Налоговый орган вправе на основании ст. 93.1 НК РФ истребовать документы сразу по нескольким контрагентам налогоплательщикаНалоговым органом вне рамок налоговой проверки на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ в адрес налогоплательщика было направлено сразу несколько требований о представлении документов и информации, касающихся сделок налогоплательщика с его контрагентами, в которых было указано на необходимость представления документов и информации по перечню.
Налогоплательщик оспорил законность этих требований в суде, основываясь на собственном толковании данной нормы и на толковании, содержащемся в Определении Конституционного Суда РФ от 07.04.2022 № 821-О. В частности, он указывал на то, что: 1) п. 2 ст. 93.1 НК РФ ограничивает полномочия налогового органа по истребованию документов и информации конкретной сделкой; 2) данная норма ограничивает полномочия налогового органа по истребованию документов обоснованной необходимостью. В данном случае налоговым органом не представлено решительно никаких доказательств существования какой-либо фактической необходимости истребования столь большого объема документов ни по одному из требований и ни по одной из сделок; 3) в вышеназванном Определении КС РФ судом разъяснено, что применительно и конкретно к п. 2 ст. 93.1 НК РФ суды обязаны при рассмотрении дела исследовать фактические обстоятельства по существу, не ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы, с тем, чтобы право на судебную защиту не оказалось ущемленным, и с учетом баланса обеспечения частных и публичных интересов в налоговой сфере. В данном же случае налоговый орган оказался полностью освобожденным от доказывания обоснованности выставления оспариваемых требований.
По мнению налогоплательщика, все требования направлены налоговым органом с целью получения информации относительно деятельности налогоплательщика за указанные налоговые периоды вне предусмотренных НК РФ мероприятий налогового контроля.
Суды не согласились с доводами налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа, отметив, в частности, следующее.
В Определении Конституционного Суда РФ от 07.04.2022 № 821-О указано, что количество запросов (требований) норма п. 2 ст. 93.1 НК РФ не устанавливает, что оставляет за налоговым органом право истребовать документы (информацию), относящиеся не только к одной, но и к нескольким конкретным сделкам, притом что это право не может быть использовано вместо контрольных полномочий, подлежащих применению в рамках проведения налоговой проверки.
Суды также отклонили довод налогоплательщика о том, что информация, истребованная налоговым органом направлена на контроль налоговых обязательств налогоплательщика, а не контрагентов, поскольку все документы и информация, истребованные у налогоплательщика относится к хозяйственным отношениям по совершению налогоплательщиком сделок с контрагентами (документы по приобретению и реализации товаров, работ, услуг).
(постановление АС Северо-Западного округа от 24.10.2022 по делу № А56-75819/2021 ОАО "Завод Магнетон")ОЦЕНКА TAXOLOGYДанное дело представляет собой одну из первых (и пока не вполне успешных) попыток налогоплательщиков использовать в качестве средства правовой защиты своих интересов при истребовании документов на основании п.2 ст. 93.1 НК РФ позиции КС РФ, изложенные в Определении Конституционного Суда РФ
от 07.04.2022 № 821-О. Об этом определении и его значимости для судебной практики мы рассказывали в
TaxDigest № 224. Позицию налогоплательщика в этом и аналогичном делах понять в целом можно, так как слишком уж тонкой иногда является грань между пресловутым «предпроверочным анализом» деятельности самого налогоплательщика и формально законным истребованием документов в отношении не одного, а нескольких (или даже всех) контрагентов налогоплательщика. Однако похоже, что суды, исходя из специфики актов Конституционного Суда РФ с их предельно общими, а иногда и вовсе размытыми выводами, пока воспринимают содержащиеся в них позиции лишь в качестве рекомендаций, отдавая приоритет уже сложившейся практике применения ст. 93.1 НК РФ с ее сугубо формальным толкованием в пользу налоговых органов.
Суд признал, что налоговый орган неверно определил количество истребуемых документов при расчете штрафа за их непредставлениеВ рамках выездной проверки у налогоплательщика были истребованы документы, которые в итоге представлены в срок не были, за что налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 43 585 200 руб. (УФНС снизило размер этого штрафа до 10 848 800 руб.).
При судебном обжаловании решения о привлечении к ответственности налогоплательщик ссылался на различные обстоятельства, в т.ч. на недопустимость формального расчета количества документов при отсутствии их идентификации и уверенности в том, что они действительно имеются у налогоплательщика.
Суды учли этот довод налогоплательщика и снизили размер штрафа, обратив внимание на следующие обстоятельства.
В оспариваемом решении указано, что в нарушение ст. 93 НК РФ налогоплательщик не представил счета-фактуры в количестве 54 244 шт. Между тем, в спорном периоде с общее количество счетов-фактур по книге продаж и книге покупок всего составило 40 890 шт., следовательно, предоставить указанные документы в количестве 54 244 шт. не представляется возможным ввиду отсутствия такого количества.
Кроме того, счета-фактуры в книге продаж регистрируют и продавцы, и покупатели. У продавца (налогоплательщик) счет-фактура на аванс заполняется при получении аванса (предоплаты). В этом случае в течение 5 рабочих дней выписывается авансовый счет-фактура, который сразу же регистрируется в книге продаж. После получения предоплаты продавец (налогоплательщик) отгружает на эту сумму товары и тогда у него уже возникает право принять к вычету авансовый НДС. В этом случае он регистрирует счет-фактуру на аванс уже в книге покупок.
Таким образом, в книге покупок налогоплательщика за спорный период отображаются такие же счета-фактуры на полученный аванс от покупателей, что и в книге продаж. Дублирующих операций в книге покупок 9 151 шт., следовательно, их нельзя учитывать дважды при подсчете непредставленных документов, поскольку это одни и те же документы, отраженные по правилам ведения книги покупок и продаж.
В итоге суды пришли к вводу, что сумма штрафа по оспариваемому решению должна быть правомерно рассчитана с учетом верного количества документов, а именно: 31 739 счетов-фактур x 200 руб. = 6 347 800 руб. Эта сумма также была снижена с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств.
(постановление АС Московского округа от 26.10.2022 по делу № А40-86676/2021 ООО "ИНОКСМАРКЕТ")