Дайджест № 273

Уважаемые коллеги, добрый день!

В дайджесте № 273
отмечаем интересные дела:
1)
Непринятие мер к своевременному получению подтверждения размера прибыли КИК даже при невозможности его получения не освобождает от налоговой ответственности
2)
Предположение о нарушении налогоплательщиком положений статьи 54.1 НК РФ ввиду подмены трудовых отношений гражданско-правовыми с участием самозанятых граждан может являться самостоятельным основанием для истребования документов в рамках камеральной проверки
3)
Уступка права требования долга с российской организации на иностранную позволяет применить к начисленным процентам правила о тонкой капитализации
4)
Более позднее получение налогоплательщиком акта Госинспекции о фактическом использовании здания в Москве, вызванное фактической невозможностью эксплуатации здания в предыдущий период, не лишает права на применение льготы по налогу на имущество
И многое другое...
Общие положения налогового законодательства
Суд признал правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности за нарушение срока представления документов, подтверждающих прибыль КИК

Налогоплательщик, являясь контролирующим лицом нескольких иностранных компаний, представил в налоговый орган 05.03.2021 уведомление о контролируемых иностранных компаниях (КИК) за 2020 год.

В связи с тем, что в срок, установленный п. 5 ст. 25.15 НК РФ, налогоплательщик не представил документы, подтверждающие прибыль (убыток) КИК, налоговый орган 23.07.2021 направил ему уведомление о необходимости их представления.

В ответном письме от 09.08.2021 налогоплательщик сообщил, что эти документы, запрошены у спорных иностранных компаний. Однако компании находятся в процедуре банкротства, у них отсутствуют средства на подготовку и аудит финансовой отчетности за 2019 год. При этом в адрес налогового органа была направлена т.н. Трансформационная модель за 2019 год, сформированная по международным стандартам финансовой отчетности для целей консолидации в консолидированную финансовую отчетность материнской компании за 2019 год.

Налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщиком не были приняты все необходимые и достаточные меры для получения и своевременного предоставления в налоговый орган требуемых документов (информации). В связи с этим он был привлечен к ответственности по п.1.1 ст. 126 НК РФ.

Суд первой инстанции рассмотрел спор в пользу налогоплательщика, признав привлечение его к ответственности неправомерным. Он указал, что налогоплательщик привлечен к ответственности за непредставление документов, которые не могли быть предоставлены по объективным, не зависящим от него причинам. Он на момент наступления срока представления документов (29.03.2021) Трансформационной моделью не располагал, в связи с чем представить ее не мог. Однако, по состоянию на 29.03.2021 Трансформационная модель была предоставлена материнской компанией, как контролирующей иностранной компанией и имелась у налогового органа.

Суды апелляционной и кассационной инстанции, напротив, рассмотрели спор в пользу налогового органа, исходя из следующего.

Спорные КИК в течение нескольких лет не осуществляли деятельности и не получали доход. Акционеры напрямую не предоставляли финансовую помощь. Налогоплательщик не подтвердил документально довод о заблаговременном направлении запроса о предоставлении финансовой отчетности и аудиторского заключения за 2019 год, а также о том, что компании находятся на стадии банкротства, и до текущего периода в компании не было средств на подготовку и аудит финансовой отчетности за 2019 год, не представили информацию о причинах, препятствующих получению таких подтверждающих документов.

В решении суда первой инстанции не указано какими доказательствами подтверждается отправка налогоплательщиком запроса о предоставлении финансовой отчетности и аудиторского заключения за 2019 год. В материалах дела доказательства отправки запроса отсутствуют. Документов, свидетельствующих о принятых мерах, направленных на получение документов у материнской компании, в материалах дела не представлено. При этом обязанность по представлению документов в налоговый орган возникла именно у налогоплательщика, поэтому именно он и обязан был их представить.

