Дайджест № 263

Уважаемые коллеги, добрый день!

В дайджесте № 263
отмечаем интересные дела:
1)
Для применения пониженной ставки к дивидендам по СИДН требование о размере вложения в капитал должно быть выполнено именно получателем дивидендов, а не другим акционером
2)
Чрезмерный «перекос» в стоимости услуг между облагаемыми и необлагаемыми НДС составляющими признан злоупотреблением
3)
Ежемесячная выплата одинакового дохода учредителю до формирования финансового результата за отчетный период признана не дивидендами, а заработной платой
4)
Не стоит представлять в суд документы о фиктивном погашении задолженности с очевидно недостоверной датой изготовления
И многое другое...
Международное налогообложение
Минимальный размер иностранных инвестиций, необходимый для применения пониженной ставки по СИДН, определяется по каждому отдельно взятому, а не по всем инвесторам

По условиям СИДН между РФ и Швейцарской Конфедерацией от 15.11.1995 к доходам в виде дивидендов применяется пониженная налоговая ставка 5%, если фактическим владельцем дивидендов является организация (отличная от товарищества), которой прямо принадлежит по меньшей мере 20 процентов капитала организации, выплачивающей дивиденды, и иностранный капитал, инвестированный в нее, превышает двести тысяч (200 000) швейцарских франков или их эквивалент в любой другой валюте на момент начисления дивидендов.

Налогоплательщик при выплате дивидендов одному из двух своих швейцарских акционеров применил указанную пониженную ставку 5% исходя из того, что все условия для ее применения соблюдены, в т.ч. условие о минимальном размере инвестиций (200 000 швейцарских франков).

Налоговый орган признал применение пониженной ставки неправомерным исходя из того, что условие о минимальном размере инвестиций хотя в целом и соблюдено, но сами инвестиции осуществлены не спорным акционером, а вторым из них. Размер же инвестиций спорного акционера составляет лишь 9178,01 швейцарских франков.

По мнению налогоплательщика, данное обстоятельство не должно препятствовать применению пониженной ставки. В СИДН не указано, что иностранные инвестиции должны быть осуществлены только участником, получившим дивиденды. Такие инвестиции могут быть произведены любым участником компании, являющейся резидентом Швейцарии. Иными словами, для целей применения пониженной 5% налоговой ставки значение имеет доля в уставном капитале российской организации, принадлежащая иностранной компании – получателю дивидендов, и размер иностранного капитала, инвестированного в российскую организацию, независимо от того, внесены инвестиции иностранной компанией – получателем дивидендов либо иной иностранной компанией.

Суды отклонили довод налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа, отметив, что из содержания ст. 10 СИДН с Швейцарской Конфедерацией следует, что право на применение пониженной ставки налога зависит не только от достигнутого размера доли участия в капитале российской организации, но также от размера иностранных инвестиций, которые внесены лицом, имеющим фактическое право на доходы в виде дивидендов.

Под иностранной инвестицией в законе «Об иностранных инвестициях в РФ» понимается вложение иностранного капитала, осуществляемое иностранным инвестором непосредственно и самостоятельно в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору. В данном случае получателями дивидендов от налогоплательщика были различные иностранные компании, которые к моменту начисления дивидендов инвестировали иностранный капитал в него на различные суммы. Фактически накопленный размер вложенного в него иностранного капитала, превысил 200 000 швейцарских франков. Однако иностранные инвестиции спорного акционера, вложенные в налогоплательщика, составили менее этой суммы.

(постановление АС Северо-Западного округа от 25.05.2023 по делу № А56-106038/2022 ООО "Асстра Трейд Сервисес")
Общие положения налогового законодательства
Налоговый орган не обязан предоставлять по запросу взыскателя сведения о количестве и движении денежных средств по банковским счетам должника

Гражданин С., являвшийся взыскателем в рамках исполнительного производства (далее – взыскатель), обратился в Конституционный Суд РФ с требованием о признании не соответствующими ч. 2 ст. 24 Конституции РФ следующих норм: 1) ч. 8 и п. 2 ч. 2 ст. 69 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; 2) ст. 102 НК РФ.

