Суд признал, что нарушение налоговым органом срока вручения налогоплательщику акта проверки привело к невозможности взыскания с него доначисленного налога По итогам камеральной проверки на основе представленной налогоплательщиком 18.05.2017 уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год налоговым органом был составлен акт налоговой проверки от 22.06.2017.
Однако только лишь 13.03.2020 состоялось рассмотрение акта проверки и материалов проверки, по итогам которого 24.03.2020 налоговым органом было вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
согласно которому налогоплательщику доначислен налог. УФНС 10.08.2020 оставило жалобу налогоплательщика на это решение без удовлетворения.
30.10.2020 налогоплательщик получил требование об уплате доначисленного налога и обжаловал его, ссылаясь на пропуск налоговым органом сроков на принятие мер по взысканию доначисленной суммы налога. На момент выставления и направления требования истекли предельные сроки, установленные НК РФ,
на взыскание недоимки и пени как во внесудебном, так и в судебном порядке. Направление требования с нарушением сроков является следствием направления ему акта камеральной налоговой проверки с нарушением срока более чем на два года.
При рассмотрении дела в суде было установлено, что несмотря на то, что налогоплательщик в период с 22.06.2017 по 04.02.2020 принимает документы, направляемые налоговыми органами по электронным каналам связи и
находится по месту нахождения, отраженному в ЕГРЮЛ, а также принимает почтовую корреспонденцию и взаимодействует с налоговыми органами в рамках мероприятий налогового контроля, проводимых в соответствии с НК РФ, акт проверки от 22.06.2017 был направлен ему по ТКС лишь по истечении двух с половиной лет, а именно 04.02.2020, что подтверждается квитанцией о приеме.
Суд согласился с тем, что оспариваемое требование выставлено налогоплательщику за пределами предельных сроков, установленных НК РФ на принудительное взыскание налогов, пени. Предельные сроки на принудительное взыскание задолженности по налогам и соответствующим им пени подлежат исчислению с учетом сроков, установленных п. 5, п.6 ст. 100, п. 1, п. 9 ст. 101, п. 1. ст. 101.2, п. 1 ст. 139.1, п. 6 ст. 140, п. 4 ст. 69, п. 2 ст. 70, п. 3 ст. 46 НК РФ.
Максимальный срок на принятие мер по взысканию в принудительном порядке
налога, пеней, штрафа по камеральной проверке уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год, поданной 18.05.2017, исчисленный на основании норм НК РФ, истек 29.07.2018. То есть, срок на принудительное взыскание задолженности истек более чем за два года до получения налогоплательщиком спорного требования. Причины, которые могли бы препятствовать налоговому органу вручить налогоплательщику акт проверки в срок, отсутствовали, что налоговым органом не оспаривается.
При этом суд в своем решении сослался и на позицию ВС РФ изложенную в
Определении СКЭС ВС РФ от 05.07.2021 № 307-ЭС21-2135 по делу №
А21-10479/2019 (ООО «Неринга») об ограничении возможности взыскания пределами двух лет и отметил, что в том деле, нарушение длительности налоговой проверки составило четыре месяца и, следовательно, не привело к нарушению предельного двухлетнего срока.
В настоящем же деле, учитывая, что требование вынесено по истечении двухлетнего предельного срока взыскания задолженности, оно не соответствует НК РФ и нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
(решение АС г. Москвы от 27.10.2021 по делу № А40-9594/2021 ООО Управляющая Компания "Деловой дом Калита") ОЦЕНКА TAXOLOGY Данное дело в очередной раз показывает, что позиция ВС РФ, изложенная в одном из ключевых налоговых споров 2021 года – деле № А21-10479/2019 (ООО «Неринга») – может использоваться нижестоящими судами не только в спорах, рассматриваемых в пользу налоговых органов (как это могло показаться изначально), но и в пользу налогоплательщиков. Своеобразным «водоразделом» при определении того, насколько существенным оказалось нарушение налоговым органом процедурных сроков при проведении налоговой проверки и утверждении ее результатов, становится 2-летний срок. При этом ВС РФ в своем определении по делу ООО «Неринга» не стал подробно останавливаться на механизме исчисления этого срока, и этот «пробел» начинают восполнять нижестоящие суды, либо просто упоминая его, либо используя прямые формулировки. Например, нарушение сроков «само по себе не лишает налоговый орган права на принятие мер внесудебного взыскания, предусмотренных статьями 46 - 47 НК РФ, но, во всяком случае, ограничивает возможность взыскания пределами двух лет с момента, когда должна была истечь совокупность сроков на проведение мероприятий налогового контроля и оформления их результатов, учитываемая в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации» (решение АС Челябинской области от 01.11.2021 по делу №
А76-31096/2021).
Суд признал незаконной выемку документов и предметов у лица, в отношении которого не проводилась налоговая проверка Налоговый орган проводил выездную проверку в отношении третьего лица, по отношению к которому налогоплательщик являлся одним из основных поставщиков товаров. В ходе нее он установил, что контрагенты и сотрудники обеих организаций пересекаются (частично совпадают).
В связи с этим налоговый орган провел сначала осмотр офиса налогоплательщика, а затем (в этот же день) выемку документов и предметов, предполагая, что этот офис в действительности может быть одним из адресов проверяемого лица. При этом осмотр и выемка проводились без уведомления налогоплательщика, присутствовали лишь представитель собственника помещения, в котором налогоплательщик арендовал офис, понятые и сотрудники правоохранительных органов. Лишь спустя две недели представитель налогоплательщика был ознакомлен с протоколом осмотра и получил копии изъятых документов.
Суд признал постановления о производстве осмотра и выемки незаконными исходя из следующего. Ссылка налогового органа на то, что в проверяемом периоде у налогоплательщика и проверяемого лица установлен сопоставленный IP-адрес, пересечение сотрудников, не свидетельствуют о законности оспариваемых действий с учетом того, что поручение о проведении мероприятий налогового контроля вынесено именно в отношении проверяемого лица.
Таким образом, несмотря на проведение проверки в отношении проверяемого лица налоговый орган произвел процессуальные действия в отношении непроверяемого лица. При этом он не доказал, что по искомому адресу имеются помещения, занимаемые проверяемым лицом, как указано в постановлении о производстве выемки, что такие помещения или имущество проверяемого лица находятся и установлены по данному адресу.
Суд также сослался на позицию ВС РФ, изложенную в
решении от 10.06.2019 № АКПИ19-296 о том, что осмотр налоговыми органами территорий и помещений контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц-участников сделки, когда такие помещения и территории не используются проверяемым налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) и не связаны с содержанием объектов налогообложения проверяемого налогоплательщика, является незаконным.
Суд дополнительно отметил, что два разных процессуальных действий (осмотр и выемка) проведены одними и теми же должностными лицами с участием одних и тех же понятых в одно и тоже время, что нормами действующего законодательства РФ не предусмотрено. Так осмотр проведен с 13:11 до 18:20, а выемка проводилась с 16:00 до 18:30, что не допустимо.
Он отклонил довод налогового органа о том, что тот не обязан заблаговременно уведомлять налогоплательщика о вынесенном постановлении о производстве выемки документов и предметов, с учетом того, что в силу части 3 статьи 94 НК РФ до начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.
(решение АС г. Москвы от 05.10.2021 по делу № А40-17483/21 ООО "Формула-ФР")