(постановление АС Московского округа от 09.10.2023 по делу № А40-235624/2022 АО "РЖД Логистика")



Суд признал, что предполагаемое получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды при заключении договоров с плательщиками НПД может являться самостоятельным основанием истребования документов в рамках камеральной проверки расчета по страховым взносам

В рамках камеральной проверки расчета по страховым взносам налоговый орган истребовал у налогоплательщика договоры, заключенные с самозанятыми физлицами (плательщиками налога на профессиональный доход – НПД) со всеми приложениями, изменениями, дополнениями, спецификациями, а также штатное расписание.

Налогоплательщик оспорил истребование у него этих документов, ссылаясь на ограниченную возможность у налогового органа по истребованию документов (информации) в рамках камеральной налоговой проверки, а именно: в соответствии с п. 8.6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговый орган вправе истребовать в установленном порядке у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов.

В данном же случае запрошены документы по его взаимоотношениям с физическими лицами, которые являются плательщиками НПД и самостоятельно исполняют свои налоговые обязательства. Кроме того, сведения о плательщиках НПД отражены на официальном сайте ФНС России. Помимо этого, по смыслу положений ст. 422 НК РФ налогоплательщик не обязан был отражать в расчете суммы, выплаченные плательщикам НПД, поскольку в указанной норме такая обязанность у него отсутствует. Более того, в расчете по взносам не заявлялись пониженные тарифы, нарушений налоговым органом не выявлено. Подобные действия свидетельствуют о злоупотреблении налоговым органом своими полномочиями, чрезмерном истребовании документов (информации).

Несмотря на все эти доводы, суды рассмотрели спор в пользу налогового органа исходя из следующего.

Причиной истребования документов стало то, что при значительной сумме поступлений на расчетный счет среднесписочная численность налогоплательщика была равна нулю и налогоплательщику сначала было направлено требование о представлении пояснений с указанием на то, что выявлены ошибки (искажения, нестыковки) при расчете контрольных соотношений и рисков нарушения налогового законодательства с привлечением «самозанятых» с подменой трудовых договоров договорами гражданско-правового характера.

То есть запрошенные налоговым органом документы имеют значение для формирования выводов о правильности исчисления и уплаты страховых взносов, поскольку в ходе анализа им установлены обстоятельства, свидетельствующие о предполагаемом риске нарушения налогового законодательства.

Таким образом, целью истребования документов (п. 1 ст. 93 НК РФ) является не подтверждение или опровержение обоснованности отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов (п. 8.6 ст. 88 НК РФ), а наличие либо отсутствие факта получения обществом необоснованной налоговой выгоды путем искажения налоговой базы и объекта налогообложения по страховым взносам, в частности, подмены трудовых отношений договорами гражданско-правового характера (п. 1 ст. 54.1 НК РФ).

(постановление АС Уральского округа от 28.09.2023 по делу № А07-32910/2022 ООО "Строй-мастер")


ОЦЕНКА TAXOLOGY


Позиция судов по данному делу представляется спорной именно по той причине, на которую указывал налогоплательщик, то есть в рамках камеральной проверки налоговый орган действительно имеет ограниченные полномочия по истребованию документов в различных ситуациях, перечисленных в ст. 88 НК РФ (в т.ч. и при проверке расчета по страховым взносам). При этом, как известно, налоговый орган не лишен возможности преодолеть эту ограниченность в рамках другой самостоятельной формы налогового контроля – выездной проверки – где и мог бы в данном случае дать оценку наличию или отсутствию в действиях налогоплательщика необоснованной налоговой выгоды при привлечении самозанятых.

Кроме того, сведения о доходах плательщиков НПД действительно имеются у налогового органа из отчетности этих лиц. В данном же деле и без того универсальную по своем характеру норму ст. 54.1 НК РФ суды распространили еще и на сферу налогового контроля, точнее на относительно узкую его часть в форме камеральных налоговых проверок. Тем самым статья 54.1 НК РФ стала де-факто самостоятельным основанием еще и для расширения строго очерченных полномочий налогового органа при проведении камерального контроля.