Поводом для обращения в КС РФ стало то, что ранее суды в рамках арбитражного судопроизводства отказались признавать незаконными действия налогового органа по отказу предоставить взыскателю весь объем запрошенной им информации о должнике по исполнительному производству. Налоговый орган предоставил лишь информацию о счетах должника, не предоставив информацию о количестве и движении денежных средств по ним, сославшись на отсутствие у него полномочий истребовать данную информацию у банков по запросам взыскателей.

По мнению взыскателя, оспариваемые им нормы противоречат Конституции РФ, поскольку не обязывают налоговые органы оказывать взыскателю помощь и содействие в исполнении требований исполнительного документа путем предоставления по его запросу сведений о количестве и движении денежных средств по банковским счетам должника.

Конституционный Суд отказал в принятии жалобы взыскателя к рассмотрению, отметив, в частности, следующее.

Во-первых, оспариваемые нормы закона об исполнительном производстве, хотя и наделяют взыскателя правом обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении в т.ч. сведений о количестве и движении денежных средств на счетах должника, но ч. 9 ст. 69 Закона об исполнительном производстве, перечисляющая указанные категории сведений, адресована не только налоговым органам, но и банкам. И оспариваемые нормы не могут быть истолкованы как возлагающие на налоговый орган обязанность предоставления взыскателю любых сведений из числа указанных без учета фактического наличия или отсутствия у него таковых, а равно без учета пределов полномочий налоговых органов по истребованию данных сведений у банков, установленных налоговым законодательством, выступающим в этом отношении в качестве lex specialis.

Во-вторых, сведения как о реквизитах банковского счета лица, так и о количестве и движении денежных средств по этому счету наделены специальным правовым статусом, в связи с чем являются охраняемой законом банковской тайной, соблюдать которую обязаны банки (иные кредитные организации) и их сотрудники, а будучи полученными в установленном порядке налоговым органом, также продолжают пользоваться правовой охраной в качестве налоговой тайны.

(отказное определение Конституционного Суда РФ от 16.05.2023 № 1030-О
гр. Салтанов)



ОЦЕНКА TAXOLOGY

Теперь и Конституционный Суд РФ высказался по вопросу о наличии/отсутствии у налоговых органов обязанности по предоставлению взыскателям в исполнительном производстве информации о количестве и движении денежных средств по счетам должника (о таких спорах мы уже рассказывали на страницах нашего дайджеста, см., например, TaxDigest № 245, дело № А32-60040/2021).

Общий смысл позиции как арбитражных судов, так и КС РФ можно свести к тому, что в данной части нормы НК РФ носят специальный характер (lex specialis) по отношению к нормам законодательства об исполнительном производстве и, соответственно, наделяют налоговые органы полномочиями по сбору и дальнейшему использованию определенной информации о счетах должника лишь в той мере, насколько это необходимо именно для осуществления налогового контроля в отношении налогоплательщиков (а не для содействия взыскателю в исполнении исполнительного документа). Но даже и при наличии у налогового органа запрашиваемой информации на нее распространяется режим налоговой тайны с ее универсальным характером, что также препятствует использованию этой информации в целях, не связанных с налоговым контролем.
Необоснованная налоговая выгода
Суд признал, что налогоплательщик перераспределил стоимость двух оказываемых услуг в пользу необлагаемых налогом с целью получения необоснованной налоговой выгоды

Между налогоплательщиком, являющимся небанковской кредитной организацией, и Банком был заключен договор на инкассацию автоматов по приему платежей (АПП) услуг связи. Стоимость услуг разделена на две составляющие: 1) за услуги по инкассации АПП заказчик уплачивает исполнителю сумму в размере 50 руб. ежемесячно за каждый инкассированный в отчетном периоде АПП, включая НДС 18%; 2) за услуги по приему и по пересчету денежных средств ежемесячно – 2200 руб. за каждый инкассируемый аппарат (НДС не облагается подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ). Аналогичный договор налогоплательщик заключил еще с одним Банком.

По итогам проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что налогоплательщик умышленно в рамках одного договора распределил услуги таким образом, что основная стоимость (большая) приходилась на пересчет, являющиеся операцией, на которую распространяется предусмотренная льгота в виде освобождения от налогообложения, тогда как стоимость услуги по инкассации занижена с целью получения налоговой экономии.

Суды согласились с позицией налогового органа и рассмотрели спор в его пользу исходя из следующего.

