Налоговый орган при принятии решения по итогам выездной проверки вправе, но не обязан учитывать факты подачи уточненных деклараций налогоплательщиками после составления акта проверки По итогам выездной проверки налоговый орган принял решение налогоплательщика о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в т.ч. в части эпизодов по взаимоотношениям с несколькими «техническими» компаниями, операции с которыми признаны нереальными.
Налогоплательщик, по существу не оспаривая выводы отдельных пунктов решения налогового органа о нереальности операций, посчитал их незаконными, поскольку налоговый орган не учел представленные уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль и по НДС после составления акта проверки, но до вынесения оспариваемого решения.
Суды не согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели данный спорный эпизод в пользу налогового органа, отметив следующее.
Налоговый орган вправе, но не обязан учитывать факты подачи уточненных деклараций налогоплательщиками после составления акта выездной проверки, сохраняя свое право на последующее проведение в их отношении соответствующих мероприятий налогового контроля.
Кодекс не устанавливает критерии для проверки показателей уточненных налоговых деклараций, представленных после составления акта выездной проверки, но до вынесения решения по ней, исключительно в рамках проведения мероприятий дополнительного налогового контроля, камеральной налоговой проверки, либо проведения повторной выездной налоговой проверки, оставляя указанные правомочия на усмотрение налогового органа.
Поскольку результаты проверки уточненных деклараций на момент вынесения спорного решения отсутствовали, принятие решения без учета данных уточненных налоговых деклараций, представленных налогоплательщиком, с последующим проведением их камеральных проверок, не может служить основанием признания решения налогового органа недействительным.
(постановление АС Северо-Западного округа по делу № А05-1943/2022 ООО "Стройсевснаб+")Суд признал недоказанным факт принятия налоговым органом решения о проведении выездной проверки в дату, которая не согласуется с данными оператора электронного документооборотаНалоговый орган вынес решение о проведении в отношении налогоплательщика выездной проверки за период с 01.01.2018 по 31.12.2020. Решение датировано 30.12.2021. По мнению налогоплательщика, решение о проведении проверки фактически принято налоговым органом не 30.12.2021, а 08.01.2022, следовательно, 2018 год не может входить в проверяемый период. Это подтверждается письмом оператора электронного документооборота о расшифровке имен файлов, в приложении к которому содержится таблица с указанием на дату формирования передаваемых файлов – 20220108 (год, месяц, день). В связи с этим решение о проведении проверки должно быть признано недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций не согласились с налогоплательщиком исходя из того, что все действия по созданию, подписанию и направлению в адрес налогоплательщика спорного решения совершены налоговым органом 30.12.2021. Отправка (выгрузка) решения, имевшая место 08.01.2022, произведена в автоматизированном режиме без вмешательства должностных лиц налогового органа. Представленные налоговым органом во исполнение определения суда скриншоты из программного обеспечения АИС Налог-3 подтверждают принятие налоговым органом оспариваемого решения 30.12.2021.
При этом суд апелляционной инстанции отклонил довод налогоплательщика о несоответствии представленных налоговым органом документов формам, предусмотренным Едиными требованиями к формированию информационного ресурса «Выездные налоговые проверки», утвержденным приказом ФНС от 04.02.2016 № ММВ-7-2/60@.
Суд кассационной инстанции отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение, обратив внимание на следующие доводы налогоплательщика.
Согласно приложению №2 к Изменениям, вносимым в Единые требования к формированию информационного ресурса «Выездные налоговые проверки», установленным приказом ФНС России от 04.02.2016 «ММВ-7-2/60@, такие позиции как «дата решения», «дата направления» заполняются автоматически. Вместе с тем согласно письму оператора электронного документооборота файл «Решение о проведении выездной налоговой проверки» был сформирован 08.01.2022, а не 30.12.2021.