При зачете налоговым органом суммы оспоренной в суде недоимки в счет погашения иных доначисленных сумм, на эту сумму недоимки не подлежат начислению проценты в порядке п. 5 ст. 79 НК РФ

По итогам выездной проверки налогоплательщику в 2018 году доначислены налоги, в т.ч. НДС и налог на прибыль. В 2018 – 2019 гг. доначисленные суммы частично уплачены налогоплательщиком как самостоятельно, так и в результате списания денежных средств по инкассовым поручениям налогового органа.

При этом налогоплательщик оспорил в суде решение налогового органа, принятое по итогам вышеуказанной налоговой проверки, и доначисление налога на прибыль было признано судом в 2021 г. недействительным.

В результате у налогоплательщика образовалась переплата по налогу на прибыль, которую, тем не менее, налоговый орган не возвратил налогоплательщику в связи с имеющейся иной налоговой задолженностью и зачел 10.06.2021 после принятия и вступления в силу указанных судебных актов данную переплату в счет задолженности.

По мнению налогоплательщика, поскольку в данной ситуации переплата по налогу на прибыль представляет собой излишне взысканную сумму налога, то на нее в соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ (в действовавшей на тот момент редакции) подлежат уплате проценты. То есть налоговый орган обязан начислить проценты на сумму излишне взысканного налога, рассчитанные по правилам статьи 79 НК РФ, за период со дня, следующего за днем взыскания (уплаты), по 10.06.2021 (дата осуществления налоговым органом зачета).

Также, по мнению налогоплательщика, ст. 79 НК РФ не содержит положений, предусматривающих отказ в выплате процентов, ввиду наличия у налогоплательщика недоимки на момент возникновения у налогового органа обязанности по возврату (в том числе путем зачета) излишне взысканного налога, а также по причине отсутствие экономических потерь у налогоплательщика. Компенсационный характер процентов, уплачиваемых в соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ, означает их безусловную выплату в случае установления факта излишнего взыскания налога. Положения ст. 79 НК РФ содержат единственное основание для отказа в возврате излишне взысканного налога и уплате процентов, которым является направление заявления за пределами установленного п. 3 ст. 79 НК РФ трехлетнего срока.

Суды не согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа исходя именно из отсутствия в данной ситуации экономических потерь у налогоплательщика в связи с изъятием налоговым органом спорной суммы налога на прибыль.

Судами отмечено, что независимо от того, как именно поступили в бюджет средства, доначисленные налоговым органом в той части, законность которой подтверждена судом, они не являются излишне уплаченными (взысканными). По данным причинам у налогоплательщика отсутствует возможность истребования поступивших в бюджет средств как излишне взысканных, по правилам ст. 79 НК РФ, а также процентов. Поступившие платежи по налогу на прибыль направлены на погашение задолженности по НДС, пеням и штрафам, установленной тем же решением налогового органа, что исключает имущественные потери налогоплательщика и их компенсацию путем выплаты процентов.

(постановление АС Северо-Западного округа по делу № А42-2669/2022 ООО "Реф-Технологии")

НДФЛ
Установление фиксированной ежемесячной платы за выполнение работ, а также отчетности о проделанной работе само по себе не является основанием квалификации таких отношений как трудовых

По итогам камеральной проверки в отношении оплат работ по гражданско-правовым договорам с несколькими самозанятыми физлицами – плательщиками НПД налоговый орган переквалифицировал эти договоры в трудовые и доначислил налогоплательщику НДФЛ, который тот должен был удержать в качестве налогового агента.

В одних случаях основанием для такой переквалификации стало установление в спорных договорах фиксированной ежемесячной оплаты работ, что, по мнению налогового органа, аналогично ежемесячной выплате зарплаты в рамках трудовых отношений. Еще в одном случае таким основанием стало то, что в договорах было закреплено условие о ежедневном отчете о проделанной работе.

Во всех эпизодах суды не согласились с налоговым органом и рассмотрели их в пользу налогоплательщика, отметив, в частности, следующее.

