На налогоплательщика не должны возлагаться негативные последствия, вызванные продолжительным периодом доставки корреспонденцииНалогоплательщик 20.12.2021 направил в налоговый орган простым письмом уведомление о переходе на УСН с 01.01.2022, что подтверждается отметкой отделения Почтовой связи на конверте.
14.02.2022 в адрес налогоплательщика от налогового органа поступило Сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на УСН от 07.02.2022, в котором налоговый орган сообщил, что уведомление о переходе на УСН получено налоговым органом 31.01.2022, в связи с чем сроки, установленные п.1 и 2 ст. 346.13 главы 26 НК РФ нарушены и применение УСН невозможно.
Налогоплательщик оспорил указанное Сообщение, и суды рассмотрели спор в его пользу исходя из следующего.
Реестром почтовых отправлений подтверждается, что 20.12.2021 налогоплательщик направил в адрес налогового органа простое письмо, которое содержало Уведомление о переходе с 01.01.2022 на упрощенную систему налогообложения с применением объекта налогообложения «доходы».
Доказательств, свидетельствующих о том, что налогоплательщик не предпринял все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, в материалы дела не представлено.
Поскольку срок доставки почтовых отправлений организацией связи, а также срок получения корреспонденции налоговым органом не зависят от волеизъявления юридического лица и находятся вне сферы его контроля, то на юридическое лицо не могут быть возложены негативные последствия, вызванные продолжительным периодом доставки корреспонденции.
Указание в сообщении налогового органа на невозможность рассмотрения заявления налогоплательщика о переходе на УСН со ссылкой на нарушение сроков, установленных ст. 346.13 НК РФ, нарушает права налогоплательщика, поскольку влечет за собой неблагоприятные последствия и препятствует осуществлению им предпринимательской деятельности по упрощенной системе налогообложения.
(постановление АС Московского округа от 23.11.2022 по делу № А40-62030/2022 ООО "Монтажное управление №7")Суд признал, что технический сбой при направлении налогоплательщику решения о проведении выездной проверки не привел к нарушению трехлетнего срока давности налогового контроляРешением налогового органа от 29.12.2021 в отношении налогоплательщика назначена выездная проверка по всем налогам, сборам, страховым взносам за период с 01.01.2018 по 31.12.2020. Это решение получено налогоплательщиком 19.01.2022, что подтверждается квитанцией о приеме электронного документа.
Между тем, по мнению налогоплательщика, это решение фактически не могло быть вынесено и направлено ему 29.12.2021. Решение о проведении выездной налоговой проверки от 29.12.2021 в системе отправки по каналам ТКС отражено с датой создания 12.01.2022 (дата восстановления процесса отправки документов после массовой ошибки системы), и датой отправки документа 13.01.2022. Нет и доказательств того, что оно и в бумажном варианте было подписано начальником налогового органа 29.12.2021. В свою очередь это означает, что налоговый орган допустил нарушение 3-летнего срока давности налогового контроля (2018 год в данной ситуации уже не мог быть охвачен выездной проверкой), соответственно, решение о проведении выездной проверки подлежит признанию недействительным.
Налоговый орган, в свою очередь, в качестве подтверждения даты создания решения и его отправки ссылался на распечатку из программного комплекса налогового органа АИС Налог-3. Проблема с несвоевременной отправкой документов по ТКС в адрес налогоплательщиков в период с 23.12.2021 по 12.01.2022 являлась массовой, что зафиксировано на сайте портала ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России. Именно в связи с наличием данной проблемы оспариваемое решение, вынесенное 29.12.2021, отправлено в адрес налогоплательщика 13.01.2022 после решения указанной проблемы.
Кроме того, технологический процесс создания выездной проверки строго регламентирован программным комплексом АИС Налог-3. Только после того, как Решению о проведении ВНП присвоен статус «подписано», открывается комплекс мероприятий, в котором регистрируются все действия инспектора, проводящего проверку. Только после открытия комплекса мероприятий у проверяющего инспектора появляется доступ к созданию требований, поручений, запросов, повесток, уведомлений. В адрес налогоплательщика 29.12.2021 по ТКС были направлены также требование о представлении документов (информации), уведомление о необходимости обеспечения ознакомления с документами. Это дополнительно подтверждает факт принятия решения о проведении выездной проверки именно 29.12.2021.
