Суд признал, что протоколы осмотра, акты обследования в отношении помещений являются недостоверными доказательствами, так как содержат нереалистичную информациюПо итогам проверки налоговый орган пришел к выводу о нарушении налогоплательщиком п. 1 ст. 54.1 НК РФ по взаимоотношениям с рядом контрагентов путем формирования формального документооборота с целью ухода от уплаты НДС при получении товара.
В обоснование своих выводов налоговый орган сослался, в частности, на отсутствие спорных контрагентов по адресу местонахождения, что подтверждается протоколами осмотра объектов недвижимости, актами обследования и иными документами по проверке адресов местонахождения исполнительных органов юридических лиц.
Между тем, по мнению судов, представленные налоговым органом документы не доказывают отсутствие спорных контрагентов по адресам регистрации, в частности, по следующим причинам.
Протокол осмотра объекта недвижимости, проведенного налоговым органом, содержит отметку о времени начала (13:40) и окончания (14.10) осмотра объекта недвижимости, то есть осмотр якобы произведен за 30 минут, при этом как указано в протоколе осмотра – это 2-х этажное административное здание со складскими и офисными помещениями, очевидно значительной площади, в котором расположены десятки компаний, то есть проверить местонахождение каждой компании (в т.ч. опросить работающих там лиц, выяснить причину отсутствия в момент проверки исполнительных органов юридических лиц) очевидно невозможно за 30 минут, при этом еще составить протокол осмотра с указанием названий с ИНН/КПП всех зарегистрированных там компаний и, что примечательно, данные свидетелей (по поразительному стечению обстоятельств – проживающих на одной улице в соседних домах) – не от руки, а в печатном виде, тогда как в протоколе не указано на то, что сотрудники ИФНС имели с собой переносной принтер, ноутбук, равно как не указано на то, что сотрудники ИФНС совместно со свидетелями проследовали в офис ИФНС для составления протокола осмотра в печатном виде. То есть только на поиск офиса каждой проверяемой компании (учитывая, что в протоколе не указан номер помещения каждой из них) и составление протокола осмотра очевидно должны были занять у проверяющих больше времени. Все вместе указанное вызывает у суда обоснованные сомнения в достоверности протокола осмотра объекта недвижимости.
Аналогичные выводы суд сделал и в отношении протоколов осмотров и актов обследования иных объектов недвижимости, придя в итоге к выводу о том, что они не доказывают отсутствие спорных контрагентов по адресам регистрации.
Суды также отметили, что отсутствие спорных контрагентов по адресам, указанным в учредительных документах, свидетельствует лишь о несоблюдении контрагентами порядка государственной регистрации или внесения изменений в учредительные документы, но не может служить доказательством фиктивности хозяйственных операций и недобросовестности налогоплательщика.
Уполномоченным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является налоговый орган, поэтому проверка достоверности регистрации юридического лица - контрагента по сделке не может быть вменена в обязанность налогоплательщику, а не нахождение контрагента по юридическому адресу не может быть проконтролировано налогоплательщиком ввиду отсутствия у него установленных законом прав на проверку таких фактов.
(постановление 9 ААС от 20.09.2023 по делу № А40-59439/2023 ООО "Итон")ОЦЕНКА TAXOLOGYДело является показательным примером того, как составленные налоговым органом процессуальные документы могут быть признаны не соответствующими такому предъявляемому к доказательствам требованию как достоверность (при этом суд достаточно подробно, обращая внимание даже на самые мелкие детали, провел оценку этой достоверности). При этом сама оценка достоверности, судя по данному делу, не обязательно требует от налогоплательщика прямого опровержения представленной налоговым органом информации, порой достаточно лишь, опираясь на знание физических возможностей человека, теории вероятностей и т.п. выразить сомнение относительно реалистичности такой информации и соответствующих фактов (что придает спорным эпизодам некоторый оттенок курьезности, но, тем не менее, может дать налогоплательщикам определенный ориентир и дополнительные аргументы в спорах с налоговыми органами). Впрочем очевидно, что в данной категории споров суд оценивает все доказательства в их совокупности, поэтому одних лишь аргументов о недостоверности отдельных доказательств инспекции с высокой вероятностью окажется недостаточно.