Налоговым органом не представлены оформленные в соответствии с приказом ФНС России от 04.02.2016 № ММВ-7-2/60@ «скрин-шоты» сформированного в рабочей версии АИС инспекции решения от 30.12.2021 о проведении выездной проверки, а также журнал регистрации формируемых (исходящих) документов. В свою очередь, представленные налоговым органом в материалы дела Приложения № 1-6 журнала учета решений о проведении выездных налоговых органов не отвечают правилам их заполнения, учетный номер документа не совпадает с наименованием файла, указанного в письме оператора, в приложении № 6 после открытия файла выходит файл с другим наименованием, что, по мнению общества, подтверждает формирование решения в автоматизированной информационной системе 08.01.2022.
(постановление АС Поволжского округа от 05.12.2022 по делу № А65-4220/2022 ООО "ТехноХимПром")ОЦЕНКА TAXOLOGYМы вновь обращаемся к совсем недавно затронутой в
TaxDigest № 243 и актуальной для каждого января теме получения налогоплательщиком решения о проведении выездной налоговой проверки в первые рабочие дни этого месяца, когда само решение датировано одним из последних дней прошедшего года, но у налогоплательщика есть основания для сомнений в достоверности этой даты. Данное дело в отличие от целого ряда схожих споров, показывает, что у налогоплательщика, несмотря на относительную сложность связанных с электронным документооборотом технических аспектов обоснования своей позиции, все же есть шансы убедить суд в том, что решение о проведении в отношении него выездной проверки (с учетом данных оператора ЭД) не могло быть вынесено в последние предновогодние дни. И сейчас, учитывая, что дело направлено на новое рассмотрение, его дальнейшая судьба представляет особый интерес для многих налогоплательщиков, оказавшихся в самом начале года в аналогичной ситуации.
НК РФ не предусмотрена обязанность налогового органа по возврату налогоплательщику документов, изъятых у него в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятияУ налогоплательщика сотрудником УФСБ в соответствии со ст.ст. 6, 7, 14, 15 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» произведено изъятие папок с документами (договоры, приложения, спецификации, товарные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, доверенности, коммерческие предложения, бухгалтерские проводки и другие) за несколько лет, о чем составлен протокол обследования.
Далее эти документы переданы в Управление ФНС для установления фактов нарушений налогового законодательства ряда организаций, в том числе и налогоплательщика. УФНС передало эти документы в Инспекцию ФНС, которая назначила в отношении налогоплательщика выездную проверку.
По окончании проверочных мероприятий налогоплательщик обратился в ИФНС с письмом, в котором просил возвратить изъятые документы. Налоговый орган отказал в возврате документов со ссылкой на то, что в рамках выездной проверки документы не изымались, их выемка не производилась.
Налогоплательщик оспорил в суде уклонение налогового органа от возврата документов, но суды рассмотрели спор в пользу налогового органа, отметив следующее.
Из системного толкования норм НК РФ следует, что обязанность налогового органа по возврату документов налогоплательщику возникает при условии, что документы были затребованы у налогоплательщика в порядке ст. 93 НК РФ, либо изъяты в порядке ст. 94 НК РФ.
Положениями Федерального закона № 144-ФЗ не предусмотрен возврат налоговыми органами результатов оперативно-розыскной деятельности как органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, так и лицу, в отношении которого были проведены оперативно-розыскные мероприятия, результаты которых переданы налоговому органу.
Также и действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрена обязанность налогового органа по возврату налогоплательщику документов, изъятых у него в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия.
Поскольку у налогового органа отсутствуют какие-либо правоотношения с налогоплательщиком, связанные с изъятием документов, налоговый орган не вправе вернуть документы в его адрес без согласования с органами УФСБ.
Кроме того, налоговый орган в целях соблюдения прав налогоплательщика предлагал ему явиться в ИФНС для получения копий документов, а после неявки направил эти копии почтой. Таким образом, отметил суд, действиями налогового органа не были нарушены какие-либо нормы налогового законодательства, доводы налогоплательщика о недобросовестном поведении налогового органа и незаконном удержании им документов являются несостоятельными.
(постановление АС Поволжского округа от 21.12.2022 по делу № А49-319/2022 ООО "Тройка")