В связи с неоднократным немотивированным продлением срока рассмотрения материалов налоговой проверки суд обязал налоговый орган в месячный срок принять решение по ее итогам В отношении налогоплательщика была проведена выездная проверка по всем налогам за 2014-2016 гг. По итогам рассмотрения акта проверки и возражений на него налоговый орган принял решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрение материалов проверки было назначено на 02.09.2019. Однако в этот день рассмотрение материалов было перенесено на другую дату, в которую оно также не состоялось и было перенесено на последующую дату, и снова не состоялось. Такая ситуация продолжалась более двух лет.
В связи с этим налогоплательщик обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в продлении срока рассмотрения материалов проверки; обязании рассмотреть материалы выездной налоговой проверки 16.11.2021 и принять решение по материалам проверки в порядке п. 7 ст. 101 НК РФ.
Налогоплательщик указывал, что на протяжении длительного времени налоговый орган не рассматривает материалы выездной налоговой проверки, по надуманным основаниям каждый раз откладывая назначенную дату рассмотрения, что нарушает баланс частных и публичных интересов в налоговых правоотношениях, лишает налогоплательщика определенности в части ее результатов, приводит к существенному увеличению периода начисления пени, что в случае отказа в удовлетворении его возражений приведет к существенному увеличению его налоговых обязанностей.
В свою очередь налоговый орган в обоснование неоднократных переносов дат рассмотрения материалов выездной проверки указал, что «в настоящее время невозможно принять решение по результатам проведения мероприятий налогового контроля, поскольку … проводится анализ поступающих документов (информации) по мере их поступления и ознакомление с их результатами налогоплательщика».
Суд удовлетворил требования налогоплательщика, указав, что в рассматриваемом случае имеет место не только злоупотребление налоговым органом правом на неоднократное продление срока рассмотрения материалов проверки, но и нарушение положений абз. 2 п. 1 ст. 101 НК РФ – продление срока рассмотрения материалов проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля в случае, не предусмотренном Кодексом. Более того, буквальное толкование положений абз. 1 п.1 ст.101 НК РФ также приводит к выводу о том, что предусмотренная им возможность продления срока рассмотрения материалов проверки является однократной, а срок отложения – предельным («не более чем на один месяц»).
Суд отклонил довод налогового органа о том, что налогоплательщик мог бы уплатить недоимку по НДС и налогу на прибыль, установленную актом проверки, с целью прекращения начисления ему пени. Он отметил, что столь длительная неопределенность в результатах рассмотрения материалов проверки обоснованно расценивается налогоплательщиком как наличие сомнений у налогового органа в выводах, изложенных в акте проверки, что, безусловно, никак не может способствовать побуждению налогоплательщика к оплате начислений, указанных в акте проверки.
Судом при оценке обстоятельств дела также учтена правовая позиция ВС РФ, изложенная в определении от 05.07.2021 № 307-ЭС21-2135 по делу №
А21-10479/2019 (ООО «Неринга»).
(решение АС г. Москвы от 02.11.2021 по делу № А40-135677/2021 АО "Сибпроект") ОЦЕНКА TAXOLOGY Дело представляет собой еще один (причем позитивный) пример борьбы налогоплательщиков с нарушением налоговыми органами процедурных сроков при проведении налогового контроля и оформлении его результатов. На этот раз налогоплательщик решил применить не столь часто встречающийся способ защиты своих прав интересов в данной ситуации как обязание налогового органа совершить те или иные действия, и эта попытка оказалась успешной. Не исключено, что в дальнейшем (в случае принятия решения о доначислении ему налогов по итогам этой проверки) им могут быть использованы и другие способы защиты, учитывая наличие столь длительного (более 2 лет) нарушения срока принятия решения по итогам проверки. Решение суда обращает на себя внимание также тем, что наконец суд не игнорирует (как это часто бывает) обычный для таких ситуаций довод налогоплательщика о том, что затягивание налоговым органом процедурных сроков приводит к увеличению суммы пени. Кроме того, несмотря на то, что в данном деле предмет требований, фабула и заявитель совершенно иные, чем в известном деле ООО «Неринга», суд не забывает взять из Определения ВС по данному делу некоторые обозначенные в нем принципиальные позиции.
Принятие налоговым органом решения о проведении выездной проверки в последний день года не влияет на охватываемый ею период Налоговым органом принято решение от 30.12.2020 о проведении в отношении налогоплательщика выездной налоговой проверки по всем налогам за период с 01.01.2017 по 31.12.2017. Решение получено налогоплательщиком 04.01.2021.
По мнению налогоплательщика, при полученном в январе 2021 года решении налогового органа о проведении выездной налоговой проверке, проверка не должна охватывать 2017 год, возможный трехлетний период налоговой проверки - с 2018 по 2020 годы. То есть период проведения выездной налоговой проверки зависит от даты вручения решения о проведении проверки.
Суды признали позицию налогоплательщика необоснованной, исходя из положений ст. 89 НК РФ, согласно которому срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Судами отмечено, что обязанность вручать решение о проведении проверки в том году, в котором соответствующее решение вынесено, законодательно не установлена, НК РФ таких положений не предусматривает. Вручение решения о назначении выездной налоговой проверки позднее дня его вынесения не является нарушением.
Иные доводы (относительно того, что решение вынесено налоговым органом в последний рабочий день в 2020 году, на текущий период организация претерпевает негативные последствия в связи с проведением налоговой проверки) являются несостоятельными, поскольку вынесение решения в последний рабочий день года не противоречит законодательству и не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, а последующие действия налогового органа по проведению проверки, ее длительность не влияют на оценку законности решения о проведении проверки на дату его принятия.
(постановление АС Западно-Сибирского округа от 15.11.2021 по делу № А45-7503/2021 ООО "Торговый центр "Атолл")