Суд признал, что дата, указанная налоговым органом в качестве даты принятия решения по итогам налоговой проверки, является фиктивной и налоговый орган пропустил срок давности привлечения налогоплательщика к ответственностиПо итогам выездной проверки за 2015-2017 гг. налогоплательщик решением налогового органа от 20.09.2019 был привлечен к ответственности по п. 3 ст. 122 НК РФ.
При оспаривании этого решения налогоплательщик ссылался, в частности, на то, что в действительности решение было вынесено позже (спустя более года) «задним числом», а не 20 сентября 2019 года.
Налоговый орган в качестве возражений указывал, что материалы проверки рассмотрены в установленный срок в присутствии представителей налогоплательщика, что подтверждается протоколом рассмотрения материалов налоговой проверки от 15.08.2019. Было допущено лишь нарушение срока, установленного для вручения налогоплательщику оспариваемого решения.
Тем не менее, суды проанализировав текст спорного решения налогового органа, согласились с выводом налогоплательщика, что дата решения (20.09.2019) является фиктивной, исходя из того, что в самом решении в обоснование позиции налогового органа содержатся ссылки и описания событий, произошедших после указанной даты.
Так, на одной из страниц решения указано, что спорный контрагент налогоплательщика 18.10.2019 исключен из ЕГРЮЛ. То есть инспекция ссылается на исключение контрагента из ЕГРЮЛ, случившееся через месяц после вынесения обжалуемого решения.
Еще на одной из страниц указано, что согласно данным бухгалтерского баланса на 31.12.2019... И далее по тексту решения следует анализ данных бухгалтерского баланса за 2019 год, поступившего в налоговый орган 09.04.2020 (согласно квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде). Таким образом, и по состоянию на 09.04.2020 решение по результатам проверки налоговым органом вынесено не было.
Между тем, ст. 113 НК РФ установлен 3-летний срок давности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности. И если исходить из правил его расчета в отношении ст. 122 НК РФ, то срок давности привлечения к налоговой ответственности за неуплату налога на прибыль за 2015 год истек 31.12.2019 (когда спорное решение налогового органа фактически еще не было принято).
Таким образом, решение налогового органа в части привлечения к налоговой ответственности за неуплату налога на прибыль за указанный период в виде штрафа подлежит признанию недействительным.
(постановление АС Северо-Западного округа от 15.06.2022 по делу № А21-213/2021 ООО "Корпорация Русь")ОЦЕНКА TAXOLOGYДанный кейс продолжает череду дел (иногда достаточно курьезных по содержанию) о тех или иных ошибках или недочетах в работе налоговых органов, которые затем им дорого обходятся, несмотря на предпринимаемые иногда попытки их исправления или объяснения их возникновения какими-либо разумными причинами. Нельзя не отметить и внимательность отдельных налогоплательщиков (как в данном деле), которые сразу выявляют такие ситуации при анализе текстов различных документов, тем более, что, например, датирование каких-либо документов «задним числом» не такая уж и редкая ситуация в деятельности налоговых органов, о чем также свидетельствует судебная практика.
Суд признал, что постановка налогоплательщика на учет в другой налоговой инспекции не привела к пропуску им срока на возврат переплаты по налогуНалогоплательщик состоял на учете в налоговой инспекции № 10 - с 27.06.2018 по 09.06.2020, в инспекции № 13 - с 09.06.2020 по 16.08.2021.
27.01.2020 он обратился в налоговую инспекцию № 10 с заявлениями о возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль, в том числе за 2016 год. Спустя 6 месяцев после получения указанных заявлений и на следующий день после снятия налогоплательщика с учета (10.06.2020) инспекция № 10 известила налогоплательщика об отказе в удовлетворении заявлений о возврате излишне уплаченного налога по причине снятия его с учета в налоговом органе и рекомендовала с заявлением о возврате обратиться в инспекцию № 13.
В связи с этим налогоплательщик 14.07.2020 направил заявления о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в инспекцию № 13. Однако последняя приняла 27.07.2020 решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога, в том числе за 2016 год в связи с нарушением срока подачи заявлений (заявления представлены по истечении трех лет со дня уплаты).
Тогда налогоплательщик обратился в суд с требованием о возврате переплаты и процентов, но суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, указав, что на момент обращения налогоплательщика в инспекцию № 13 срок, определенный ст. 78 НК РФ, истек.
Но суд апелляционной инстанции, установив, что в инспекцию № 10 заявление было подано в пределах срока, предусмотренного ст. 78 НК РФ, и инспекция № 10 нарушила предусмотренные сроки на возврат налога, посчитал не пропущенным срок на обращение в суд с заявленным имущественным требованием и удовлетворил жалобу налогоплательщика.
Налоговый орган пытался обжаловать апелляционное постановление. В кассационной жалобе он указывал на то, что апелляционный суд неправомерно оценивал законность действий и бездействия инспекции № 10 при том, что налогоплательщик оспаривал действия инспекции № 13, которые признаны законными судом апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции отклонил этот довод налогового органа, отметив, что поскольку в силу п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, то взаимоотношения подразделений одного и того же федерального органа исполнительной власти (ФНС) по снятию и постановке на учет налогоплательщика не должны влиять на реализацию права налогоплательщика на возврат (зачет) излишне уплаченного налога.
(постановление АС Северо-Западного округа от 15.06.2022 по делу № А56-74314/2021 АО "Управляющая компания "Феникс капитал")