Выплата налогоплательщику компенсации за изъятое имущество не свидетельствует о реализации этого имущества и возникновении обязанности по исчислению НДСНалогоплательщик являлся собственником земельного участка и нескольких зданий, расположенных на этом участке. В связи с необходимостью изъятия этого участка для государственных нужд между ним и региональной администрацией было заключено соглашение о компенсации налогоплательщику стоимости участка и зданий, а также убытков, причиненных их изъятием.
По мнению налогового органа, невключение налогоплательщиком в налоговую базу по НДС стоимости реализации зданий, полученной по соглашению о компенсации, привело к занижению налогооблагаемой базы по НДС.
Суды не согласились с позицией налогового органа и рассмотрели спор в пользу налогоплательщика исходя из следующего.
Фактические обстоятельства дела, документальное оформление передачи имущества, располагающегося на земельном участке в связи с его изъятием и подлежащего сносу в целях строительства автомобильной дороги, указывают на отсутствие операции по реализации имущества, свидетельствуют об изъятии (отчуждении) земельного участка и недвижимого имущества, расположенного на нем, для государственных нужд, в связи с чем полученные налогоплательщиком денежные средства не могут быть расценены в качестве средств, полученных от реализации товаров (работ, услуг), а также средств, связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), так как, по сути, представляют собой установленный гражданским законодательством способ компенсации за изъятие имущества для государственных нужд. Компенсация за изъятие земельного участка с находящимся на нем недвижимым имуществом, предусмотренная ст.ст. 239.2, 281 ГК РФ, не является реализацией объектов недвижимости в смысле, придаваемом ст. 39 НК РФ.
Судом также установлено и отмечено, что возмещение рыночной стоимости изъятого имущества произведено обществу без учета НДС, что непосредственно следует из назначения платежных документов.
Ссылки налогового органа на п. 11 Обзора практики рассмотрения судами дел, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015 и решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.06.2018 по делу №
А40-176667/13-16-1673 рассмотрены судами и отклонены как не имеющие отношения к спорной ситуации.
(постановление АС Уральского округа от 07.11.2022 по делу № А50-688/2022 АО "Пермский маргариновый завод")Нарушение срока принятия налоговым органом решения по камеральной проверке декларации по НДС не предоставляет налогоплательщику права заявить имущественное требование о его возмещенииВ 2018 году налогоплательщик представил уточненную декларацию по НДС с суммой налога к возмещению. По итогам камеральной проверки налоговый орган составил акт, в котором указал на отсутствие права на вычеты и возмещение НДС.
Налогоплательщик представил возражения на акт проверки, после которых налоговый орган провел дополнительные мероприятия налогового контроля, составил по их итогам дополнение к акту, в котором подтвердил свой вывод об отсутствии у налогоплательщика права на возмещение НДС.
При этом решение по итогам камеральной проверки так и не было вынесено, и налогоплательщик спустя полгода обратился в налоговый орган с заявлением о возврате НДС. Налоговый орган отказал в возврате НДС, поскольку решение по камеральной проверке еще не принято.
Налогоплательщик обратился в суд с имущественным требованием о возврате НДС, и суды первой и апелляционной инстанций рассмотрели спор в его пользу.
При этом было отмечено, что в рассматриваемом случае налоговый орган необоснованно затянул процесс проведения проверки и принятия решения, поскольку с окончания камеральной проверки (20.03.2019) на момент рассмотрения настоящего спора в суде прошло более трех лет, однако какого-либо решения, подтверждающего либо опровергающего право на возмещение НДС, налоговым органом принято не было. Объективных причин, препятствующих принятию ненормативного акта, им названо не было.
Налоговый орган подал кассационную жалобу, в которой указал, что непринятие на момент рассмотрения настоящего дела налоговым органом решения по результатам камеральной проверки налоговой декларации и решения о возмещении суммы налога в заявленном размере не может изменять действующий порядок возмещения налога, установленный ст. 176 НК РФ, посредством принятия судебного акта о возмещении спорной суммы. В рассматриваемом случае суд фактически подменил собой налоговый орган в части осуществления им полномочий налогового контроля.
Суд кассационной инстанции согласился с такой позицией налогового органа, направив дело на новое рассмотрение и отметив следующее.
Принятие решения о возмещении либо об отказе в возмещении налога отнесено к компетенции налоговых органов, которые принимают такие решения по результатам камеральной проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации.
В рассматриваемом случае суды подтвердили право налогоплательщика на возмещение сумм налога без проверки их обоснованности и правомерности, фактически освободив налогоплательщика от ответственности за совершение налогового правонарушения, что является неправомерным и направлено на подмену налогового органа в части осуществления им полномочий налогового контроля.
(постановление АС Волго-Вятского округа от 02.11.2022 по делу № А38-3086/2021 ООО "СтройПодряд")ОЦЕНКА TAXOLOGYДанное дело возвращает нас к популярной и востребованной в последнее время теме нарушения налоговым органом процедурных сроков при проведении налогового контроля, а также к достаточно интересному теоретическому и практическому вопросу о возможности выбора налогоплательщиком по своему усмотрению одного из нескольких способов защиты своих интересов. Различная позиция судов в этом деле показывает, что в целом применительно к рассматриваемой ситуации этот вопрос является спорным. И даже если согласиться с достаточно известным выводом кассационной инстанции о том, что судебный контроль не должен подменять собой административный контроль, то продолжает оставаться открытым вопрос об обеспечении защиты интересов налогоплательщиков в подобных ситуациях. Напомним также, что относительно недавно рассматривался спор, где налогоплательщиком было заявлено требование об обязании налогового органа, длительное время не принимавшего решение по итогам налоговой проверки, принять такое решение. Тот спор был рассмотрен судами трех инстанций в пользу налогоплательщика (дело №
А40-135677/2021,
TaxDigest № 206). Вероятно, по мысли суда, без рассмотрения оснований для права на вычет по существу суды могли изучить только вопрос о незаконности бездействия налогового органа по принятию решения после рассмотрения материалов проверки, но не удовлетворять имущественное требование по формальным основаниям.