отношение налогоплательщиков к такому налоговому контролю понять можно, но приходится констатировать, что с сугубо формальной точки зрения налоговый закон в двух названных ситуациях не на их стороне и, соответственно, данные споры разрешены верно в пользу налоговых органов.