Указание ежемесячной платы за выполненные работы не противоречит законодательству об определении цены гражданско-правового договора. Из пояснений налогоплательщика судом установлено, что тот не имел намерения выплатить всю сумму сразу, до выполнения исполнителями работ. Но и для исполнителей по договорам также было неприемлемо выполнять работы в течение всего срока действия договора на условиях получения вознаграждения после выполнения всех работ по договору, поскольку срок выполнения работ был длительным. Приемлемым для сторон стал вариант, при котором общая сумма договора распределена на определенные периоды равными частями и зависима от факта выполнения исполнителями определенного этапа работ. Календарный месяц является стандартным расчетным периодом не только для трудовых правоотношений, но и для множества других правоотношений.

Еще в одном случае суд пришел к выводу, что договор между налогоплательщиком и исполнителем также не противоречит законодательству об оказании услуг и фактически представляет собой договор абонентского обслуживания (ст. 429.4 ГК РФ), таким образом равные платежи с одинаковой периодичностью соответствуют гражданско-правовому законодательству.

Что касается спорного условия договора о ежедневном отчете в 19:00, то оно появилось как способ осуществления налогоплательщиком своих прав как заказчика по договору и контроля за ходом выполнения работ, а также выполнения обязанностей по своевременному уведомлении подрядчика о выявленных недостатках в соответствии с ГК РФ. Кроме того ежедневный отчет в 19:00 был обусловлен спецификой выполняемых работ - разработкой программного обеспечения, при разработке практически любого программного обеспечения (кроме совсем маленьких проектов) всю работу не делает один разработчик и спорное условие создает условия для их взаимодействия.

При этом в договорах не предусмотрено дисциплинарного взыскания в соответствии с Трудовым кодексом, если отчет не будет направлен подрядчиком в указанное время.

(постановление АС Московского округа от 09.10.2023 по делу № А40-7588/2023 ООО "Диджитал Эстейт")
Налог на прибыль
Суд признал, что с момента заключения российским займодавцем договора цессии с иностранной компанией и до его расторжения задолженность по займу являлась контролируемой

Между налогоплательщиком (заемщик) и российской организацией (займодавец) 23.06.2016 был заключен договор займа. Далее между этим займодавцем и иностранной компанией 18.04.2017 заключен договор цессии прав по данному займу. 10.01.2019 договор цессии был расторгнут в связи с неоплатой иностранной компанией уступаемого права. Все участники сделок являлись прямо или косвенно взаимозависимыми.

По мнению налогового органа, в данной ситуации заемная задолженность в течение всего 2017 года являлась контролируемой. Налогоплательщик, напротив, исходил из того, что она не являлась контролируемой в течение этого года, в т.ч. и после перехода прав заемщика по договору цессии от 18.04.2017 к иностранной компании, поскольку расчеты с ней по займу фактически не производились, то есть доход в виде процентов по нему не выводился за пределы юрисдикции РФ.

Суды согласились с тем, что спорная задолженность до 18.04.2017 не являлась контролируемой в силу прямого указания п. 8 ст. 269 НК РФ, поскольку российский заимодавец не имел в указанный период непогашенной задолженности по сопоставимым долговым обязательствам перед контролирующим его иностранным лицом.

Однако в период действия договора цессии (с момента его заключения и до расторжения) спорная задолженность, вопреки мнению налогоплательщика, являлась контролируемой в силу следующего.

То, что фактическое погашение задолженности в пользу иностранной компании после 18.04.2017 заемщиком не производилось, значения не имеет, поскольку буквальное содержание диспозиции ст. 269 НК РФ, придает значение не факту выплаты процентов, а факту их начисления. С 18.04.2017 в связи с тем, что в качестве заимодавца выступало иностранное лицо, задолженность стала контролируемой. Ссылка на то, что изначальное возникновение долгового обязательства произошло перед российской организацией, признана несостоятельной, так как с момента уступки права требования у налогоплательщика долговое обязательство возникло перед иностранной организацией.