В договорах, заключенных со спорными банками, тариф по пересчету и зачислению денежной наличности на корреспондентский счет клиента значительно превышает тариф на аналогичные услуги по сделкам, заключенным проверяемым налогоплательщиком с иными лицами. Так, тариф с иными лицами по перерасчёту наличных денежных средств составляет от 0,15% до 0,45%, тогда как фактический усредненный тариф по рассматриваемым спорным сделкам составил 4,2% и 8,7% от суммы приема и пересчета.

Кроме того, с одним из спорных банков позже был заключен договор на прием и перечисление денежной наличности. При этом размер платы за прием денежной наличности и ее зачислению на корреспондентский счет банка составляет 1% от принятой денежной наличности (т.е. заметно ниже чем 4,2%).

В итоге суды согласились с выводом налогового органа о том, что налогоплательщик при заключении договоров, включающих услуги инкассации, выполняемых им самостоятельно, умышленно занижает размер платы за инкассаторские услуги (облагаемые НДС), распределяя большую часть дохода на услуги пересчета (не облагаемые налогом на добавленную стоимость), лишь с одной единственной целью получения необоснованной налоговой экономии. Вознаграждение за перерасчет инкассированной наличности многократно превышает доход от инкассации денежных средств.

(постановление АС Поволжского округа от 07.06.2023 по делу № А55-16382/2022
НКО "Платежи и Расчеты")



Суд признал, что налогоплательщик под видом выплаты дивидендов фактически производил оплату труда

По итогам проверки налоговый орган установил, что налогоплательщик в целях снижения налоговой нагрузки в части уплаты страховых взносов производил под видом дивидендов ежемесячные выплаты за исполнение трудовых обязанностей, и, соответственно, полученные физлицами выплаты неправомерно не учитывались в составе налоговой базы для исчисления страховых взносов.

Налогоплательщик в качестве возражений указывал на то, что позиция налогового органа по сути лишает учредителей дивидендов, нарушая их право на получение прибыли от деятельности налогоплательщика. Сам по себе факт получения денежных средств учредителями еще не подтверждает факт трудовых отношений; налоговым органом не установлено какой именно объем работы выполнялся учредителями, а перечисление денежных средств не свидетельствует о том, что это была именно зарплата. Руководитель организации, являющийся ее учредителем, не может сам себе начислять и выплачивать зарплату. Налоговый орган должен был определить, какой объем денежных средств перечислялся в качестве вознаграждения за выполнение трудовых функций, а какой в качестве дивидендов.

Суды отклонили эти доводы налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа исходя из следующих обстоятельств.

Согласно Уставу налогоплательщика, решение о распределении чистой прибыли между участниками Общества принимается ежеквартально. В ходе же налоговой проверки установлено, что спорные выплаты физлицам производились один раз в месяц в одинаковой сумме на протяжении всех отчетных периодов: до окончания отчетного периода (квартала), ранее формирования финансового результата по итогам отчетного периода (квартала) на основании данных бухгалтерского учета, ранее составления протоколов внеочередных общих собраний участников. Денежные средства выплачивались участникам налогоплательщика в течение того налогового (отчетного) периода, на конец которого определялась сумма нераспределенной прибыли, то есть ранее принятия решения об их выплате и ранее формирования финансового результата, что противоречит ст. 28 Закона об ООО и ст. 43 НК РФ.

Если отношения сторон фактически складываются как трудовые, то независимо от их юридического оформления к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Суды также указали на то, что не налоговый орган должен был определить, какой объем денежных средств перечислялся в качестве вознаграждения за выполнение трудовых функций, а какой - в качестве дивидендов, а налогоплательщик должен был в установленном порядке отражать выплаченную заработную плату (с перечислением соответствующих страховых взносов), а не учитывать все выплаты как дивиденды.

(постановление АС Северо-Западного округа от 22.05.2023 по делу № А05-3395/2022 ООО "КБ РЭДЛАЙН")
НДС
При несвоевременно подтвержденном экспорте пени на сумму НДС не могут начисляться ранее истечения 180-дневного срока с момента экспорта

Налогоплательщик осуществил реализацию товаров на экспорт, но в установленный 180-дневный срок не собрал пакет документов, подтверждающих реализацию. В связи с этим он уплатил в бюджет сумму НДС и пени, но впоследствии пришел к выводу о том, что сумма пени должна исчислять не с 26-го числа месяца, следующего за месяцем отгрузки товаров на экспорт (как полагал налоговый орган), а начиная с 181-го дня с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.