Ответ ФНС на обращение относительно допущенных нарушений в ходе налогового контроля сам по себе не нарушает прав налогоплательщикаГражданин Л., являющий участником двух организаций, в отношении которых проводилась налоговая проверка, направил в УФНС, а затем и в ФНС обращение о систематическом нарушении проверяющими налогового законодательства в ходе мероприятий налогового контроля.
ФНС России в ответе на указанное обращение сообщила, что проверка правомерности действий должностных лиц Инспекции ФНС по проведению в рамках выездных налоговых проверок в отношении вышеназванных организаций мероприятий налогового контроля уже была предметом оценки Управлением ФНС при принятии решений по результатам рассмотрения апелляционных жалоб этих организаций на решения ИФНС по итогам налоговых проверок. Кроме того, впоследствии оценку действиям проверяющих дал и суд при обжаловании вышеуказанных решений по итогам этих налоговых проверок.
Получив данный ответ, гр. Л. обратился в суд с заявлением о признании незаконным ответа на обращение ФНС России, об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем рассмотрения Обращения по существу.
Суды отказали в удовлетворении данного требования исходя из следующего.
Ответ ФНС России является результатом рассмотрения обращения заявителя, в рамках Федерального закона от 02.06.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Непосредственно ответ ФНС России не нарушает прав налогоплательщика, так как в данном случае права налогоплательщика затрагивают ненормативный акт Инспекции ФНС, а не ответ ФНС России по результатам рассмотрения жалобы. ФНС России не принималось решение, которым бы нарушались права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагались на него какие-либо обязанности, создавались иные препятствия для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем отсутствуют основания, предусмотренные статьей 198 АПК РФ для признания оспариваемого ответа ФНС России незаконным.
В рассматриваемой ситуации ответ ФНС России не является новым по отношению к вынесенному Инспекцией ФНС ненормативному акту, не создает для заявителя каких-либо ограничений либо запретов для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
(постановление АС Московского округа от 20.09.2023 по делу № А40-303087/2022 гр. Ляшенко)Суд признал, что 3-летний срок на возврат излишне уплаченных страховых взносов должен исчисляться с момента вступления в силу судебных актов о неосновательности выплат, на которые начислены взносыНалогоплательщик в 2017 году начислил и выплатил премии двум физическим лицам, уплатив с этих сумм страховые взносы. Впоследствии в 2019 и в 2020 гг. приказы о начислении премий и сделки по их выплате были признаны судом недействительными. В связи с этим в сентябре-октябре 2021 г. налогоплательщик представил уточненные расчеты по страховым взносам к уменьшению, а также заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов.
Налоговый орган отказал в возврате переплаты со ссылкой на пропуск налогоплательщиком 3-летнего срока, а также на отсутствие доказательств возврата физлицами спорных премий. Он сослался на
Определение Верховного Суда РФ от 28.10.2020 № 305-ЭС20-16051 по делу №
А40-263501/2019, касающееся вопроса возврата излишне уплаченного НДФЛ.
Суды признали позицию налогового органа неправомерной, отметив следующее.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 № 6219/06 указано, что соответствующий трехлетний срок начинает течь со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте переплаты по налогу. Согласно правовой позиции, изложенной в
Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08, по общему правилу следует исходить из того, что таким днем является именно день уплаты налога. Однако налогоплательщик может опровергнуть данную презумпцию, доказав, что на момент уплаты им налога существовали обстоятельства, которые исключали для него возможность узнать о факте переплаты.
В данном случае срок на подачу заявления о возврате излишне уплаченного налога следует исчислять с момента вступления в законную силу судебных актов, которыми признаны недействительными приказы в части начисления премии и сделки по выплате премий на основании указанных приказов. О возникновении переплаты налогоплательщику стало известно не ранее перерасчета на основании вынесенных судебных актов об оспаривании сделок.
Что касается ссылки налогового органа на вышеназванное Определение ВС, то данные правовые позиции ВС РФ не применимы к настоящему спору, поскольку схожие фактические обстоятельства отсутствуют. В рассматриваемой ситуации плательщиком взносов является налогоплательщик, а не работники, в связи с чем отсутствие факта возврата денежных средств по сделкам, признанным недействительными и применение последствий недействительности сделок, не влияет на предмет настоящего спора.
(постановление 9 ААС от 21.09.2023 по делу № А40-201582/2022 ПАО "ОФК Банк")