Принятие подхода налогоплательщика в качестве правомерного позволило бы неограниченному количеству налогоплательщиков обходить обязательность соблюдения правил ст. 269 НК РФ путем формального заключения договора займа с российской организацией и последующей передачей права требования такого долгового обязательства по договору цессии иностранной организации, что является недопустимым.

Расторжение договора цессии не отменяет того, что с момента его заключения и до расторжения задолженность являлась контролируемой, а значит, в отношении неё действовали ограничения по учету процентов. По смыслу ст. 453 ГК РФ расторжение договора не превращает такой договор в ничтожный, а является новым событием, предусматривающим изменение характера отношений его сторон. Также факт расторжения договора цессии не означает, что договор не действовал в период с момента возникновения обязательств по договору цессии и до момента их прекращения в связи с расторжением. В связи с этим задолженность заемщика за периоды 2017-2018 года перед иностранной компанией автоматически не стала задолженностью перед российским займодавцем (цедентом).

(постановление АС Уральского округа от 28.09.2023 по делу № А76-1549/2022 АО "ЗЭМЗ")
Налог на имущество организаций
Отсутствие акта Госинспекции о фактическом использовании здания в определенный период само по себе не лишает налогоплательщика права на применение налоговой льготы

Региональным налоговым законом была предусмотрена налоговая льгота по налогу на имущество организаций в размере 75 % от исчисленной суммы налога, если по результатам последних мероприятий по определению вида фактического использования, проведенных с 1 января года, предшествующего налоговому периоду, за который заявлена налоговая льгота, по 30 июня года указанного налогового периода, установлено, что менее 20 % их общей площади используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (коммерческие виды разрешенного использования земельного участка).

По итогам камеральной проверки уточненной декларации за 2020 год налоговый орган пришел к выводу о неправомерности применения налогоплательщиком указанной льготы. Налоговый орган исходил из того, что право налогоплательщика на применение налоговой льготы возникло бы исключительно в том случае, если бы им был получен соответствующий акт Госинспекции (о фактическом использовании здания) в период с 01.01.2019 по 30.06.2020.

Налогоплательщик же в обоснование правомерности применения льготы ссылался на акты Госинспекции от 15.06.2021 и от 19.01.2022, а также на экспертное заключение от 15.01.2019, подготовленное в ходе судебной экспертизы по другому делу. Исходя из указанных документов следует, что спорное здание не могло эксплуатироваться под какие-либо цели ни в 2019, ни в 2020, 2021 и 2022 годах (отсутствует чистовая отделка, отсутствуют напольные стяжки и пр.), представляет собой «бетонную коробку».

Суды рассмотрели спор в пользу налогоплательщика исходя из следующего.
Из представленных документов усматривается, что в период с 01.01.2019 по 30.06.2020 спорное здание с очевидностью не могло быть приведено в пригодное для использования состояние. То есть в 2021 и 2022 годах здание находилось в первоначальном состоянии бетонной коробки, в таком же состоянии здание было обнаружено экспертами в 2019 году. Привести здание обратно в подобное состояние, если оно когда-либо использовалось в предпринимательской и (или) иной деятельности, невозможно.

Налоговым органом не опровергнут довод налогоплательщика об отсутствии использования нежилого здания под коммерческие цели и его нахождение в состоянии «бетонной коробки» в спорный период, его позиция основана на формальном отсутствии акта Госинспекции о фактическом использовании здания в период с 01.01.2019 по 30.06.2020. что с учетом позиции Верховного Суда, сформированной в Определении от 07.09.2022 № 5-КАД22-40-К2, не является единственным необходимым условием для признания здания соответствующим/не соответствующим критериям ст. 378.2 НК РФ.

(постановление АС Московского округа от 12.10.2023 по делу № А40-255861/2022 ООО Фирма "Лоттосс")
TaxDigest для Вас представили:
Надеемся, что предоставленная информация окажется для Вас полезной. Мы готовы ее обсудить в удобном для Вас формате.