В связи с этим налогоплательщик потребовал от налогового органа произвести перерасчет пени в сторону уменьшения, но налоговый орган отказал в этом.

Налоговый орган ссылался на положения ст.ст. 164, 165, 167 НК РФ, согласно которым налогоплательщик, который не успел собрать пакет документов, подтверждающих обоснованность экспорта, в течение 180 дней, обязан включить в налоговую базу стоимость реализованных на экспорт товаров, определив налоговую базу на момент реализации. Соответственно, налог подлежит уплате за налоговый период реализации, а пропуск этого срока влечет начисление пени по правилам ст. 75 НК РФ с момента пропуска указанного срока.

Суды рассмотрели спор в пользу налогоплательщика, отметив следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 174 НК РФ уплата НДС производится за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ. Однако оснований считать сроком уплаты налога по неподтвержденным экспортным операциям срок, установленный п. 1 ст. 174 НК РФ не имеется, так как этот срок установлен для уплаты налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, то есть по операциям реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Операции по реализации товаров (работ, услуг), указанные в п. 1 ст. 164 НК РФ, в вышеуказанных подпунктах ст. 146 НК РФ не перечислены и, соответственно, срок уплаты налога, установленный ст. 174 НК РФ, на данные операции не распространяется.

С учетом изложенного, для налогоплательщика, не успевшего в течение 180 дней собрать пакет подтверждающих экспорт документов, наступают негативные последствия в виде обязанности исчислить и уплатить налог. Из норм НК РФ не следует, что указанные обстоятельства влекут последствия в виде начисления пени за период с момента экспортной реализации.

(постановление АС Московского округа от 09.06.2023 по делу № А40-253750/2021
АО "Метровагонмаш")
Налог на прибыль
Суд признал, что передача кредитору собственных простых векселей не свидетельствует о погашении кредиторской задолженности перед ним

По итогам проверки налоговый орган пришел к выводу о занижении налогоплательщиком налогооблагаемой базы в связи с не включением в состав внереализационных доходов суммы кредиторской задолженности перед ликвидированной организацией (кредитором), оплаченной собственными долговыми расписками.

Налогоплательщик в качестве возражений указывал на то, что задолженность в данной части погашена им выпущенными и переданными в счет погашения задолженности простыми векселями.

Суды отклонили этот довод налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа исходя из следующих обстоятельств.

В спорных простых векселях отсутствуют обязательные реквизиты: адрес платежа, по которому новый владелец векселя (посредством индоссамента) сможет получить оплату (местом платежа указан г. Тольятти), дата составления простых векселей, что свидетельствует о несоблюдении обязательных требований к простому векселю.

Согласно представленной копии Приказа от 19.09.2019 один из векселей со сроком предъявления не ранее 16.09.2021, был оформлен и выдан в целях отсрочки платежа в условиях пандемии короновируса и временной недостаточности собственных оборотных средств. При этом короновирусная инфекция внесена Минздравом РФ в перечень опасных заболеваний 02.02.2020, что свидетельствует о том, что Приказ от 19.09.2019 был сформирован значительно позже даты - 19.09.2019 и является фиктивным.

Суды отклонили довод налогоплательщика о том, что кредитор мог до прекращения своей деятельности передать простые векселя по индоссаменту любому другом лицу. Этот довод носит предположительный характер, и налоговым органом на основании анализа сведений налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, представленной кредитором до его ликвидации, было установлено, что операции по реализации (погашению) ценных бумаг в Листе 05 отсутствуют, что свидетельствует об отсутствии факта дальнейшей реализации (передачи) простых векселей.

В итоге суды поддержали вывод налогового органа о том, что два простых векселя, выпущенные налогоплательщиком, не являются ценными бумагами и не имеют силы вексельных обязательств, а, следовательно, не могут быть приняты в качестве оплаты кредиторской задолженности. Данные спорные простые векселя являются фактически письменным подтверждением со стороны налогоплательщика о существующей неоплаченной задолженности перед контрагентом.

(постановление АС Поволжского округа от 02.06.2023 по делу № А55-16915/2022
ООО "АРТ-Механика")
TaxDigest для Вас представили:
Надеемся, что предоставленная информация окажется для Вас полезной. Мы готовы ее обсудить в удобном для Вас формате.