Суды сочли убедительными такие доводы налогового органа, рассмотрев спор в его пользу. Апелляционный суд при этом, отклоняя довод налогоплательщика о том, что проверка в программном комплексе АИС Налог-3 открыта до подписания начальником (заместителем начальника) инспекции, отметил, что данный довод невозможно ни опровергнуть, ни подтвердить. В программном комплексе не отражается время подписания документа на бумажном носителе, а фиксируется лишь последовательность действий уполномоченного сотрудника инспекции, действиями которого по присвоению Решению о проведении ВНП статуса «подписано» презюмируется подписание документа на бумажном носителе соответствующим должностным лицом.
(постановление АС Дальневосточного округа от 06.12.2022 по делу № А51-4497/2022 ООО "Антарктида")ОЦЕНКА TAXOLOGYДело акцентирует внимание на новом нюансе в достаточно известной спорной ситуации с определением сроков давности налогового контроля при вынесении и получении решения о проведении выездной налоговой проверки, соответственно, до и после 1 января очередного года. Нюанс связан с наличием технического сбоя при формировании и отправке налогоплательщику решения о проведении проверки и созданию ситуации, при которой может показаться, что именно доказательства, представленные оператором электронного документооборота (в части спорных дат), должны иметь определяющее значение при ее разрешении в пользу налогоплательщика. Однако, как показывает исход дела, это далеко не совсем так, приоритет в оценке доказательств может быть отдан и внутренним документам и правилам, имеющимся у налогового органа. В итоге сам факт технического сбоя по сути имеет лишь те же последствия, что и техническая ошибка в содержании решения о проведении проверки.
Суд признал, что пропуск налоговым органом срока на повторное предъявление исполнительного документа на взыскание налоговой задолженности приводит к признанию ее безнадежной для взысканияУ налогоплательщика имелась задолженность по налогам и страховым взносам, в отношении которой налоговый орган выносил постановления об обращении взыскания на имущество налогоплательщика (ст. 47 НК РФ). На основании этих постановлений службой судебных приставов были возбуждены исполнительные производства, которые в дальнейшем были окончены в связи с невозможностью установить местонахождение должника (налогоплательщика), его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях. Исполнительные документы возвращены взыскателю (налоговому органу). Повторно ко взысканию эти исполнительные документы не предъявлялись.
В такой ситуации налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании данной спорной налоговой задолженности безнадежной к взысканию.
Суд первой инстанции удовлетворил требование налогоплательщика, отметив, что из имеющихся в материалах дела документов не усматривается, что налоговым органом приняты меры для взыскания спорной задолженности после возвращения постановлений от службы судебных приставов. Таким образом, налоговый орган не обосновал и документально не подтвердил, что в настоящее время им предпринимаются попытки ко взысканию спорной задолженности, и что у налогового органа имеется реальная возможность взыскания спорных сумм налогов и пени.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и рассмотрел спор в пользу налогового органа исходя из того, что для признания задолженности безнадежной ко взысканию после окончания исполнительного производства должны быть соблюдены условия, предусмотренные подп. 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ. Однако в рассматриваемом случае пятилетний срок взыскания с момента образования спорой задолженности не истек, а размер требований к должнику превышает размер, установленный законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве.
Суд кассационной инстанции отменил апелляционное постановление, рассмотрев в итоге спор в пользу налогоплательщика. Он отметил, что для предъявления к исполнению таких исполнительных документов как постановление налогового органа об обращении взыскания на имущество налогоплательщика установлен шестимесячный срок (части 6 и 6.1 ст. 21 Закона об исполнительном производстве). В силу ч. 2 ст. 23 Закона об исполнительном производстве пропущенные сроки предъявления к исполнению указанных исполнительных документов восстановлению не подлежат. Таким образом, пропуск налоговым органом установленного положениями Закона об исполнительном производстве срока для повторного предъявления в службу судебных приставов постановления о взыскании задолженности за счет имущества должника является основанием для признания такой задолженности безнадежной к взысканию на основании подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ.
(постановление АС Западно-Сибирского округа от 17.11.2022 по делу № А45-23525/2021 ООО СБ ЧОП "Лидер")